|
Программы по литературе СПО
Сравнение программ по литературе : общеобразовательная школа ( базовый уровень) и СПО -колледж-
( базовый уровень). 1 часть (Литература Древней Руси- 1 четверть XIXв.)
Раздел |
- Базовый уровень школа
X - XI класс
(2 года обучения) |
часы |
Базовый уровень СПО
(1 год обучения)
|
часы |
Восполнение ( система
Творческого объединения
«Школа русской словесности
«Живое слово»)
|
Часы
|
|
В
X - XI классах выделяется по 105 часов (из
расчета 3 учебных часа в неделю).
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
|
(210
час) |
1 курс
39 недель х 3 ч
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
|
117 часов
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Исторический
аспект развития и становления русской
национальной литературы как отражение
русского национального характера,
самосознания, сплав самобытной
культуры и особого мировосприятия,
высочайшей духовности, стойкости и
патриотизма; этапы становления русского
литературного слова. |
65ч |
|
|
|
- Введение.
-
Общая характеристика русской
классической литературы, ее гуманизм.
|
2ч |
Русская литература Древней
Руси -ХVII вв: особенности
зарождения, развития и становления
русской литературы; стиль «
монументального историзма»
(Д.С.Лихачев); изучение: чтение и
толкование летописей(отрывки):
сущность, идея, слово: роль, значение,
влияние на становление русского
самосознания и развития русского
характера, заповеди потомкам: «Повесть
временных лет» (
домашнее мини-сочинение « Кто такие
«русичи»?»),
Творческое объединение
Школа русской словесности
«Живое слово», студия «Наследие»
видеоурок, с последующим изложением
тем просмотренного сюжета видео
фильма « Суздаль: река времени-река
памяти»
Творческое объединение Школа
русской словесности
«Живое слово», студия «Наследие»:
летописные чтения:
«Слово о законе и благодати», «Поучение
Владимира Мономаха» (комментированное
чтение основных эпизодов: отрывок на
древнерусском языке- остальное в
переложении на современном р.языке);
« Слово о полку Игореве» (повторение
: домашнее сочинение ),
«Повесть о погибели земли
Русской» ( громкое чтение учителем
на языке летописи),
«Повесть о разорении Рязани
Батыем» (чтение + видео ряд «Наша
старая Рязань»);
Творческое объединение
Школа русской словесности
«Живое слово», студия «Наследие»:
«Повесть о Житии Александра Невского»-
(автобусные экскурсии в Переславль-Залесский,
Владимир, Суздаль),
Творческое объединение Школа
русской словесности
«Живое слово», студия «Наследие» и
экспериментальная студия «Земляки»:
«Задонщина»- отрывок (чтение вслух
учащимися, исторический комментарий
по исторической Москве: путь Дмитрия
Донского на поле Куликово ( элемент
литературного краеведения - самостоят.
Путешествие и составление дневника
- «летописи» );
Ермолай Еразм «Повесть о
Петре и Февронии Муромских» ( повторение-
мини-конференция «Преданья старины
глубокой...» А.С.Пушкин);
«Великии Минеи Четьи»,
«Домострой»- сообщения
уч-ся.
« Житие Сергия Радонежского»
и « Житие протопопа Аввакума».
(видеофильм , после просмотра
-читательская конференция :
« Рождение русской прозы: жизненный
путь автора как изображение социальной
и идеологической борьбы эпохи» -
обобщение)
|
2ч
урок
с/р
д/з
1ч
1ч
д/з
1ч
8ч
д/з
1ч
1ч
|
|
|
|
Основные черты литературных
направлений: классицизм, романтизм,
реализм, модернизм; способы выражения
авторского сознания. |
2ч |
Становление русской
литературы конца XVII- начала
XVIII вв: сохранение
лучших традиций
Древней русской литературы:
гражданственность, интерес к
человеческой личности, сатирическая
направленность; изменения в литературном
языке:
А.Д.Кантемир «Сатиры» (комментированное
чтение уч-ся); В.К.Тредиаковский- 1
стихотворение (по выбору), художественное
чтение, ( по желанию наизусть);
М.В.Ломоносов ( повторение): «Разговор
с Анакреоном»
(художественное чтение уч-ся) Пушкин
о Ломоносове.
