Понедельник, 06.05.2024, 00:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

ЯЩИК ПАНДОРЫ - Из неопубликованного ...

          Плетёнкина Н.Д.  Библиотека в филологическом пространстве: проблемы сотрудничества   2008-2010 гг

 Решение возникшей на исходе ХХ века проблемы катастрофического падения интереса к чтению, поиск путей преодоления кризиса читательской культуры, изменения отношения к роли и предназначению книги в обществе, повышения интеллектуального потенциала самого общества — приоритетные направления деятельности многих международных организаций таких, как: ЮНЕСКО, ИФЛА, ВОЗ, PISA и др. Многочисленные свидетельства исследований, проводимых этими организациями, констатируют регрессивные процессы развития не только в России, - это реалии развития современного мирового сообщества, характеризующиеся: · стремительным изменением качества жизни под влиянием прогресса информационно-коммуникативных технологий и средств массовой информаций; · негативным влиянием СМИ на формирование мировоззрения молодежи; · превалированием агрессии, насилия в кинопроизводстве и индустрии развлечений; · конъектурными изменениями в издательской сфере; · изменением взаимодействия чтения и средств массовой информации; · изменения читательского вкуса, - суть проблемы массовой культуры в чтении детей и подростков, провоцирующей деградацию национальной литературно-языковой эстетики, что, в свою очередь, является причиной угрозы интеллектуальному здоровью нации. Но последнее десятилетие уходящего ХХ века России ознаменовалось эпохой глубочайшего кризиса, уготовив обществу «букет» потрясений: · смену политической формации государственного устройства; · развал экономической и финансовой системы; · тотальный дефицит от хлеба и книг до чистой воды; · потерю идеологических, нравственных и духовных ориентиров; · прогрессирующего социального расслоения общества: пресыщенностью материальным благосостоянием меньшей части общества и экономической, материально-финансовой зависимостью, приведшей к резкому обнищанию другой, большей части населения; · социальную незащищенность, породившую бродяжничество и беспрецедентную со времён гражданской войны начала ХХ века детскую беспризорность и безнадзорность; · падение мирового престижа и мощи России, спровоцировавшего разрушение духовного стереотипа и повергшего людей в состояние многолетнего эмоционального стресса, проявившегося расширением алкоголизации, катастрофическим ростом наркомании и детской токсикомании, разгулом экономической и уголовной преступности, в том числе детской и подростковой; · коррумпированность государственного аппарата на всех его уровнях; · организацию и распространение деятельность бандформирований и неформальных группировок нео-националистического характера; · агрессию, которая спровоцировала снижение уровня физического здоровья и рост психических заболеваний у взрослого населения, рождение детей с психическими отклонениями, умственной отсталостью; · вымиранием не только взрослого населения, но и детей. Проведенные в России реформы и последовавшие за ними общественные изменения - прямое следствие социальной дезадаптации населения и основная причина деградации общественного развития. Прошло два десятилетия, выросло целое поколение…Изучены последствия, приняты Программы развития, Манифесты… В России принята Национальная программа поддержки чтения. Но статистические данные продолжают волновать общественность, учителей, родителей. На проведенном в октябре 2008 года в Московской городской думе заседании круглого стола были оглашены показатели читательской активности населения. В России в 1991г. ежедневно прочитывали книгу или газету более 60% молодых людей в возрасте от18 до 25 лет, в 2007 году – менее 20% . В 1991 году 80% родителей ежедневно читали своим маленьким детям сказки перед сном, в 2007 году - 8%. По данным социологического исследования «Чтение в России-2008», озвученным на II Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы», состоявшейся в Москве 20-21 ноября 2008года, 48% россиян вообще не читают книг и не боятся в этом признаться; еще меньшее количество человек не пользуются библиотеками вообще; посетители библиотек – в основном «не адаптированные» к новым экономическим условиям группы населения - пенсионеры, инвалиды, студенты, обедневшая часть интеллигенции. Настораживает развитие регрессивных процессов в сфере семейного чтения: чтение родителями для детей составляет лишь 8% от числа опрошенных; домашних библиотек не имеют - 60% семей.1 Полученные результаты явились отражением ситуации в современном российском обществе системного кризиса читательской культуры .2 Об уровне читательской культуры среди молодежи свидетельствуют результаты проведенного в 2007-2008 учебном году анкетирования в одном из ОУ г. Москвы. В анкетировании участвовало 30 человек, из которых выяснилось, что · систематически читают и читают нерегулярно по 34% респондентов; · не читают вообще 6% опрошенных. Анализ ответов на 25 вопросов анкеты показал, девочки читают больше, чем мальчики, чаще посещают библиотеки. Но