Понедельник, 06.05.2024, 13:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Факультатив по изучению профессиональной лексики "Росич"

р

2 a. Факультатив по изучению профессиональной лексики "Росич"

ПРОГРАММА:

                                                     I Пояснительная записка

 

1. Место факультатива по изучению профессиональной лексики «Русич» в системе Школы русской словесности «Живое Слово»:

факультатив по изучению профессиональной лексики «Русич» является составной неотъемлемой частью структуры Школы русской словесности «Живое Слово».

2. Рабочая программа факультатива «Русич» составлена в соответствии с Федеральным Компонентом Государственного стандарта общего образования по предмету «Русский язык» для средней (полной) общеобразовательной школы и в соответствии с примерной программой «Русский язык для средних специальных учебных заведений», а также учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений (базовый уровень).

 Работа факультатива «Русич» рассчитана  в объеме 54 часа.

3.Основной постулат факультатива: «Цветами красноречия»  усыпан путь ко всякой карьере». (А.П.Чехов).

4.Содержательной основой занятий факультатива является стремление научить учащихся грамотно пользоваться технической лексикой и специальной терминологией, в значительной степени улучшение качества речи, ее внутренней организованности, профессионально-речевой компетентности учащихся, заинтересованности в постижении азов выбранной профессии и, как следствие, более качественной подготовки квалифицированных специалистов.

С этой целью в программе представлена система практических занятий - творческих работ исследовательского характера, основанных на нетрадиционной форме применения лингвистических знаний в профессионально-коммуникативной деятельности студентов, совершенствования их культуры речи, помощи в усвоении технической и специальной терминологии, уважительного отношения к выбранной профессии, людям труда, более глубокому пониманию значения культуры речи для высококвалифицированного, инженерно-технического специалиста, повышения уровня  не только речевой и профессиональной компетентности, но и общего повышения интеллектуального уровня гармонично развитой личности будущего специалиста.

Для достижения поставленной цели в представленной системе творческих и практических занятий и работ учащихся использована методика профессиональной направленности преподавания русского языка и литературы в СПО для внеклассной работы по русскому языку.

5.Программа предусматривает разнообразные, нетрадиционные, формы проведения какаудиторных занятий, направленных на развитие творческого потенциала учащегося, повышения их культурного и профессионально-образовательного уровней, таких, как: словесные игры, игры-экспромты, видео семинары, видео часы, практические занятия – игры со словом, «Экскурсы в Будущее», очные и заочные встречи с ветеранами производства, родителями, так и внеаудиторных, предусматривающих изучение истории колледжа, района, выпуск юмористических листовок в рубрике  «Разговорчики в строю» Литературной газеты участие в издании альманаха «На крыльях Пегаса», а также участие в работе  Школы русской словесности «Живое слово».

6.Программа опирается на обобщение и интегрирование знаний и умений по русскому языку, полученными студентами при изучении курса общеобразовательной (неполной, полной) школы, курса «Русский язык и культура речи», иностранных языков, МХК, истории, информатики, физики и др. дисциплин.

7.Цель программы факультатива:

-        ввести учащихся в круг основных понятий и проблем языковой стилистики – раздела науке о языке, в котором изучается «поведение» слов, форм, предложений  в их взаимном переплетении и взаимодействии в повседневном речевом (бытовом), а также профессиональном общении, что является особенно актуальным на современном этапе языкового оскудения, понижения уровня языковой культуры, особенно в молодежной среде,

-        а также в круг общедуховных проблем общества, решение которых становится одним из условий нравственного и общенационального возрождения России.

8. В результате студенты должны:

Знать:

ü      Роль русского языка в мировой истории, историческом, культурном наследии России, в жизни общества;

ü      место русского языка в мировом сообществе;

ü      языковые проблемы как общенациональные (духовные, нравственные) современного общества;

ü      языковое нормирование и особенности употребления в речи профессиональной лексики, целесообразность ее употребления в различных сферах жизни.

Уметь:

ü      применять полученные знания на практике: при изучении специальных дисциплин, создании высказываний профессиональной направленности  в устной и письменной форме;

ü      оценивать предложенное высказывание: анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

ü      соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

ü      владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений, стилевые особенности, использовать изобразительно-выразительные  средства языка в своей профессиональной деятельности).