А.П.Сумароков- жанровая система
классицизма (обзор + составление
плана-конспекта)
|
1ч
урок
д/з
д/з
1ч
с/р
урок
|
|
|
|
Русская литература конца XVIII
начала XIX века. |
4ч |
Демократизация русской
культуры и ее отражение в русской
литературе.Гражданско — патриотический
пафос литературы эпохи русского
классицизма Д.И.Фонвизин .Комедия
«Недоросль» (повторение);сатирические
журналы Н.А.Новикова (обзор);
Творческое объединение Школа
русской словесности
«Живое слово», студия «Наследие»
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга
в Москву»- книга о судьбе русского
народа.(автобусная экскурсия от стен
Кремля по Ленинградскому шоссе:
литературное краеведение: «Взгляд
через века»)
|
2ч
урок
сообщения-уч-ся
8ч
|
|
Литература
XIX века
|
(90
час)
|
- Г.Р. Державин. Краткая характеристика
творчества. Классические и реалистические
элементы в творчестве поэта.
Стихотворения: : «Властителям
и судиям», «Ключ», «Фелица», «Русские
девушки», «Снегирь», «Соловей»,
«Памятник», «Бог».
Г.Р. Державин – поэт,
осуществивший поворот литературы к
радостям и горестям земной жизни.
Независимость его общественной
позиции. Великолепие красок, бытовые
детали его стихотворений. Классические
и реалистические элементы в творчестве
поэта. |
2ч |
Видео фильм « Классики
русской литературы: Г.Р.Державин»
|
1ч
урок
|
|
Введение.Русская
литература XIX в. в контексте мировой
культуры. Основные темы и проблемы
русской литературы XIX в. (свобода,
духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного
идеала, «праведничество», борьба с
социальной несправедливостью и
угнетением человека). Художественные
открытия русских писателей-классиков.
|
(1
час)
|
- В.А. Жуковский.
-
Краткая характеристика
творчества. Черты романтизма в
творчестве.Стихотворения : «Певец во
стане русских воинов», «Песня»
(«Минувших дней очарованье…»), «Море»,
«Эолова арфа». Личность поэта (духовная
высота, патриотизм, деятельная
доброта). Романтизм как философия
жизни и художественный мир произведений
поэта. Стремление проникнуть во
внутренний мир человека, понять его
связь с миром природы. Черты романтизма
в стихотворениях поэта. Жуковский –
переводчик. Его роль в приобщении
русского читателя к мировой литературе.
|
2ч |
Творческое объединение
«Живое слово»
Школа изящной словесности
« Романтический мир В.А.Жуковского»
- литературный салон.
Отражение великих событий
1812 года:
«Певец во стане русских воинов»,
« В 12 часов по ночам..»- тема
Наполеона в лирике В.А.Жуковского
Жуковский – переводчик. Его
роль в приобщении русского читателя
к мировой литературе.
|
1ч
|
|
Литература
первой половины XIX века
|
(10
час)
|
Русская литература первой
половины XIX века. |
6ч |
|
|
|
Обзор
русской литературы первой половины
XIX
века:Россия в первой половине XIX века.
Классицизм, сентиментализм, романтизм.
Зарождение реализма в русской литературе
первой половины XIX века. Национальное
самоопределение русской литературы. |
(1
час)
|
|
|
Русская литература первой
половины XIX века. (
лекция)
Творческое объединение
«Живое слово», студия «Наследие» -
разработка исследовательского
студенческого проекта.
Темы ( по выбору):
1.Особенности развития русской
литературы XIX в:
2.Тема наполеонизма в русской
литературеXIX в;
3.Наполеон Банопарт: причины крушения.
4. Образ Русского Солдата в русской
литературеXIX в- воплощение
заповедей Древних русичей .
5. Тема народного героя в русской
литературеXIX в.
6. «Русские женщины» в литературе XIX
в..
