Воскресенье, 19.05.2024, 02:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности применения метода проектов при обучении литературе в образовательных учреждениях СПО

Россия,Московская область,г.Москва

ГБОУ Учебно-методический центр "Детство"

Методист

Плетёнкина Н.Д.

 

Россия,Московская область,г.Москва

ГОУ СПО Технологический колледж № 28

Преподаватель-методист русского языка и литературы

Безина Е.Д.

Аннотация: В современных условиях становления информационного общества   перед  системой профессионального образования   стоит задача подготовки интеллектуально развитых высококвалифицированных специалистов. С введением ФГОС  по профессиональному образованию особое внимание  уделяется формированию ценностных ориентаций учащихся, т.к. духовно-нравственное содержание человека неразрывно связано с его деятельностью:  активно воздействуя на формирование личности, способствует ее развитию и духовно-нравственному обогащению. Способом для решения поставленной задачи  является метод  учебного проектирования, который   находит обоснование своего применения в литературном образовании  обучающихся  СПО через активизацию  развития учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению социального, литературно-исторического, культурного и духовного наследия человечества, определения, значения художественного мира для социализации  молодого человека в современном  поликультурном пространстве.

    Ключевые слова: информационное общество, высоко квалифицированные специалисты, профессиональное образование, компетентностный подход, личностно ориентированное обучение, многоуровневость, непрерывность до вузовского профессионального образования,  литературное образование, духовно-нравственные ценности, метод учебного проектирования, практикоориентированность, развитие познавательных способностей, типология проектов, система педагогических условий,  синтез учебно-познавательных приёмов, само презентация проектного продукта, рефлексия и перепроектирование.

 

В современных условиях становления информационного общества подготовка  интеллектуально развитых высококвалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни, является основной   целью  системы среднего профессионального образования (СПО).   По мнению разработчиков пособий нормативно-правовых актов по внедрению ФГОС в систему профессионального образования, введение нового ФГОС, является «отражением социального заказа, своего рода общественным договором, согласующим требования современного рынка труда, семьи, общества и государства»[1]. Перед СПО поставлена непростая  задача: формирование  духовно богатой  и творчески развитой личности учащегося.

«Духовной культурой» народа[2], его особой ценностью и достоянием  всегда являлось литературное наследие. Основой базового компонента литературного образования в ссузе  является  направленность на достижение конкретных практических целей:

  • дать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности;
  • дать основные литературоведческие понятия, выработать представление о художественном мире произведения, закономерностях развития литературы, о мировом литературном процессе;
  • научить всестороннему анализу произведения и умению отличать подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;
  • показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.
  • определить становление русской книжности, показать преемственность литературных эпох.
  • определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
  • объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

В условиях системы СПО проблема литературного образования стоит особенно остро: сокращение учебного времени  в пользу усиления профессионального  обусловлено практикоориентированностью образовательного процесса. Но более значительное сокращение часов для изучения литературы на базовом уровне в СПО (117 часов – обучение 1 год),  даже по сравнению с базовым школьным образованием, создает предпосылки для зарождения серьезных противоречий. Так,   с одной стороны,  целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, с другой стороны, – ставит под сомнение целесообразность использования имеющихся средств обучения: до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере  в практической деятельности обучающихся в СПО. Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих и в программах по литературе, разработка технологии самостоятельной творческой деятельности учащихся остается только делом преподавателя. Так, например, по программе  начального профессионального образования (НПО) рекомендуемое количество часов на освоение материала дисциплины в разряде максимальной учебной нагрузкой выделено всего 117 часов, столько же  часов составляет и обязательная аудиторная нагрузка, в то время, как в разряде самостоятельной работы обучающегося предполагается 0 часов. Безусловно, преподаватель поставлен в условия «творческого поиска», когда на самостоятельную работу обучающегося ему необходимо изыскать резерв за счет других «инновационных» решений.