примерно одинаково выглядят их ответы на вопрос относительно выбора книги: · в первую очередь, она нужна для учёбы (23,7% - мальчики, 22,3% - девочки); · девочки больше, чем мальчики, читают художественную литературу (20%); · предпочтение отдают любовным романам (40%). · Далее (соответственно) - приключения (36%) и фантастика (16%), и только потом - поэзия (14%), исторические романы (10%) и научно-популярная литература (14%); · в ответах на вопрос «Другая литература» названы «ужастики» и комиксы (10%). · 60% подростков согласны с мнением о положительном воздействии книги. · Отвечая на вопрос анкеты о руководстве при выборе книги – 75% опрошенных выбирают литературу сами, 62% пользуются советами друзей, родственников, знакомых, и лишь 10% - рекомендацией библиотекарей. · На вопрос «Объясните, как Вы понимаете то такое хорошая книга?» ответы были следующими: 80% - увлекательная, 62% - легко читается, 50% - полезная, 30% - умная.2 Таким образом, обследование выявило, что низкие критерии качества чтения не способствуют формированию и развитию творческого и критического мышления учащихся. Представленные данные, проведенного обследования, не расходятся с общеизвестными данными социологических исследований, опубликованными в других многочисленных авторитетных источниках, и являются характерным примером регрессивных процессов современного общества. По результатам многочисленных исследований предстает своеобразный «портрет» современного учащегося начала ХХI века. Это подросток, 13-17 летнего возраста, имеющий не слишком обширный круг интересов, завышенное самомнение, легко усваивающий современный «язык» новых технологий, мыслящий новыми категориями, независимый, своенравный, порой агрессивный, у которого занятие чтением, сводится к процессу «добычи» информации преимущественно в рамках системы Internet. Книга вызывает реакцию отторжения; сам процесс обучения - все более болезненную агрессию, что ведет к низкой коммуникативно-речевой культуре поведения, обособлению и объединению в закрытые группировки, отчуждению от системы нравственных и эстетических ценностей, принятых в обществе, - таков современный «недоросль» - человек будущего. Исходя из выявленных особенностей менталитета современного молодого человека, проблема чтения приобретает особый оттенок: неполноценность восприятия художественного слова отражается на формировании аналитических способностей, интеллектуального развития, нравственного и духовного мировоззрения человека. Как отмечают специалисты, появился новый термин «антиинтеллектуализм», суть которого - доминирование видеокультуры над культурой печатного слова. Это явление, как считают педагоги, вносит дисбаланс между формальным уровнем образования и действительными знаниями учащихся.3 Ухудшение качества чтения - одна из самых острых проблем современности - причина рождения и развития функциональной неграмотности. Объявляя 2003-2012гг десятилетием грамотности, ООН поставило перед всеми странами задачу предоставления подрастающему поколению возможности получения бесплатного, всеобщего, качественного начального и среднего образования с тем, чтобы искоренить неграмотность. (R. M. Torres " Education for all”). Команда международных экспертов выделила и описала пять уровней грамотности, каждый из которых замерялся по параметрам: • «поиск информации», • «восстановление информации», • «интерпретация текста» • «обоснование выводов», • «рефлексия», • «оценивание», то есть включение психических процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. 4 Как констатирует Н.Н. Сметанникова, профессор, президент Русской ассоциации чтения,- «чтение» подменяется понятием «грамотность», приобретая междисциплинарный характер – через чтение реализуются многие потребности общества. Обучение любому предмету включает обучение владением чтения и письма на разнообразном учебном материале- разнообразных и разножанровых текстах, которые активизируют и стимулируют познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность не только учащегося, но и учителя, обогащая и насыщая образовательный процесс, и, тем самым, способствуют решению не только проблемы улучшения качества чтения, но и формируют компетентного чтеца и читателя, интеллектуально развивая учащегося и на других предметах. Так, проведенный анализ сравнения требований в области чтения и письма (грамотности) в нашей стране и современного международного стандарта, показывает, что отечественные требования удовлетворяют третьему (!) уровню международных стандартов и характеризуются · отсутствием высоких уровней поиска информации в тексте, контексте и затексте; · организацией и соотнесением информации с имеющимися знаниями; · отсутствием учёта характера информации, которая может быть сложной и противоречивой; · отсутствием понимания высоких уровней текстов, т.