Главное меню
|
Консультация №4 Анализ эпизода - литературно-критическая статья (План)ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА литературно-критическая статья. 1.Условное название эпизода (или глава, или сами его обозначаем – в названии заключена идея микротекста). 2.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Соотнесенность с предшествующими и последующими эпизодами текста. 3.Эмоциональный пафос эпизода: например, Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"- героический (казнь Тараса), драматический - А.С.Грибоедов «Горе от ума»- (Чацкий), трагический - А.Н.Островский «Гроза» (Катерина) , сатирический М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», комический Н.В.Гоголь «Ревизор» , сентиментальный, романтический и пр.. Выявить эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому: утверждающее, отрицающее что-либо, оправдывающее, возвышающее, ироничное и т.д. 4.Содержательная функция эпизода: характерологическая (главы из «Мертвых душ»), психологическая, изображающая новый поворот в развитии сюжета, оценочная. 5.Композиция эпизода. 6.Лексико-семантические особенности (как построены диалоги, монологи и т.п.). 7.Мини-сюжет эпизода (события, которые происходят в этом эпизоде). 8.Мини-конфликт эпизода (поведение действующих лиц, чувства, мысли, переживания, взаимоотношения героев) 9.Авторские оценки изображенных персонажей: прямые (внесюжетные элементы: реплики, вставки, философские рассуждения, авторские отступления. Образ автора или прямое обращение к читателю), косвенные ( сюжетные элементы :персонаж-рупор авторских идей, интерьер, портрет, пейзаж, худ. деталь, говорящие фамилии, литературные реминисценции). 10.Проблематика эпизода: нравственная, гражданская, философская, социальная, психологическая, социально-психологическая, утопическая, эстетическая. 11.Художественное время (Бахтин). Соотнесенность с историческим временем и несоотнесенность. Мифологическое время, утопическое, историческое. Сюжетное или замкнутое. Объективное и субъективное. 12.Худ. пространство: реальное и условное, ограниченное и безграничное. 13.Пейзаж в эпизоде: фантастический (вымышленный), символический и т.д. 14.Интерьер в эпизоде как средство характеристики персонажа (социальный статус героя, вещи говорят о хозяине, образованности его, сфере интересов и взглядах персонажа). 15.Портрет: описание (например, А.С.Пушкин), сравнение (например, с героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), психологический портрет (Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский – внутренний мир через облик). 16.Речевая характеристика (обязательна, если эпизод драматический!). 17.Выбор лексики (архаизмы, диалектизмы, церковнославянизмы). 18.Средства худ. изобразительности (как работают детали в эпизоде). 19.Художественная функция цвета и звука в произведении. 20.Роль эпизода в развитии идеи произведения |