Другая, не менее серьезная проблема, - это проблема учебных пособий. До сих пор не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучении. В основном используются учебники для общеобразовательных школ: 10 класс Ю.В. Лебедева в 2х частях,  5-е издание, М, Просвещение 2004 г, и 11 класс под редакцией В.П. Журавлева в 2-х частях, 6-е издание, изд-ва Просвещение, Московский учебник, М.,2003. Весьма ограничено использование учебного пособия для СПО Е.П. Педчак, Литература. Русская литература конца XVIII- XIX века; Зарубежная литература. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. и Литература: практикум: учеб. Пособие для студ. сред проф. Учеб. заведений; под ред. Г.А. Обернихиной - М.: Издательский центр «Академия»,2006. 

 Такая же «история» с другими  учебными предметами  из «общего образования»…

В системе среднего (начального) профессионального образования общеобразовательные дисциплины занимают все меньше места в учебных планах, т.к. выделены в одну группу: ООД. Итоговой аттестации по ним не предусмотрено, учащиеся переходят на другой курс и обучаются профессии.    Но развитие общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей общего образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного образовательного процесса» [3]. Авторы «Концепции структуры и содержания общего образования» особо подчеркивают, что «…возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, обще учебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны»[4] (мой курсив).

Налицо — дисбаланс отношений между задачами СПО, целями ФГОС, желаниями преподавателя и обеспеченностью первостепенным, насущным — учебным временем и учебно-методическим комплексом сопровождения учебного процесса, хотя с переходом на компетентностный подход в обучении  (2005 - 2011 гг.) реформирована вся система профессионального образования. В рамках единого учебного процесса интегрированы  три его уровня - начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость, непрерывность до вузовского профессионального образования.

Еще одной из  ключевых проблем современного профессионального образования остается проблема читательских умений вчерашних школьников – первокурсников ссузов. Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывающая негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся, их интеллектуальное развитие, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах»[5], – напоминает И.В. Сосновская. Т.к. контингент обучающихся СПО  традиционно составляют выпускники основной школы, деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного уровней) образования.

Поэтому решению этих многочисленных специфических проблем может способствовать применение  метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является предъявление реального  общественно значимого практического результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования (переосмысления полученного опыта и определения новых перспектив индивидуального развития  как учащегося, так и педагога, в заданном векторе процесса обучения - движения к поставленной цели.)

Метод проектирования - педагогическая технология, включающая  в себя такие методы, которые способствуют не только  активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся  СПО и повышению  мотивации к занятиям, в данном случае, литературой,  но и обучению в целом.  Специфика исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их неразрывной взаимосвязи способствует привлечению молодого человека к поиску, отбору нужных материалов, и главное – к их прочтению(!),  в первую очередь, а во вторую, адаптации в новых условиях обучения и социализации учащегося как личности.  Поэтому метод проектов отлично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения. Применяя  разнообразные проблемные методы - дискуссии, исследования, поиска - преподаватель  практикует  разноуровневое обучение,  дифференцированный характер которого позволяет синтезировать  приёмы формирования и активизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся. Самостоятельное решение конкретной проблемы  в результате своих умозаключений,  способствует формированию у обучающихся критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей.

Многочисленные  исследования, проведенные в этой области,  убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации   познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, не успешности  в учебном процессе, что очень важно в профессиональном образовании. Например, при изучении вводной темы «Характеристика русской литературы 1 половины XIX века»  для «продвинутого» обучающегося Сергея С., студента группы ЭП-11 отделения «Менеджмент по отраслям» ГОУ СПО Строительный колледж № 26 (2006г.), не составило особого  труда подготовить объемное и серьезное исследование с привлечением библиотечных материалов и архивных источников на тему: «Роль баллады в развитии  русской литературы 1 половины XIX века» на основании хорошо проработанного библиографического списка, а заодно и помочь ему найти друзей, завязать новые знакомства, раскрепостить, снять «зажатость» и стеснительность.  А Михаил Г., обучающийся  группы СЭЗ-1 отделения «Строительство зданий и сооружений» (2007г.),  подготовил серьезное историко-литературное исследование по теме: «Влияние декабристов на становление русской литературы», в которой он восстановил поименно список всех декабристов и солдат, принявших участие в восстании на Сенатской площади!  Участие в этом проекте  укрепило узы его семьи: родители, дедушки и бабушки, старшая сестра и другие родственники с удовольствием приняли участие в этом проекте и помогли в поиске и обработке необходимых материалов, в разработке текста, оформлении презентации. Этот проект можно с успехом отнести к разряду «семейного проекта». Своим осуществлением этот труд подчеркивает непреходящую роль семьи в становлении личности подростка. Этот ученический труд-проект разрабатывался в течение года и  лег в основу «золотого фонда» студенческих исследований ГОУ СПО Строительный колледж № 26. Эстафету продолжил другой студент, из той же группы.  Ираклий В. и его друг Савелий И. участвуя в  разработке проекта «Н.А. Некрасов – живая душа русского народа», провели литературоведческое исследование поэтического наследия Н.А. Некрасова. В   издание вошло и   приложение сборника стихотворений - антология русских народных песен на СД –ROM - диске. Все эти студента с отличием окончили образовательное учреждение и были занесены  в сборник «Лучшие выпускники колледжей Москвы» общероссийской общественной организации Российский Союз Молодёжи  в рамках  программы «Российские интеллектуальные ресурсы» (РИР)[6].  