е. глубокого, полного и точного понимания длинных и сложных разножанровых текстов, их критической оценкой и умением делать выводы, соотнося общее и частное, гипотезы и их реализацию, положительно и отрицательно окрашенную лексику. Различия в результатах международные эксперты объясняют основными факторами, имеющими определяющее значение, такими, как: 1. Значение чтения в обществе, которое определяется: - уровнем грамотности населения; - количеством книг на человека в публичной библиотеке; - количеством книг в домашней и школьной библиотеке; - количеством газет и других доступных изданий на человека; - количеством книжных магазинов, расположенных в 30-минутах ходьбы от дома; - количеством свободного времени и качеством его проведения. 2. Качество подготовки педагогов; 3. Качество преподавания; 4. Отношение количества учителей и учащихся; 5. Адекватность оценки себя в качестве читателя, 6. Обучение чтению и грамотности в рамках каждого предмета; 7. Язык обучения (родной, неродной) и его лингвистические особенности (один звук – одна буква и др.) Грамотность в социальном контексте – это чтение плюс письмо. Существует около двадцати видов грамотности, три из которых являются приоритетными - функциональная, культурная и информационная. В истории чтения сложились три направления: · воспитание читателя – основная цель учителя языка и литературы; · чтение по предмету, работа с нехудожественным текстом; · чтение как основа формирования критического мышления, как попытка разобраться в политической и социально-экономической ситуации. 5 Так, полученные результаты исследовательского центра PISA служат ориентиром к решению национальной проблемы качества чтения и развитию 15-летних школьников общепредметных компетенций (умений) таких, как «компетентность чтения», т.е. исследование (оценивание) комплекса умений, связанных с анализом и пониманием текстов -«компетентность чтения», т.е. «компетентность понимания». По своему содержанию тексты, используемые в заданиях PISA, охватывают самые различные области человеческой практики: · тексты, посвященные профессиональной деятельности (любой); · текст, посвященный практической действиям и поведению в конкретной жизненной ситуации, инструкции; · тексты, содержащие высказывания участников дискуссий по какой –либо обсуждаемой проблеме; · текст публицистического характера содержания; · текст научно-популярного содержания, описывающего результаты каких-либо научных исследований, научные гипотезы, выводы; · текст, содержащий описание определенного научного исследования, его гипотезы, результатов, выводы; · рекламный текст; · текст, содержащий описание технического устройства; · литературный текст, содержание которого позволяет принципиально по - разному интерпретировать; · текст-реестр товаров с их кодами и стоимостью. При работе с текстовым материалом от учащихся требуется продемонстрировать спектр умений:6 · уметь определить цель создания данного текста; · уметь выделить основную мысль, содержащуюся в данном тексте; · уметь определять адресата текста; · уметь отличать в тексте содержание от стиля ( что написано от того, как написано); · уметь определять свой смысл прочитанного текста; · уметь выразить кратко (в одной - двух фразах) содержание объемного текста; · уметь в тексте найти предложение, наиболее полно отражающее его содержание; · уметь в тексте найти предложение, наиболее полно отражающее какое-либо человеческое качество-чувство, переживание, мысль. Все задания с текстами имеют строгую направленность на выявление у школьников ключевой компетенции, связанной с пониманием текста, но не только авторского, по определенной проблеме, а текстов высказываний людей, например, в ситуации дискуссии, которые предполагают выявление следующих умений: · определение главного вопроса или проблемы дискуссии; · определение сходства и различия в точках зрения участников дискуссии; · определение аргументации в пользу той или позиции; · определение собственной позиции относительно обсуждаемой проблемы в сравнении с представленными; · объяснение смысла своей точки зрения с опорой на идеи, высказанные участниками дискуссии; · понимание сути отличия мнения от фактических данных, содержащихся в тексте.7 Работу над пониманием прочитанного текста необходимо проводить на всех уроках, и, как минимум, включать устное изложение прочитанного материала с разной степенью насыщенностью, определение личной значимости материала, отражение в нем личного опыта и знаний, обучение умениям строить прогноз на основе прочитанного текста, определять идею и тему произведения, понимать подтекст и обобщать прочитанное. Умение хорошо читать является основополагающим умением, поэтому отслеживание и повышение качества чтения учащихся на всех предметах, разработка программы чтения, введение дополнительных уроков и внеурочных мероприятий, связанных с чтением, - забота не только учителей. По мнению С.В. Волкова, главного редактора газеты «Литература» Издательского Дома «Первое сентября», учителя русского языка и литературы, позиционирующего современную общеобразовательную школу как зону пониженной энергетики, в которой чтение и урок литературы в настоящее время не тождественны, существует две основные проблемы: - проблема понимания (понимание учениками текста и отдельных слов, понимание учителем своих учеников и т.д.)
