Главное меню
|
Лекция № 2ЛК-2 Понятие культуры речи, качества хорошей речи Повторение 1.Как соотносятся такие понятия как язык и речь? 2.Назовите и охарактеризуйте функции языка. 3.Что такое литературный язык. Перечислите признаки литературного языка. 4.Дайте определение языковой норме. Назовите типы норм.
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей, работников радио и ТВ, менеджеров, журналистов. КР важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги. Под культурой речи понимается:
Т.о., КР содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический. КР предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм! Ошибки в речи свидетельствуют о низкой культуре чел-ка или о его небрежном отношении к своей речи!
Задание. Какие слова (нейтральные, разговорные, книжные, отвлеченные) преобладают в каждом предложении. Какое из предложений вы бы использовали в публицистической статье, в научном докладе, в деловой беседе, в разговоре? Аргументируйте свой ответ. 1.При желании можно сделать куда больше, чем когда тебя заставляют. РАЗГ, РАЗГ 2.Чувство желания бывает сильнее чувства необходимости, возникающего в результате принуждения. КНИЖН, НАУЧН (логика, точность, объективность, обобщ.) 3.По доброй воле человек работает лучше, чем по принуждению. НЕЙТР, Деловая беседа (безличность изложения и отсутствие оценочности) 4.Какие силы могут заставить человека пойти на те подвиги, которые он совершает добровольно, движимый огнем собственного желания? ОТВЛЕЧ, ПУБЛ (экспрессивные средства, призывность, полемичность)
КР требует от говорящего или пишущего отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения. Выбор необходимых для поставленной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи. Коммуникативные качества речи
Задание. Записать в тетрадь предложения и исправить ошибки. - Дочь за три года возрастом догнала мать. Возраст и рост не одно и тоже. - если вам необходимо попросить в долг определенную сумму денег, надо сказать Дай мне в долг, Дай взаймы, одолжи мне НО не Займи мне. Глагол ЗАНЯТЬ имеет значение взять взаймы, а не дать взаймы. - Ни один укол, который делает мед сестра Наташа, не бывает больным. Болезненным! - Он был смешной парень, как начнет смеяться, так и не остановишь. Смешливый!
Лексика
Этический аспект КР предписывает знаний и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на ТЫ, ВЫ, выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.). Задание. Напишите универсальные (предписано обществу в целом) вежливые формы обращения к адресату. Например: Граждане, приобретайте билеты.. Уважаемые дамы и господа!... Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие… Многоуважаемые ветераны!... Часто с фамилией, именем, званием адресата и прилагат уважаемый, дорогой. Глубокоуважаемый, многоуважаемый – к народным избранникам, высокопоставленным чиновникам, заслуженным деятелям науки и культуры НЕЛЬЗЯ: Уважаемый+господин+фамилия+имя, отчество!!! Соц-статусн.наимен – молодой человек, девушка , женщина… Будьте добры, пожалуйста, можно попросить Вас.. Наим. адресата по профессии или званию - доктор, профессор, товарищ генерал… Эмоц-оценочн. наимен. – Леночка, Татьяночка Петровна, лапочка, солнышко, золотко (Маршак). НО необходимо знать, где и насколько они допустимы! Д/з. Выучить материал ЛК-1. ЛК-2. Подготовиться к проверке знаний: в рабочей тетради выполнить тему № 1 |