Эти примеры - не исключение. Например,  для студентки Ирины С., студентки  группы ПР-11 отделения «Правоведение» ГОУ СПО Строительный колледж № 26 (2005 год) работа над темой «Литературная биография Л.Н. Толстого» стала не только учебным заданием, но и способом самопогружения и самоисследования личностного художественного мира писателя, отражением которых стала презентация своей работы, вылившейся в большой проект: «Лев Толстой – личность и судьба», открывшей для нее путь в большую литературу: Ира вдруг обнаружила в себе страсть к  исследованиям литературного творчества современных писателей.[7]

Применение  метода проектов в обучении литературе  имеет свои особенности: совмещение учебного и вне учебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным источникам через различные виды и средства коммуникации (традиционные - библиотека и межбиблиотечный абонемент (МБА);  книги, энциклопедии, архивы; инновационные - электронные каталоги Центральных, региональных, муниципальных библиотек,  электронные ресурсы архивов, музеев, Интернет,  домашние библиотеки) - все  является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной мотивации учащихся СПО, а  высокие критерии оценки способствуют высокому качеству результата проектной деятельности.

Каждый проект имеет уровни, сферы, степень, длительность. Каждый участник определяет сам уровень, степень погружения в проект, тему, коллективность: одному или с друзьями. Важным условием выполнения проекта является обязательная самопрезентация и последующая рефлексия (анализ и устранение ошибок - перепрограммирование).    Так, для обучающихся группы ПР11 отделения «Правоведение» ГОУ Строительного колледжа №26 группы ПР-11 отделения «Правоведение» (2005г.) стало настоящим событием участие в проекте по теме: «Наполеон: история взлета и падения». Проведенные  исследования архивных материалов, работа в библиотеках, музеях Москвы позволили не только  узнать Москву-историческую, но обогатить арсенал своих знаний по культуре давно ушедшей эпохи, прочувствовать «связь времен», осмыслить и ощутить  значение СОБЫТИЙ эпохи Наполеона, развить свои умения не только в создании текста, но и в работе с компьютерными программами, а также преодолеть свои комплексы,  поверить в свои силы.  Отправной точкой в мир истории литературы послужило участие в коллективном проекте учащихся этой группы, в процессе которого (длительность 2 семестра) обучающиеся, разбившись на группы исследователей – архивистов, музейщиков, библиотекарей, фото, видео режиссеров, компьютерных гениев, администраторов, корректоров, художников и пр. осуществили поистине титанический труд: составили историческое исследование  политической жизни Европы конца ХVIII – начала XIXвв., истории русской и французской армии, жизни великих русских  полководцев, таких, как: А.В. Суворова, Багратиона, М.И. Кутузова, взлета и падения кумира этой эпохи Наполеона Банопарта, его влияния на культуру этих стран и стран Европы, отражения в русской литературе. Изучив не только исторические источники, но и литературные труды В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, И.С. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Ф.И. Достоевского, Л.Н.Толстого; газеты и журналы, содержащие заметки, статьи, карикатуры на  героев той эпохи, географию сражений, фильмы  и многое другое.  Конечно же, вся эта работа была осуществлена в свободное от учебных занятий время, с представлением еженедельных результатов  в часы занятий Творческого объединения «Живое слово». Участвуя в проекте, студенты не только упрочили свои знания по литературе, но и углубили знания по другим предметам: истории, географии, французскому и английскому, русскому(!) языков; научились поиску, отбору, систематизации  и аналитико-синтетической переработке информации, прогнозированию и планированию своей деятельности, рациональному использованию своего свободного времени. Но главное: они «вышли» из проекта другими: они стали «успешными», стали гордостью колледжа.

