Понедельник, 06.05.2024, 08:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Программы по литературе СПО


Летопись
Сравнение программ по литературе : 
общеобразовательная школа ( базовый уровень)
 и СПО -колледж- ( базовый уровень). 
1 часть 
(Литература Древней Руси- 1 четверть XIXв.)

Раздел

Базовый уровень школа

X - XI класс (2 года обучения)

часы

Базовый уровень СПО

(1 год обучения)



часы

Восполнение ( система Творческого объединения

«Школа русской словесности

«Живое слово»)

Часы



В X - XI классах выделяется по 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



(210 час)

1 курс

39 недель х 3 ч



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

117 часов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Исторический аспект развития и становления русской национальной литературы как отражение русского национального характера, самосознания, сплав самобытной культуры и особого мировосприятия, высочайшей духовности, стойкости и патриотизма; этапы становления русского литературного слова.

65ч




Введение.
Общая характеристика русской классической литературы, ее гуманизм.

Русская литература Древней Руси -ХVII вв: особенности зарождения, развития и становления русской литературы; стиль « монументального историзма» (Д.С.Лихачев); изучение: чтение и толкование летописей(отрывки): сущность, идея, слово: роль, значение, влияние на становление русского самосознания и развития русского характера, заповеди потомкам: «Повесть временных лет» ( домашнее мини-сочинение « Кто такие «русичи»?»),

Творческое объединение Школа русской словесности

«Живое слово», студия «Наследие»

видеоурок, с последующим изложением тем просмотренного сюжета видео фильма « Суздаль: река времени-река памяти»

Творческое объединение Школа русской словесности

«Живое слово», студия «Наследие»: летописные чтения:

«Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха» (комментированное чтение основных эпизодов: отрывок на древнерусском языке- остальное в переложении на современном р.языке);

« Слово о полку Игореве» (повторение : домашнее сочинение ),

«Повесть о погибели земли Русской» ( громкое чтение учителем на языке летописи),

«Повесть о разорении Рязани Батыем» (чтение + видео ряд «Наша старая Рязань»);

Творческое объединение Школа русской словесности

«Живое слово», студия «Наследие»:

«Повесть о Житии Александра Невского»- (автобусные экскурсии в Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль),

Творческое объединение Школа русской словесности

«Живое слово», студия «Наследие» и экспериментальная студия «Земляки»:

«Задонщина»- отрывок (чтение вслух учащимися, исторический комментарий по исторической Москве: путь Дмитрия Донского на поле Куликово ( элемент литературного краеведения - самостоят. Путешествие и составление дневника - «летописи» );

Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» ( повторение- мини-конференция «Преданья старины глубокой...» А.С.Пушкин);

«Великии Минеи Четьи»,

«Домострой»- сообщения уч-ся.

« Житие Сергия Радонежского» и « Житие протопопа Аввакума». (видеофильм , после просмотра -читательская конференция :

« Рождение русской прозы: жизненный путь автора как изображение социальной и идеологической борьбы эпохи» - обобщение)





урок








с/р

д/з










д/з






д/з








Основные черты литературных направлений: классицизм, романтизм, реализм, модернизм; способы выражения авторского сознания.

Становление русской литературы конца XVII- начала XVIII вв: сохранение лучших традиций

Древней русской литературы: гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическая направленность; изменения в литературном языке:

А.Д.Кантемир «Сатиры» (комментированное чтение уч-ся); В.К.Тредиаковский- 1 стихотворение (по выбору), художественное чтение, ( по желанию наизусть); М.В.Ломоносов ( повторение): «Разговор с Анакреоном»

(художественное чтение уч-ся) Пушкин о Ломоносове.

А.П.Сумароков- жанровая система классицизма (обзор + составление плана-конспекта)


урок



д/з


д/з


с/р

урок




Русская литература конца XVIII начала XIX века.

4ч

Демократизация русской культуры и ее отражение в русской литературе.Гражданско — патриотический пафос литературы эпохи русского классицизма Д.И.Фонвизин .Комедия «Недоросль» (повторение);сатирические журналы Н.А.Новикова (обзор);

Творческое объединение Школа русской словесности

«Живое слово», студия «Наследие»

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»- книга о судьбе русского народа.(автобусная экскурсия от стен Кремля по Ленинградскому шоссе: литературное краеведение: «Взгляд через века»)

урок



сообщения-уч-ся




Литература XIX века

(90 час)

Г.Р. Державин. Краткая характеристика творчества. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта.

Стихотворения: : «Властителям и судиям», «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Снегирь», «Соловей»,

«Памятник», «Бог».


Г.Р. Державин – поэт, осуществивший поворот литературы к радостям и горестям земной жизни. Независимость его общественной позиции. Великолепие красок, бытовые детали его стихотворений. Классические и реалистические элементы в творчестве поэта.

Видео фильм « Классики русской литературы: Г.Р.Державин»



урок





Введение.Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

(1 час)

В.А. Жуковский.
Краткая характеристика творчества. Черты романтизма в творчестве.Стихотворения : «Певец во стане русских воинов», «Песня» («Минувших дней очарованье…»), «Море», «Эолова арфа». Личность поэта (духовная высота, патриотизм, деятельная доброта). Романтизм как философия жизни и художественный мир произведений поэта. Стремление проникнуть во внутренний мир человека, понять его связь с миром природы. Черты романтизма в стихотворениях поэта. Жуковский – переводчик. Его роль в приобщении русского читателя к мировой литературе.