9.Программа факультатива ориентирована на учащихся ГОУ СПО 1 - 4 курсов различной профессиональной специфики (отделения строительных специальностей - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Водоснабжение и вентиляция», «Ремонт и реставрация»; а также для отделений специальностей - «Менеджмент», «Государственное и муниципальное  управление», «Страховое дело», «Правоведение», « Профессиональное обучение», а так же других направлений, н-р. Технологии производства и отраслей.) и будет интересна любому учащемуся, различного интеллектуально-образовательного уровня и степени подготовленности.


Минимальные требования к оснащению занятий факультатива.

 На занятиях факультатива по русскому языку используются печатные пособия (дидактические материалы и т.д.), репродукции картин, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства: диафильмы, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы и пр.

 

Тематика творческих и практических занятий.

Раздел 1.

«НЕ ТОЛЬКО ЧТО, НО И КАК СКАЗАТЬ»

(Языковая работа над  публицистическими и общетехническими   терминами)

Тема 1.1.«Как наше слово отзовется…»

(Выбор языковых единиц).

Тема 1.2. «Стиль, отвечающий теме».

(Выбор манеры и стиля изложения текста).

Тема 1.3. Что же  мы будем изучать?.

(Языковая работа над общетехническими терминами.)

Требования к знаниям: знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, правила применения профессиональной и технической терминологии, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).

Требования к умениям: различать элементы нормированной и ненормированной речи, правильно использовать профессиональную и техническую терминологию.

Раздел 2.

«…В начале было СЛОВО…»

(Из истории профессионализмов)

Тема 2.1. За 27 веков до нас …

(закрепление общетехнических и профессиональных терминов).

Тема 2.2. Самая молодая отрасль науки о языке

(специальная профессиональная терминология с использованием материалов компьютерных программ).

Тема 2.3. « Герои труда – великие профессионалы».

(Языковая индивидуальная работа над специальной терминологией по определенной профессии)

Требования к знаниям: знать особенности исторического развития,

имена основоположников русской стилистики, а так же имена знаменитых людей- профессионалов (по специальностям), способы применения специальной терминологии и слов-профессионализмов.

Требования к умениям: уметь применять исторические знания о профессиональной стилистике на практике: в устной и письменной речи.

Раздел 3.

МАЯК В ОКЕАНЕ ЯЗЫКА

(Профессиональная лексика и функционирование языка)

Тема 3.1. «Не кочегары мы, не плотники…»

(Синтаксические упражнения в связи с изучением терминологии).

Тема 3.2. «Мама-повар, что ж такого?»

(Языковая индивидуальная работа с карточками-заданиями по синтаксису на лексическом материале определенных профессий)

Тема 3.3.«Милиционером - хорошо, а строителем – лучше!»

(Диктанты-миниатюры на повторение пройденного материала по определенной профессиональной тематике).

Тема 3.3. «Столяру хорошо, а инженеру - лучше!»

(Карточки-задания по орфографии на лексическом материале определенной профессиональной тематики.)

Требования к знаниям: знать способы словообразования, лексические и фразеологические единицы языка.

Требования к умениям: уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

 

 

Раздел 4.

«…намотай себе на ус...»

(Работа по развитию речи, ознакомление с приемами ораторским искусством)

Тема 4.1. «Изъясняться простым, точным словом»

(Упражнения на развитие фонетических, орфоэпических, морфологических навыков связной речи и конструирования текста с использованием профессиональной терминологии).

Тема 4.2. «Тесно сливая идею с формой…»

(Интонационные упражнения для развития навыков правильно артикуляции, и произношения слов (дикции), с отработкой каждого компонента (просодемы) речи, ознакомление с приемами ораторского искусства).

Тема 4.3. «Сквозь магический кристалл…»

(Изложения и конструирование текста с профессиональной лексикой)

Тема 4.4. «Раз – словечко, два – словечко…»

(Лингвистический и стилистический анализ текста с целью выяснения причин достижения выразительности и убедительности сообщений с использованием профессиональной лексики и терминологии).

Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка, средства выразительности, знать проблематику построения ораторских текстов и особенности поведения оратора при произнесении публичной речи, а также об использовании разнообразных форм языкового воздействия на слушателей.

Требования к умениям: уметь применять на практике знания о лексических и фразеологических единицах языка, средствах выразительности, проблематике построения ораторских текстов и особенностях поведения оратора при произнесении публичной речи, учитывая особенности аудитории.

Уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.

Раздел 5.

ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

(Что такое профессиональный язык?)

Тема 5.1. «Быть всем понятным…».

Профессиональный язык в системе национального языка

(Задания по развитию речи с заданной ситуативной тематикой с использованием средств диалогической речи различной эмоциональной окрашенности).

Тема 5.2. «Чтобы быстрее и лучше понимать друг друга….».

Общеобязательность языковых и литературных норм.

(Ортология оформления письменного текста: деловые и служебные документы из цикла «Нарочно не придумаешь» - некоторые трудности и вольности использования профессионально - деловых штампов и клише.

Тема 5.3. «Слово, написанное и сказанное…». Система стилей литературного языка.

(Участие в работе факультатива по русскому языку «Занимательная грамматика» - составление различного рода тестов, словесных игр: криптограмм, ребусов, чайнвордов, грамматических задач и пр. на профессиональную тематику как дидактического, так и юмористического характера для первокурсников и абитуриентов подготовительного отделения).

Тема 5.4. «Конь и трепетная лань…»

(Участие в специальных выпусках литературной газеты «Глаголь!», в юмористической рубрике «Разговорчики в строю», альманаха «На крыльях Пегаса».)

Требования к знаниям: знать особенности просторечия, его взаимодействие и соотношение с литературным языком, стилистическую структуру, органическую связь лексико-фразеологического состава русского литературного языка, процессы, протекающие в современном литературном языке, а также специфику происхождения слов.

Требования к умениям: уметь пользоваться синтаксическими средствами при создании текстов различной стилевой принадлежности; редактировать тексты как собственного сочинения, так и тексты других авторов., стремиться к умелому использованию языковых элементов различных лингвистических уровней.

Раздел 6.

«СЛОВА ЖИВУТ, ТЕКУТ ИЗ УСТ В УСТА…»

Тема 6.1. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь…»

(Создание базы для изучения специальных терминов и профессиональной лексики:

-составление мини - учебников и мини-справочников для использования на занятиях по русскому языку как факультативных, так и учебных).

Тема 6.2. «Твоими бы устами, да мед пить….»

(написание и составление сценариев к фильмам, встречам с ветеранами производства и сверстниками из других колледжей, эссе в рубрике «Есть мнение!», в редактировании материалов для Интернет-сайта колледжа, в создании  летописи  колледжа.)

Тема 6.3. « Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

(Написание сценариев и участие в языковых (игровых) конкурсах-шоу «Поле чудес»,

«Кто хочет стать профессионалом?», компьютерных тестах-викторинах

«Как правильно сказать по-русски?» и пр.)

Требования к знаниям: иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка, особенностях устной и книжной речи, выборе языковых средств, конструктивных особенностях, эмоциональной сфере лексико-фразеологического уровня, а также принципах построения ораторской  профессиональной речи, ее эмоционального воздействия на аудиторию.

Требования к умениям: уметь различать тексты по их стилевой принадлежности, анализировать речь сточки зрения ее нормированности, уместности и целесообразности;

уметь продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Раздел 7.

«Еще раз о птичках…»

(Так зачем же  все это простому смертному надо?).

Тема 7.1.

«…все работы хороши – выбирай на вкус!» (В. Маяковский).

(Выпуск дидактических материалов, создание презентаций, электронных пособий, программ для изучения профессиональной лексики и использования спецтерминологии на других предметах.)


Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

 

  1. Ю.А.Бельчиков. Стилистика и культура речи. 2 –е изд, исправленное и дополненное. М. Изд-во УРАО, 2002г.
  2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов на Дону «Феникс», 2006г., учебник для СПО.
  3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса общеобразовательное учреждение, М. 2004г.
  4. Черкасова М.Н. Культура речи. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006г., учебник для СПО.
  5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. – СПб, 2004г. Учебник для СПО.
  6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для ВУЗов. М. – 1988год.
  7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. – 1997год.
  8. Горбачевич К.С. Нормы совр. рус. яз., лит. М. – 1989год.
  9. Ковтунова И.И. современный рус. яз., порядок слов и акт. Членение. М. – 1976год.
  10.  Культура русской речи./под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000год.
  11.  Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - М., 2006г.
  12.  Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2002г.
  13.  Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997г.
  14.  Словари русского языка (орфоэпический, толковый, фразеологический, словообразовательный, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031