Проектирование,  как вид учебно-познавательной деятельности в СПО,  способствует  формированию ключевых компетенций, о чем в своем труде-монографии «Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент» С.Г. Воровщиков констатировал, что «…в современных условиях решение проблемы обще учебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования»[8].  В тоже время,  В.А. Болотов и В.В. Сериков особо подчеркивают, что «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы».[9]

Умение разрешать проблемы, возникающие в практической деятельности, - основа профессиональной компетенции специалиста: чем выше развита способность определения проблемы, ее сути, способа решения, тем выше профессионализм специалиста. Формирование этой специфической особенности есть основная задача профессионального обучения.

   От школьного  учебного проектирования отличается и типология проектов в ссузе, основными типологическими признаками которой являются:

a)     доминирующий вид деятельности;

b)    предметное  содержание;

c)     координация и уровень контактов;

d)    количество участников;        

e)     продолжительность.

  В ссузе несколько иной  доминирующий  вид деятельности:

a)     исследовательский - моделирование ситуаций научного поиска: доказательство или опровержение какой - либо научной гипотезы;

b)    результат – мини-монография с последующим  докладом, участие в ученической конференции;

c)     ролевой, игровой: представление публике опыта участия в решении проблемы; результат – деловая, литературная игра;

d)    творческий: привлечение публики к какой-либо проблеме; результат  – спектакль, выпуск устного журнала, альманаха, и пр.;

e)     информационный или ознакомительно - ориентированный: сбор информации о каком – либо объекте,  результат  – статья, реферат и пр.;

f)      прикладной или    практико-ориентированный; привлечение внимания учащихся к изучаемой проблеме, к решению практических задач; результат – учебное, наглядное пособие;

g)     информационно – технологический: привлечение внимания к технологическим аспектам обучения; результат  - создание веб-сайта или др. учебной среды.

Рассмотрим, насколько применимы эти постулаты в практике обучения в ссузе. Так, проект "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков", выполненный обучающимися ГОУ СПО Технологический колледж № 28, охватывает все перечисленные  виды деятельности. Поставив перед собой цель:  изучить творческую биографию Александра Кочеткова, выяснить какую роль его  творчество сыграло в русской литературе начала  ХХ  века, студенты определили проблему: «Почему среди всех имён в истории Серебряного века осталось не названным одно: имя  поэта Александра Кочеткова?» В рамках этого проекта были поставлены задачи: установить личность Александра Кочеткова, для чего необходимо было        изучить архивные материалы о судьбе А.Кочеткова, его место рождения, биографию, род занятий, состав его семьи и пр.биографические факты;  изучить творчество А.Кочеткова: эпоха; литературные течения; место поэзии А.Кочеткова  в этот период. Найти ответы на вопросы: что роднит Александра Кочеткова  с эпохой Серебряного века? Какие черты культуры Серебряного века  были ему присущи? Был  ли Александр Кочетков  дружен с поэтами-серебристами?         Кто Александр Кочетков: продолжатель традиций поэзии Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист?  

