VII.Общественно-политическое положение в середине XIX века и особенности литературного процесса 2 половины XIX века.
|
1ч. урок
|
А.Н.Островский. " Колумб Замоскворечья» - видео урок
Пьеса «Гроза». Комментированное чтение;
·
Анализ
декораций 1 действия, интерпретация
текста — поэтический образ, народная память — народная мудрость:
« Правый берег — высокий»,
«город
Калинов — калинов
мост
(битва
русского богатыря со Змеем-Горынычем),
раскалить
до красна
(металл,
взаимоотношения людей)
каленое
железо, закаленный в бою,
калина
— ярко – красная ягода, куст;
подготовка
автором зрителя-читателя к восприятию изображаемого конфликта;
·
чтение монолога Кулигина (Кулибина)
(уч-ся читают
вслух)
·
Экскурсия по Замоскворечью
Школа русской словесности
«Живое слово», центр «Наследие»:
·
Литературные чтения:
1.Катерина - «Луч света в
темном царстве» (Добролюбов)
Комментированное чтение и анализ 2
действ., 6 явл;
- От страха Божественной кары -
«Огненной гиены» за совершенный грех — к принятию решения: акустическое и
световое сопровождение - работа с текстом II и III действия.
2.Анализ сцены прощания
Катерины с Борисом:
мужество Катерины и духовная
нищета Бориса - прием антитезы: речевая характеристика персонажей.
3.Часы самоподготовки:
·
Н.А.Добролюбов
«Луч света в темном царстве»
Составление плана-конспекта текста статьи
|
1ч. урок
2ч. урок
4ч
1ч.
1ч.
2ч.
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия:
углубление
представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах.
Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики
|
|
Домашнее
сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза”
|
|
·
Час
поэзии:
«Я встретил Вас ...» по лирике Ф.И. Тютчева.
«Еще одно забывчивое слово» по
лирике А.А.Фета
( с музыкальным и видео сопровождением,
подготовленным учащимися)
|
2ч. Урок
|
И.А.Гончаров.
Своеобразие стиля писателя. Сон Обломова в
композиции романа. Обломов и Штольц. Тема любви в романе. Ольга
Ильинская и Агафья Пшеницына.
|
1ч. урок
2ч. урок
|
Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Философские вечера:
·
И.А.Гончаров. Проблема счастья и проблема воспитания
в романе («Обломов» как российский роман
воспитания)
|
2ч
|
Сочинение
рассуждение по главе «Сон Обломова» (роман И. А. Гончарова "Обломов”. )
|
|
И.С.Тургенев
«Путешествие в Спасское-Лутовиново». Певец русской природы. Видео-урок
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной
словесности, центр «Наследие»: Философские
вечера.
·
И.С.Тургенев
«Записки охотника»
Идейно-художественное своеобразие
рассказов цикла «Записки охотника»
Комментированное чтение и анализ
рассказа «Хорь и Калиныч» - образы русских крестьян и помещиков.
·
И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
Тема
гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов,
мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным
поколениям
|
1ч урок
1ч
1ч
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия:
понятие "натуральная школа” и черты
"натуральной школы” в «Записках охотника» Тургенева, в изображении
сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений
о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная и
историософская проблематика, выражаемая литературными средствами.
|
|
Реферат по роману «Отцы и дети»
|
д/з
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной
словесности, центр «Наследие»: Литературная гостиная.
А. К. Толстой «Слеза
дрожит в твоем ревнивом взоре…»
Своеобразие
художественного мира А. К. Толстого.
|
1ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие». Литературные чтения:
·
М.Е.
Салтыков-Щедрин.
«История одного города» - коллективные чтения.
фельетон,
пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение
исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной
невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории
Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А. К. Толстого «История государства
Российского от Гостомысла до Тимашёва» - сообщения
учащихся
|
2ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»
·
Некрасовские
чтения
(неделя русского языка и
литературы):
«Я лиру посвятил народу
своему..»
1
день:
Литературная
гостиная:
(конференция по поэме
«Кому на Руси жить хорошо»)
1.Поэма «Кому на Руси жить
хорошо» комментированное чтение глав Пролог, Пьяная ночь.
("Непоэтические” темы и образы.
"Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с
изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие
размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью.)
2. Жизнь народа и галерея
народных образов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
(Постреформенная
Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в
поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие)).
3. «Есть женщины в русских селеньях»-образ Матрены Тимофеевны.
(Образ женщины в лирике
Некрасова. Антиромантизм в некрасовском
изображении русской деревни.
4. Образ «народного
заступника»-Гриши Добросклонова
( Образы революционеров-разночинцев. Влияние Н.Добролюбова на образ
Гриши Добросклонова)
2
День:
Семинар: «Поэт и
гражданин» -гражданская лирика Н.А.Некрасова, час поэзии.
3
День
Творческая
лаборатория
Защита проекта «Н.А.Некрасов-
поэт и гражданин» и представление исследовательских работ по теме «Русские
женщины» по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
4
день
Творческая
лаборатория
«Коробейники»
литературно-музыкальный вечер,
посвященный творчеству Н.А.Некрасова.
|
8ч
|
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
|
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия:
противопоставление гражданской лирики и
поэзии "чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о
философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Дальнейшее
формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном
своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.
|
|
Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие».
Литературно-музыкальная
гостиная:
«Литература народов России»
учащиеся других национальностей, обучающиеся в колледже,
представляют произведения своих национальных писателей и поэтов.
Творческая лаборатория
( с музыкальным сопровождением, пением народных песен,
стихотворений, переложенных на музыку)
|
|
Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие». Творческая лаборатория
I.Философские вечера: Ф.М.Достоевский.
·
Разработка темы:
«Крушение теории Раскольникова» в контексте темы «Гуманизм Достоевского»:
связь понятий
— "преступление”, "грех”, "наказание”, "искупление” — в романе Достоевского.
Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания
романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания Сны
Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Разоблачение
идеи исключительной личности (наполеоновское начало).
·
Мармеладов,
Елизавета, Соня, дети «униженные и оскорбленные».
Идея всеобщего
братства ("сестринства”) Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников.
Символика романа евангельские образы
·
Своеобразие образа Петербурга в романе,
смысл понятия "Петербург
Достоевского»
Комментированное чтение эпизодов развития теории, «пробы»
-примерки преступления, чтение в лицах эпизодов
«Поединок со следователем Порфирием Петровичем».
Психологизм прозы Достоевского.
·
«Двойники
Раскольникова»
от
Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова,
Лужина и и Порфирия Петровича.
·
Значение эпилога
·
Мировое значение
творчества Ф.М.Достоевского.
Все эпизоды и
темы, анализируемые на уроке, — в сопровождении видео фильма (роль Раскольникова в исполнении Тараторкина)
II.Творческая мастерская. Театральная студия.
Суд над Р.Раскольниковым. ( Деловая Игра.) ( учебные курсы "Уголовный процесс", "Основы судебного красноречия"и Литература) Гр.Пр 11, Пр 21(отделение "Правоведение"), остальные группы др. отделений - слушатели судебного процесса.
|
2ч
д/з
4 ч
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Углубление представлений о сказе.
Понятие "двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в
лирике Некрасова и Тютчева.
|
|
Самостоятельная аналитическая
работа «Причины несостоятельности и крушения теории Р.Раскольникова»
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр «Наследие»
:
Неделя
Л.Н.Толстого
"Севастопольские рассказы» - читательская
конференция
Изображение войны в повестях. Неприятие
официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме
Творческая лаборатория
Просмотр кино эпопеи «Война и
мир» реж. С. Бондарчук. С комментариями по прочитанным главам и эпизодам в
соответствии с прохождением поурочных тем:
Принципы
создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные
приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы
изображения истории в романе. История как "семейная хроника”. Принципы
изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и
историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим
представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как
полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение
Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в
отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в
национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки).
Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при
неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в
военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).
Творческая лаборатория
Защита исследовательских проектов по темам:
( по выбору):
1.Особенности развития русской
литературы XIX в:
2.Тема наполеонизма в русской
литературеXIX в;
3.Наполеон Бонапарт: причины
крушения.
4. Образ Русского Солдата в
русской литературеXIX в- воплощение заповедей
Древних русичей .
5. Тема народного героя в русской
литературеXIX в.
6. «Русские женщины» в литературе XIX в..
7.Декабристы и отражение идей
декабристов в русской литературеXIX в.
|
1ч
8ч
2ч
2ч
2ч
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Понятие о романе-эпопее. Законы
соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение
исторических и философских проблем художественными средствами.
|
|
Сочинение по роману Л. Н.
Толстого "Война и мир”.
|
4ч
|
«В гостях у А.П.Чехова. Мелехово». Видео урок
А.П.Чехов. «Вишневый сад». Комментированное чтение сцен (выборочно)
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие»: Театр Чехова-коллективное посещение МХАТа
– спектакль «Вишневый сад», обмен
впечатлениями:
Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в
основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение
эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение
эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа
вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской
драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.
|
1ч урок
1ч урок
6ч
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Возникновение драматургии нового типа.
Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление
представлений о системе персонажей драматургического произведения.
|
|