Эпизод №1 " Диалог Обломова и Штольца"
http://www.youtube.com/watch?v=2vzUeFIu2Iw&feature=player_embedded
Эпизод №2 " Суп... с мясом..."
http://www.youtube.com/watch?v=GGb_mPqV1eY&feature=player_embedded
План анализа эпизода художественного произведения
-
Определить границы эпизода2, дать ему название.
-
Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.
-
Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
-
кто они?
-
каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
-
- Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).
- Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
- автора;
- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.
- Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.
- Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию;
- к вопросу (проблеме);
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
- Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.
- Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.
- Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.
- Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.
- Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.
- Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст!
. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.
Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:
- Доказываем, что этот эпизод - композиционный центр романа.
- Какую роль играет эпизод в описываемых событиях романа? Делаем вывод.
- Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев романа (говорим о тех героях, о которых речь шла в пункте 1-м главной части)? Делаем вывод.
- Как выразились в эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений? Делаем вывод.
Обратите внимание!
Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений.
Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
- Необходимо помнить, что далеко не все пункты этого плана должны быть обязательно проработаны в сочинении: все зависит от характера эпизода и наличия в нем материала для анализа, от вашей читательской зоркости, умения определить в эпизоде главное, без чего анализ не будет полным, а также вашего внимания и степени подготовки.
- Сочинение, посвященное анализу эпизода, можно начать и с общей краткой характеристики содержания произведения.