Проект состоял из двух частей:  исследовательской, литературно - исторический профиль, и информационно-технологической, создание цифрового образовательного продукта для Банка учебных материалов (медиатеки кабинета русского языка и литературы). Исполнителями проекта были: Татьяна Ш. – редактирование материалов проекта («Школа изящной словесности»); Илья Л.– изучение архивных биографических материалов                ( Экспериментальная студия  «Земляки»); Марина Ш. – изучение эпохи Серебряного века (Историко-исследовательский центр «Наследие»);  Евгений З. –  цифровая  обработка материалов проекта; фото, видео  ( Центр технической поддержки);  Александр З. – создание ЦОР и подготовка материалов к защите (Творческая лаборатория).[10]

Защита проекта состоялась в январе 2010 г.   Итогом  разработки проекта явилось участие в I городской студенческой научно-практической конференции "Серебряный век русской поэзии: истоки, направления, персоналии, традиции", проводившейся в апреле 2010 года  кафедрой русского языка и литературы АПК и ППРО под эгидой ФИРО. Доклад по теме: "Традиции Серебряного века в культуре последующих эпох: в поэзии Александра Кочеткова" представляли: Татьяна Ш. и Александр З. при участии Марины Ш.., Евгения З., Ильи Л. – студентов группы № 22 Отделения "Технология мясомолочных изделий" [11].

3. От школьного,  студенческий проект  отличается и предметным содержанием. Так проекты в ссузе подразделяются на:

a)     моно предметные - в рамках одного предмета; сложные разделы; серия уроков, например, проект "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков", хотя общение, поиск информации, обработка информационных потоков – все проходит так же во внеурочное время.

b)    меж предметные - в рамках нескольких предметов; внеурочное время.

Например, проект «Наполеон: история взлета и падения» - меж предметный, т.к. охватывал несколько предметов, его можно назвать интегрированным в историко-литературный, военно-исторический, историко – лингвистический,   геополитический процесс становления наук: филологической, исторической, военной, географической, лингвистической, политической, т.к. осуществлялся в рамках нескольких предметов; во внеурочное время, получая часть знаний и из учебной литературы, во время учебного процесса, общаясь с преподавателями  и в колледже, и дома по электронной почте, по телефону в вечернее или свободное время.

 4. По характеру координации:

a)     с открытой, явной координацией (преподаватель-координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы, как в случае с проектом "Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков")

b)    со скрытой координацией (преподаватель - координатор проекта выступает как полноправный участник, как в случае с проектом «Наполеон:  история взлета и падения»)

5. По количеству участников:

a)     индивидуальный (проект «Литературная биография Л.Н. Толстого»);

b)    парный (проект «Н.А. Некрасов – живая душа русского народа»);

c)     групповой (проект «Наполеон:  история взлета и падения»);

d)    семейный (проект «Влияние декабристов на становление русской литературы»).

 6.   По продолжительности выполнения:

a)      краткосрочный (несколько уроков);

b)     среднесрочный (от недели до месяца);

c)      долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев, учебного года).

Например, проведенная исследовательская работа «Поэма "Мертвые души". Тема: «Расшифровка образных словесных характеристик,  данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», посвященная 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, выполняла студентка  группы №12  Татьяна Ш. ГОУ СПО Технологический колледж № 28. Эта работа индивидуально–группового характера со скрытой координацией преподавателя русского языка и литературы.  Итогом выполнения исследовательской работы стало  1 место  в  Московском городском конкурсе проектно - исследовательских работ «Уважение к человеческому достоинству и душевной свободе», посвященном 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя в номинации «Расшифровка образных словесных характеристик, данных Гоголем своим героям в тексте поэмы: пейзаж, быт, портрет», проводившемся под эгидой Департамента образования города Москвы в марте, 2009 года. В апреле 2009 года работа заняла 1 место во Всероссийском конкурсе студенческих проектных работ, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, в июне 2010 г. работа опубликована Кафедрой ЮНЕСКО МИОО в сборнике студенческих работ, посвященных 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.  Итогом участия в проекте стало не только отличное дальнейшее обучение Татьяны Ш. в колледже, но и положило начало большому творческому пути: Татьяна – автор нескольких романов для подростков, в этом году поступает в Литературный институт им. А.М. Горького.