Творческое объединение «Живое слово»

Школа изящной словесности

« Романтический мир В.А.Жуковского» - литературный салон.

Отражение великих событий 1812 года:

«Певец во стане русских воинов»,

« В 12 часов по ночам..»- тема Наполеона в лирике В.А.Жуковского

Жуковский – переводчик. Его роль в приобщении русского читателя к мировой литературе.







Литература первой половины XIX века

(10 час)

Русская литература первой половины XIX века.

6ч





Обзор русской литературы первой половины

XIX века:Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

(1 час)



Русская литература первой половины XIX века. ( лекция)


Творческое объединение «Живое слово», студия «Наследие» - разработка исследовательского студенческого проекта.

Темы ( по выбору):

1.Особенности развития русской литературы XIX в:

2.Тема наполеонизма в русской литературеXIX в;

3.Наполеон Банопарт: причины крушения.

4. Образ Русского Солдата в русской литературеXIX в- воплощение заповедей Древних русичей .

5. Тема народного героя в русской литературеXIX в.

6. «Русские женщины» в литературе XIX в..

7.Декабристы и отражение идей декабристов в русской литературеXIX в.

Творческое объединение «Живое слово», студия «Наследие» :

просмотр фильма «Звезда пленительного счастья»

конференция «Отражение востания декабристов в народной памяти и в русской литературе.»

1ч.

урок





В течение

учебного

года.










А. С. Пушкин

1.Жизнь и творчество (обзор).

2.Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

3.Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

4.Поэма «Медный всадник».

5.Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

6.Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

(4 час)

А.С. Пушкин.

Жизненный и творческий путь. Основные направления лирики.

Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Роман «Евгений Онегин». «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. Художественные открытия А.С. Пушкина. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа «Евгений Онегин»: цель и смысл жизни, губительность индивидуализма и эгоизма, идея верности любви и долгу. Богатство и своеобразие языка, широта охвата действительности, единство эпического и лирического начал.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - первый реалистический роман. Белинский о романе.






Творческое объединение:

Экспериментальная студия «Земляки».

Тема: «Встреча с А.С.Пушкиным» - экскурсии с сокурсниками

к памятнику А.С.Пушкину на Тверской бульвар , наблюдения

об атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной .

Цель: дать ответ на вопрос: «А.С. Пушкин написал пророческие слова:

« Я памятник себе воздвиг нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа....»

Пушкин — пророк, или это совпадение?»

Творческое объединение «Живое слово»

Школа изящной словесности

Пушкинские чтения

Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…».   




с/р


д/з












М. Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я неСтихотворения: «Мой демон», «К Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

(2 час)

М.Ю. Лермонтов.

Очерк жизни и творчества. (с обобщением изученного). Стихотворения: «Поэт», «Я не унижусь пред тобою…», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Молитва», «В минуту жизни трудную…».
Роман «Герой нашего времени». Развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта, пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества; жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. «Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века. Роль композиции произведения в раскрытии образа Печорина, объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. Онегин и Печорин; проблема несостоятельности, индивидуализма, ответственность человека перед людьми.
Онегин и Печорин – развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

Творческое объединение «Живое слово»

Школа изящной словесности

Тема: «Встреча с М.Ю.Лермонтовым» - экскурсия с сокурсниками к памятнику М.Ю.Лермонтова на площадь у ст.м «Красные ворота»-место рождения М.Ю.Лермонтова и дома Лермонтовых; наблюдения

об атмосфере вокруг. Написать сочинение -эссе о личных впечатлениях о проведенной экскурсии, подумать и дать ответ на вопрос: М.Ю.Лермонтов написал:

«Москва!

Как много в этом звуке для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!» Почему?»

Мотивы одиночества в лирике поэта: «На севере диком»,

«Дума»

Творческое объединение «Живое слово»

Школа изящной словесности Посещение «Литературного салона» Технологического колледжа № 28.

« Живое слово» И.Андроникова (о М.Ю.Лермонтове)

Литературные чтения.

Творческое объединение

Школа русской словесности «Живое слово»

Защита реферата, проектной работы, доклада (по выбору) по темам (по выбору):

1.Роль композиции произведения в раскрытии образа Печорина, объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое. 2.Онегин и Печорин; проблема несостоятельности, индивидуализма, ответственность человека перед людьми.

3. Онегин и Печорин – развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций.





д/з






























В. Гоголь

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

(3 час)

Н.В. Гоголь.
Очерк жизни и творчества. обобщением изученного ранее).

Гоголь и Пушкин.
Поэма «Мертвые души».
Гоголь как глава «натуральной» школы, своеобразие реализма, его произведений. Смысл названия поэмы «Мертвые души». Русь народная, помещичья, чиновничья; проблемы национального характера в поэме. Единство сатирического и лирического начал, раздумья писателя о судьбах Родины..

Творческое объединение

Школа русской словесности «Живое слово»
Тема: «Встреча с Н.В.Гоголем» - экскурсии с сокурсниками

к памятнику Н.В.Гоголя на Гоголевский бульвар; наблюдения

об атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии .

Цель: дать ответ на вопрос: « Н.В. Гоголь пророчески написал: «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих;...» Почему?»;

«Повесть «Шинель»;
«Повесть о капитане Копейкине»; образ Руси - «птицы-тройки»







с/р


д/з




урок


Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.



















Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031