Понедельник, 06.05.2024, 04:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Ч.2. Примерное содержание программы историко-исследовательского центра "Наследие"б2

б2

Примерное содержание программы .Часть2

VII.Общественно-политическое положение в середине XIX века и особенности литературного процесса 2 половины XIX века.

1ч. урок

А.Н.Островский. " Колумб Замоскворечья» - видео урок

Пьеса «Гроза». Комментированное чтение;

·        Анализ декораций 1 действия, интерпретация текста — поэтический образ, народная память — народная мудрость:

« Правый берег — высокий»,

«город Калинов калинов мост

(битва русского богатыря со Змеем-Горынычем),

раскалить до красна

(металл, взаимоотношения людей)

каленое железо, закаленный в бою,

калина — ярко – красная ягода, куст;

подготовка автором зрителя-читателя к восприятию изображаемого конфликта;

·        чтение монолога Кулигина (Кулибина)

                          (уч-ся читают вслух)

·        Экскурсия по Замоскворечью

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»:

·        Литературные чтения:

1.Катерина - «Луч света в темном царстве» (Добролюбов)

Комментированное чтение и анализ 2 действ., 6 явл;

- От страха Божественной кары - «Огненной гиены» за совершенный грех — к принятию решения: акустическое и световое сопровождение - работа с текстом II и III действия.

2.Анализ сцены прощания Катерины с Борисом:

мужество Катерины и духовная нищета Бориса - прием антитезы: речевая характеристика персонажей.

3.Часы самоподготовки:

·        Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

           Составление плана-конспекта текста статьи

1ч. урок

2ч. урок

 

 

 

 

 

1ч.

 

1ч.

 

2ч.

Историко- и теоретико-литературные понятия:

углубление представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах. Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики

 

Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза”

 

·        Час поэзии:

«Я встретил Вас ...» по лирике Ф.И. Тютчева.

«Еще одно забывчивое слово» по лирике А.А.Фета

 ( с музыкальным и видео сопровождением, подготовленным учащимися)

2ч. Урок

И.А.Гончаров. Своеобразие стиля писателя. Сон Обломова в композиции романа. Обломов и Штольц. Тема любви в романе. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

1ч. урок

2ч. урок

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Философские вечера:

·        И.А.Гончаров. Проблема счастья и проблема воспитания

 в романе («Обломов» как российский роман воспитания)

Сочинение рассуждение по главе «Сон Обломова» (роман И. А. Гончарова "Обломов”. )

 

 И.С.Тургенев «Путешествие в Спасское-Лутовиново». Певец русской природы. Видео-урок

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»: Философские вечера.

·        И.С.Тургенев «Записки охотника»

Идейно-художественное своеобразие рассказов цикла «Записки охотника»

Комментированное чтение и анализ рассказа «Хорь и Калиныч» - образы русских крестьян и помещиков.

·        И.С.Тургенев «Отцы и дети»

Тема гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным поколениям

1ч урок

 

 

Историко- и теоретико-литературные понятия:

понятие "натуральная школа” и черты "натуральной школы” в «Записках охотника» Тургенева, в изображении сатирических персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной полемике средствами художественной литературы. Социальная и историософская проблематика, выражаемая литературными средствами.

 

Реферат по роману «Отцы и дети»

д/з

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»: Литературная гостиная.

А. К. Толстой  «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»

Своеобразие художественного мира А. К. Толстого.

 

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие». Литературные чтения:

·        М.Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города» - коллективные чтения.

фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска. Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А. К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашёва» - сообщения учащихся

 

 

 

 

 

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»

·        Некрасовские чтения

              (неделя русского языка и литературы):

               «Я лиру посвятил народу своему..»

1 день:

Литературная гостиная:

(конференция по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

1.Поэма «Кому на Руси жить хорошо» комментированное чтение глав Пролог, Пьяная ночь.

("Непоэтические” темы и образы. "Антиэстетизм” как поэтическая программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической благозвучностью и неблагозвучностью.)

2. Жизнь народа и галерея народных образов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

(Постреформенная Россия глазами крестьян — стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка, пословица, примета и другие)).

3. «Есть женщины в русских селеньях»-образ Матрены Тимофеевны.

(Образ женщины в лирике Некрасова. Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни.

4. Образ «народного заступника»-Гриши Добросклонова

( Образы революционеров-разночинцев. Влияние Н.Добролюбова на образ Гриши Добросклонова)

2 День:

Семинар: «Поэт и гражданин» -гражданская лирика Н.А.Некрасова, час поэзии.

3 День

Творческая лаборатория

Защита проекта «Н.А.Некрасов- поэт и гражданин» и представление исследовательских работ по теме «Русские женщины» по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

4 день

Творческая лаборатория

«Коробейники»

литературно-музыкальный вечер, посвященный творчеству Н.А.Некрасова.

 


Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

 

Историко- и теоретико-литературные понятия:

противопоставление гражданской лирики и поэзии "чистого искусства”. Психологизм в лирике. Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности пейзажа в лирике. Дальнейшее формирование представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии, значение традиции и новаторства в литературе.

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие».

Литературно-музыкальная гостиная:

«Литература народов России»

учащиеся других национальностей, обучающиеся в колледже, представляют произведения своих национальных писателей и поэтов.

Творческая лаборатория

( с музыкальным сопровождением, пением народных песен, стихотворений, переложенных на музыку)

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие». Творческая лаборатория

I.Философские вечера: Ф.М.Достоевский.

·        Разработка темы:

«Крушение теории Раскольникова» в контексте темы «Гуманизм Достоевского»:

связь понятий — "преступление”, "грех”, "наказание”, "искупление” — в романе Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его создания Сны Раскольникова как средство создания психологического портрета героя. Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское начало).

·        Мармеладов, Елизавета, Соня, дети «униженные и оскорбленные».

Идея всеобщего братства ("сестринства”) Алёна Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников. Символика романа евангельские образы

·        Своеобразие образа Петербурга в романе,

 смысл понятия "Петербург Достоевского»

Комментированное чтение эпизодов развития теории, «пробы» -примерки преступления, чтение в лицах эпизодов

«Поединок со следователем Порфирием Петровичем».

Психологизм прозы Достоевского.

·        «Двойники Раскольникова»

от Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и и Порфирия Петровича.

·        Значение эпилога

·        Мировое значение творчества Ф.М.Достоевского.

Все эпизоды и темы, анализируемые на уроке, — в сопровождении видео фильма (роль Раскольникова в исполнении Тараторкина)


II.Творческая мастерская. Театральная студия.


Суд над Р.Раскольниковым. ( Деловая Игра.)

 ( учебные курсы "Уголовный процесс", "Основы судебного красноречия"и Литература)

 Гр.Пр 11, Пр 21(отделение "Правоведение"), остальные группы др. отделений - слушатели судебного процесса.


 

 2ч

 

 

 д/з









 4 ч

Историко- и теоретико-литературные понятия

Углубление представлений о сказе. Понятие "двойник”. Психологизм Достоевского в сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.

 

Самостоятельная аналитическая работа «Причины несостоятельности и крушения теории Р.Раскольникова»

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие» :

Неделя Л.Н.Толстого

"Севастопольские рассказы» - читательская конференция

Изображение войны в повестях. Неприятие официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме

Творческая лаборатория

Просмотр кино эпопеи «Война и мир» реж. С. Бондарчук. С комментариями по прочитанным главам и эпизодам в соответствии с прохождением поурочных тем:

Принципы создания портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения истории в романе. История как "семейная хроника”. Принципы изображения семей Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства (сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).

 

Творческая лаборатория

Защита исследовательских проектов по темам:

( по выбору):

1.Особенности развития русской литературы XIX в:

2.Тема наполеонизма в русской литературеXIX в;

3.Наполеон Бонапарт: причины крушения.

4. Образ Русского Солдата в русской литературеXIX в- воплощение заповедей Древних русичей .

5. Тема народного героя в русской литературеXIX в.

6. «Русские женщины» в литературе XIX в..

7.Декабристы и отражение идей декабристов в русской литературеXIX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историко- и теоретико-литературные понятия

Понятие о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными средствами.

 

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир”.

«В гостях у А.П.Чехова. Мелехово». Видео урок

А.П.Чехов. «Вишневый сад».  Комментированное чтение сцен (выборочно)

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»: Театр Чехова-коллективное посещение МХАТа – спектакль «Вишневый сад», обмен впечатлениями:

Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы. Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и его роль в пьесе.

1ч урок

1ч урок

Историко- и теоретико-литературные понятия

Возникновение драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического произведения.

 

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031