Но не только Татьяне проект предопределил судьбу: ранее, в 2007 году, студент группы ЭП-11 Строительного колледжа № 26 Денис М. создал роман «Хроники Москвы»  о своих сверстниках, главными героями которого стали его сокурсники.  Иван К., участвуя в работе  Творческого объединения «Живое слово» Школы русской словесности, стал главным редактором альманаха «На крыльях Пегаса», бардом (композитором, поэтом и исполнителем), ежегодно занимая 1 места в конкурсе бардовской песни Москвы.[12] 

В зависимости от уровня сформированности  навыков учащихся  в основной школе  в ссузе определяется  9 этапов выполнения проекта, которые тоже имеют свою специфику, которая заключается в:

1)    выявлении проблем и задач предстоящего исследования; 

2)    выдвижении гипотезы и определения путей ее решения;

3)    определении методов исследования;

4)    составлении плана выполнения проекта – проектной маршрутной карты;

5)    распределении обязанностей и определения степени ответственности за выполнение порученного дела;

6)    поиска, анализа, отбора данных, их систематизации( распределении информационных потоков);

7)    оформлении результатов;

8)    подготовке презентации и защите проекта (самопрезентации);

9)    рефлексии-перепроектировании: анализе проделанной работы, определения новых проблем исследования, формулировании выводов и выработке дальнейшего вектора обучения, перспектив развития.

Внешняя оценка проекта, промежуточная, итоговая, для учащихся ссузов очень важна, т.к. она является важным дополнительным стимулом  к успешной адаптации в студенческой среде.  Форма оценки может быть различной и зависит от множества факторов:

  • актуальности выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • степени  проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательности принимаемых решений, аргументированность заключений;
  • корректности используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характера (индивидуальный или коллективный) принимаемых решений;
  • характера общения и взаимопомощи  участников проекта;
  • эстетичности  оформления результатов проекта;
  • умения отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Конечно, строгое выполнение требований к проекту, даже косвенное

участие в проекте, наблюдение или детальное, незначительное соприкосновение с темой проекта, помощь другу, соучастие в работе, поход в библиотеку или в музей, даже в качестве спутника, -  поднимает участника в глазах семьи, друзей, однокурсников на более высокий культурный уровень, духовно и нравственно обогащает его, помогая  учащемуся самоопределиться и социализоваться.

Следовательно,  мы можем сделать вывод, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа, сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования,  умения работать с различными источниками информации.[13] Всеми данными умениями и навыками необходимо обладать современному молодому специалисту, чтобы быть компетентным в своей профессии, специалистом высокого уровня, т.е. конкурентоспособным.

Обращение к методу проектов С.Е. Полат рассматривает с позиций использования потенциала новейших педагогических технологий для решения проблемы обучения: «Сегодня, когда приоритетными ценностями развитого информационного общества становится информация, наиболее приоритетными умениями для специалистов становятся умения работать с этой информацией, с особой актуальностью зазвучали идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов к обучению и воспитанию учащихся».[14] Все теоретики и практики сходятся в одном: проектирование в образовании – это эффективная дидактическая система, которая представляет синтез  целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения в современном информационном обществе. С применением технологии проблемного обучения и разведения на уровни освоения литературного материала, повышается мотивация обучения учащихся и позволяет обеспечить возможность постепенного, последовательного повышения их образовательного уровня,  вхождения в фазу  профессионального обучения.

 

Библиография:

  1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8–14.
  2. Воровщиков С.Г. Учебно - познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с., с.156
  3. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 43-50
    1. Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
    2. Соответствие нормативной базы образовательного учреждения с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов НПО И СПО. Сборник документов «В помощь руководителям, преподавателям и мастерам производственного обучения ОУ НПО и СПО» сост.: Травкина Н.Н., Агищева Т.И., Каруна Т.А., Трутаева Л.А., Пыжова Т.В., Павленко В.Н..Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012 г. 146 с.;  с 6
  4. Сосновская И.В.,Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. // Выпуск 9.; Иркутск, 2008; с 29.
  5. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. –С.115-126
  6. Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.
  7. Персональный сайт Г.Н. Ионина - http://ioningerman.com/literatura-chast-duhovnoy-kulturyi.html
  8. Творческое объединение «Живое слово»: http://zivoeslovo.ucoz.ru

 



Источник: http://worldofteacher.com/4026-821.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Natalia (17.10.2014) | Автор: Плетёнкина Наталья Давыдовна E W
Просмотров: 833 | Теги: метод проектов, ценностный мир, проблемы СПО, программирование, филологическое образование, компетентностный подход, Учебное проектирование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: