Понедельник, 06.05.2024, 12:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Консультация №4 Анализ эпизода - литературно-критическая статья (План)

ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА 

литературно-критическая статья.

1.Условное название эпизода (или глава, или сами его обозначаем – в названии заключена идея микротекста).

2.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Соотнесенность с предшествующими и последующими эпизодами текста.

3.Эмоциональный пафос эпизода: например, Н.В.Гоголь "Тарас Бульба"- героический (казнь Тараса), драматический - А.С.Грибоедов «Горе от ума»- (Чацкий), трагический - А.Н.Островский «Гроза» (Катерина) , сатирический М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», комический  Н.В.Гоголь «Ревизор» , сентиментальный, романтический и пр.. Выявить эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому: утверждающее, отрицающее что-либо, оправдывающее, возвышающее, ироничное и т.д.

4.Содержательная функция эпизода: характерологическая (главы из «Мертвых душ»), психологическая, изображающая новый поворот в развитии сюжета, оценочная.

5.Композиция эпизода.

6.Лексико-семантические особенности (как построены диалоги, монологи и т.п.).

7.Мини-сюжет эпизода (события, которые происходят в этом эпизоде).

8.Мини-конфликт эпизода (поведение действующих лиц, чувства, мысли, переживания, взаимоотношения героев)

9.Авторские оценки изображенных персонажей: прямые (внесюжетные элементы: реплики, вставки, философские рассуждения, авторские отступления. Образ автора или прямое обращение к читателю), косвенные ( сюжетные элементы :персонаж-рупор авторских идей, интерьер, портрет, пейзаж, худ. деталь, говорящие фамилии, литературные реминисценции).

10.Проблематика эпизода: нравственная, гражданская, философская, социальная, психологическая, социально-психологическая, утопическая, эстетическая.

11.Художественное время (Бахтин). Соотнесенность с историческим временем и несоотнесенность. Мифологическое время, утопическое, историческое. Сюжетное или замкнутое. Объективное и субъективное.

12.Худ. пространство: реальное и условное, ограниченное и безграничное.

13.Пейзаж в эпизоде: фантастический (вымышленный), символический и т.д.

14.Интерьер в эпизоде как средство характеристики персонажа (социальный статус героя, вещи говорят о хозяине, образованности его, сфере интересов и взглядах персонажа).

15.Портрет: описание (например, А.С.Пушкин), сравнение (например, с героем романа Л.Н. Толстого «Война и мир»), психологический портрет (Л.Н.Толстой,  Ф.М.Достоевский – внутренний мир через облик).

16.Речевая характеристика (обязательна, если эпизод драматический!).

17.Выбор лексики (архаизмы, диалектизмы, церковнославянизмы).

18.Средства худ. изобразительности (как работают детали в эпизоде).

19.Художественная  функция цвета и звука в произведении.

20.Роль эпизода в развитии идеи произведения

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031