7.Декабристы и отражение
идей декабристов в русской литературеXIX
в.
Творческое объединение «Живое
слово», студия «Наследие» :
просмотр фильма «Звезда пленительного
счастья»
конференция «Отражение востания
декабристов в народной памяти и в
русской литературе.»
|
-
1ч.
урок
В течение
учебного
года.
2ч
2ч
2ч
|
|
А.
С. Пушкин
1.Жизнь
и творчество (обзор).
2.Стихотворения:
«Погасло дневное светило...», «Свободы
сеятель пустынный…», «Подражания
Корану» (IX.«И путник усталый на Бога
роптал…»), «Элегия» («Безумных лет
угасшее веселье...»), «...Вновь я
посетил...» (указанные стихотворения
являются обязательными для изучения).
3.Художественные
открытия Пушкина. «Чувства добрые» в
пушкинской лирике, ее гуманизм и
философская глубина. «Вечные» темы в
творчестве Пушкина (природа, любовь,
дружба, творчество, общество и человек,
свобода и неизбежность, смысл
человеческого бытия). Особенности
пушкинского лирического героя,
отражение в стихотворениях поэта
духовного мира человека.
4.Поэма
«Медный всадник».
5.Конфликт
личности и государства в поэме. Образ
стихии. Образ Евгения и проблема
индивидуального бунта. Образ Петра.
Своеобразие жанра и композиции
произведения. Развитие реализма в
творчестве Пушкина.
6.Значение
творчества Пушкина для русской и
мировой культуры.
|
(4
час)
|
- А.С. Пушкин.
- Жизненный и творческий путь. Основные
направления лирики.
Стихотворения:
«Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли
я вдоль улиц шумных…», «Отцы-пустынники
и жены непорочны…», «Сожженное письмо»,
«На холмах Грузии…», «Я вас любил…».
Роман «Евгений Онегин». «Маленькие
трагедии»: «Моцарт и Сальери», «Каменный
гость». Значение творчества А.С. Пушкина
для русской культуры. Художественные
открытия А.С. Пушкина. Философское
отношение к смыслу жизни, творчеству,
любви, природе. Социально-историческое
и общечеловеческое значение нравственных
проблем романа «Евгений Онегин»: цель
и смысл жизни, губительность
индивидуализма и эгоизма, идея верности
любви и долгу. Богатство и своеобразие
языка, широта охвата действительности,
единство эпического и лирического
начал.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - первый
реалистический роман. Белинский о
романе. |
- 2ч
-
|
- Творческое объединение:
Экспериментальная студия «Земляки». -
Тема: «Встреча
с А.С.Пушкиным» - экскурсии с сокурсниками
к памятнику А.С.Пушкину на
Тверской бульвар , наблюдения
об атмосфере вокруг и сочинение
-эссе о личных впечатлениях проведенной
личной .
Цель: дать ответ на вопрос: «А.С. Пушкин
написал пророческие слова:
« Я памятник себе воздвиг
нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа....»
Пушкин — пророк, или это
совпадение?»
Творческое объединение
«Живое слово»
Школа изящной словесности
Пушкинские чтения
Стихотворения: «Пророк»,
«Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль
улиц шумных…», «Отцы-пустынники и
жены непорочны…», «Сожженное письмо»,
«На холмах Грузии…», «Я вас любил…». |
с/р
д/з
2ч |
|
М.
Ю. Лермонтов
Жизнь
и творчество (обзор).
Стихотворения:
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «Валерик», «Сон» («В
полдневный жар в долине Дагестана…»),
«Выхожу один я на дорогу...» (указанные
стихотворения являются обязательными
для изучения).
»
(«Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я
неСтихотворения:
«Мой демон», «К Байрон, я другой...»
(возможен выбор трех других стихотворений).
Своеобразие
художественного мира Лермонтова,
развитие в его творчестве пушкинских
традиций. Темы родины, поэта и поэзии,
любви, мотив одиночества в лирике
поэта. Романтизм и реализм в творчестве
Лермонтова.
|
(2
час)
|
- М.Ю. Лермонтов.
