Понедельник, 06.05.2024, 13:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Сравнение программ по литературе СПО

Поэзия
Сравнение программ по литературе:
общеобразовательная школа (базовый уровень) и СПО - колледж (базовый уровень)

3 часть
( XX век- 1-я половина  )



Литература XX века

(90 час)






Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных” проблем бытия.

(1 час)

Характеристика литературы конца XIX начала XX века. Продолжение и развитие гуманистических и реалистических традиций классической литературы.




Литература первой половины XX века

(70 час)


Литература первой половины XX века.





Обзор русской литературы первой половины XX века:

ХХ вв. Реализм и модернизм.Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть”.

(1 час)






И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе "Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. "Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

(4 час)

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско», Стихи Бунина.

0,5ч

Сообщения учащихся по тнеме «Сихи И.А.Бунина»



Сочинение по творчеству И. А. Бунина







А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

(2 час)

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет», «Олеся» (обзор)

0,5ч

Сообщения учащихся о творчестве А.И.Куприна.



М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

(5 час)

М. Горький. Ранние рассказы: «Старуха Изергиль», «Челкаш». Человек на перепутье истории
М. Горький.
«На дне» - социально-философская драма. Драматургический конфликт. Споры о предназначении человека, пафос активного отношения к жизни.

Отношение Горького к октябрьской революции. «Несвоевременные мысли».





Сочинение по творчеству М. Горького.







Обзор зарубежной литературы первой половины XX века:

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

(1 час)






Б. Шоу

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

(2 час)






Г. Аполлинер

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

(1 час)






Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

(8 час)

Обзор поэзии «Серебряного века» (символизм, акмеизм, футуризм).







Обзор: Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

(1 час)

Поэзия «Серебряного века».

Стихотворения К.Д.Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, А. Белого. Анненский И.Ф. и В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв и И.Северянин, О.Э.Мандельштам.


1ч



Школа русской словесности «Живое слово»

Литературно-музыкальная гостиная:

Стихотворения К.Д.Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, А. Белого. Анненский И.Ф. и В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилёв и И.Северянин, О.Э.Мандельштам.


Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея "творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

(1 час)





В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

(1 час)






К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

(1 час)






А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

(1 час)






Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

(1 час)






Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

(1 час)






Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

(1 час)






И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

(1 час)






В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

(1 час)






Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

(1 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

1.Литературная гостиная:

« Крестьянская поэзия: Николай Клюев»

Продолжение традиций реалистической крестьянской поэзии Кольцова.





Сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в.







А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы "страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом” и стихотворении "Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

(7 час)

А.А. Блок -символист.


Основная тематика лирики Блока. «Страшный мир» в лирике Блока. Образ России в поэзии.

Поэма «Двенадцать»- первая попытка осмыслить революцию.







Школа русской словесности «Живое слово»

1.Литературная гостиная:

« Мне снились веселые думы...»

А.Блок

«Стихи о Прекрасной Даме»

«Незнакомка», «Вхожу я в темные храмы ...», «Рассвет», «Осенняя воля», «Девушка пела в церковном хоре» и др.

Сопровождение: видеоэкскурсия

в Шахматово ( работа уч-ся - творчекая лаборатория)


2.Школа русской словесности «Живое слово»,

творчекая лаборатория.

Час поэзии

«Россия, нищая Россия ...» - образ России в поэзии А.А.Блока







2ч









Сочинение по творчеству А. А. Блока.







В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

(5 час)

В.В. Маяковский.


Очерк жизни и творчества. Маяковский-футурист. Ранняя лирика.


В.В. Маяковский-новатор.

Тема поэта и поэзии. «Облако в штанах», «Во весь голос».








Творческое объединение

Школа русской словесности «Живое слово»
Тема: «Встреча с В.В.Маяковским» - экскурсии с сокурсниками

к памятнику В.В.Маяковского на площадь Маякоского;наблюдения

об атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии .

Цель: дать ответ на вопрос: « В.В.Маяковский написал:

«Я знаю силу слов я знаю слов набат

Они не те которым рукоплещут ложи....» Почему?»;








с/р





д/з


С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

(5 час)

С.А. Есенин.


Очерк жизни и творчества.


Тема Родины в лирике Есенина. Поэмы. «Персидские мотивы». Острое чувство природы в стихотворениях Есенина.
«Письмо к матери», «Письмо к женщине»- исповедь поэта.








Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»


Экскурсия на родину С.Есенина -Константиново.

Участие в литературном Есенинском празднике

Посещение музея С.Есенина, дома — музея и др.

Литературно-музыкальная гостиная:

«Голубая Русь»

Творческая лаборатория

Выпуск сборника работ учащихся о литературном празднике в Константинове с видео и фото приложением.












Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.




Литературный отчет — репортаж,очерк о литературном Есенинском празднике, с приложением видео, фото материалов.








Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031