-
- Очерк жизни и творчества. (с
обобщением изученного). Стихотворения:
«Поэт», «Я не унижусь пред тобою…»,
«Как часто пестрою толпою окружен…»,
«Молитва», «В минуту жизни трудную…».
-
- Роман «Герой нашего времени».
Развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова
пушкинских традиций. Обусловленность
характера лирики поэта особенностями
времени и таланта, пафос вольности и
протеста, чувство тоски и одиночества;
жажда любви и гармонии как основные
мотивы лирики Лермонтова. «Герой
нашего времени» - нравственно-психологический
роман о трагедии незаурядной личности
в условиях 30-х годов 19 века. Роль
композиции произведения в раскрытии
образа Печорина, объединение отдельных
новелл в сложное композиционное
целое. Онегин и Печорин; проблема
несостоятельности, индивидуализма,
ответственность человека перед
людьми.
-
Онегин и Печорин – развитие в
творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских
традиций.
|
2ч |
Творческое объединение
«Живое слово»
Школа изящной словесности -
Тема: «Встреча
с М.Ю.Лермонтовым» - экскурсия с
сокурсниками к памятнику М.Ю.Лермонтова
на площадь у ст.м «Красные ворота»-место
рождения М.Ю.Лермонтова и дома
Лермонтовых; наблюдения
об атмосфере вокруг. Написать сочинение
-эссе о личных впечатлениях о
проведенной экскурсии, подумать и
дать ответ на вопрос:
М.Ю.Лермонтов написал:
«Москва!
Как много в этом звуке для
сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!»
Почему?» Мотивы одиночества в лирике
поэта: «На севере
диком», - «Дума»
Творческое объединение
«Живое слово»
Школа изящной словесности
Посещение «Литературного салона»
Технологического колледжа № 28.
« Живое слово»
И.Андроникова (о М.Ю.Лермонтове)
Литературные
чтения. Творческое объединение
Школа русской
словесности «Живое слово»
Защита реферата,
проектной работы, доклада (по выбору)
по темам (по выбору): -
1.Роль композиции произведения
в раскрытии образа Печорина, объединение
отдельных новелл в сложное композиционное
целое. 2.Онегин и Печорин; проблема
несостоятельности, индивидуализма,
ответственность человека перед
людьми.
3. Онегин и Печорин – развитие
в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских
традиций.
|
д/з -
1ч
6ч
1ч
1ч
|
|
- В. Гоголь
Жизнь
и творчество (обзор).
Повесть
"Невский проспект» (возможен выбор
другой петербургской повести).
Образ
города в повести. Соотношение мечты
и действительности. Особенности стиля
Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой
манеры.
|
(3 час) |
- Н.В. Гоголь.
-
Очерк жизни и творчества.(с
обобщением изученного
ранее).
-
- Гоголь и Пушкин.
-
Поэма «Мертвые души».
- Гоголь как глава «натуральной»
школы, своеобразие реализма,
его произведений. Смысл названия
поэмы «Мертвые души». Русь народная,
помещичья, чиновничья; проблемы
национального характера в поэме.
Единство сатирического и лирического
начал, раздумья писателя о судьбах
Родины..
|
2ч |
Творческое объединение
- Школа русской
словесности «Живое слово»
- Тема: «Встреча
с Н.В.Гоголем» - экскурсии с сокурсниками
к памятнику Н.В.Гоголя на
Гоголевский бульвар; наблюдения
об атмосфере вокруг и сочинение
-эссе о личных впечатлениях проведенной
личной экскурсии .
Цель: дать ответ на вопрос: « Н.В. Гоголь
пророчески написал: «Дело в том, что
пришло нам спасать нашу землю; что
гибнет уже земля наша не от нашествия
двадцати иноплеменных языков, а от
нас самих;...» Почему?»; - «Повесть «Шинель»;
- «Повесть о капитане
Копейкине»; образ Руси - «птицы-тройки»
|
с/р
д/з
1ч
урок
|
|
Сочинение
по произведениям русской литературы
первой половины XIX в.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|