- проблема внутренней и внешней несвободы учителя: зависимость от учебных программ, системы отчетности, поэтому вопрос развития детского чтения, организации работы над повышением качественного уровня заинтересованности и привлечения к чтению учащихся в такой ситуации становится неуместным. 8 Другой аспект этой острой проблемы - влияние «экранной культуры» на чтение. Как свидетельствуют данные многочисленных исследований, проводимых среди учащихся различных возрастных групп, особенно подростков 13-17 летнего возраста, чтение становится более функциональным - книга в представлении этой категории молодежи –в первую очередь - учебник, для отдыха - глянцевый журнал с обилием фотографий моделей и «успешных звезд» шоу-бизнеса. Изменение мотивации и репертуара подросткового чтения, копирование "модели чтения" взрослого человека – чтение для релаксации. Происходит частичное замещение культуры книги «визуальной» культурой - у современных подростков практически нет литературных героев, их заменили сериалы. Таким образом, чтение не должно осознаваться обществом как априори начальной школы по формированию умений и навыков чтения и письма (грамотности). Чтение, как базовая учебная компетенция, позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры, испытывать радость от прочтения лучших произведений мировой литературы, - способ создания своего внутреннего мира и сфера практического применения полученных знаний для достижения нравственных и духовных богатств, гармоничного внутреннего равновесия и совершенства, общественного примирения. Использование компетентностной модели обучения в решении проблемы улучшения качества чтения предполагает принципиальные изменения как в организации учебного процесса, в его управлении, так и в деятельности учителей, преподавателей, школьных библиотекарей - всего педагогического коллектива. Основным качеством образования становится не накопление N-количества знаний, на «прозапас», которые возможно не пригодятся в дальнейшей жизни, а потому неинтересных, вызывающих скуку и отторжение, формирующих «штат неуспевающих бунтарей». По результатам сравнительного анализа качества чтения в школах 32 странах, проведенного 1990-1991 г.г. (Россия не принимала участие), был создан «Портрет эффективной с точки зрения чтения школы» и выделено 10 основных критериев-характеристик эффективной школы: 1. образовательная среда школы, в которой был максимально обеспечен доступ учащихся к книгам и имеющимся образовательным возможностям; 2. школьная библиотека, ее фонд, организация и роль в процессе обучения, а также организации пространства библиотеки, которое включает читальный зал для учащихся и отдельно зал для учителей, а также «уголки чтения». 3. педагогический состав, с точки зрения чтения, важным является не только профессиональные знания и умения, но читательские предпочтения и начитанность учителя. 4. Тип школы, ее размер, уровень преподавания и количество часов. Среди эффективных школ оказались, в основном, большие школы со средним количеством учеников в классе; 5. Наличие классной библиотеки, в которой имеется достаточное количество книг для всех учащихся. Классная библиотека является продолжением школьной библиотеки; 6. Работа администрации школы. 7. Наличие Программы чтения в школе. 8. Основные и дополнительные методики и приемы, используемые педагогами для приобщения и обучения чтению. 9. Внимание к пониманию читаемого материала. Обучение технике чтения и оценивание прогресса проводятся принятыми в стране или школе методами. 10. Учащиеся, которые начинают читать в свободное время, берут все больше и больше книг в различных библиотеках, все больше, разнообразнее и качественнее читают при выполнении домашних заданий.10 Идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традиционными и современными методологиями, проблемы диалога культур (толерантности), усвоения знаний в обобщенном виде, поиск системообразующих принципов для программ и УМК, воспитание системы нравственных координат личности – пути преодоления отчужденности молодежи от художественной культуры человечества, потери интереса к сознательному чтению. По мысли В.А.Сухомлинского: «Многолетние наблюдения убедили, как опустошается, притупляется духовная жизнь подростка тем, что он заучивает слова и фразы, малопонятные или совсем непонятные. Важнейшей чертой психической культуры является то, чтобы слово входило в сознание ученика как живое, яркое отображение реальной действительности, чтобы в обобщающие, абстрактные понятия вкладывался ясный смысл, чтобы взаимосвязь слов отражала взаимосвязь мыслей».[ Стр 357Сух] 1 Для решения этой проблемы необходимо создать в образовательных учреждениях условия для активизации чтения у школьников, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитан­ном, для роста престижности чтения как культур­ной ценности. Как предполагают исследователи, уповая на опыт Великобритании, в школах которой ввели должность учителя по чтению, альтернативой мог бы стать урок чтения и культуры учения, где учащиеся средней и старшей школы могли бы обучаться стратегиям чтения на материалах текстов разных типов из разных школьных предметов и дополнительным материалам. Учитель мог бы оказывать индивидуальную помощь слабоуспевающим учащимся, включающую элементы психологической и логопедической работы, проводить диагностику и тестирование качества чтения, приобщать к чтению и информационной работе, руководить внеклассным чтением детей, оказывать методическую поддержку учителям – предметникам по работе с текстом. Но, как бы учитель ни старался над совершенствованием проведения урока, какими бы ни были они интересными, но если нет активной познавательной деятельности, нет сферы применения интеллектуальным способностям учащихся, и все ограничивается только уроком, учащиеся относятся к ним, к урокам, равнодушно. Но к знаниям, приобретенным попутно, мимоходом, независимо от уроков, или приобретенным ими самостоятельно, затратив немалое количество времени и сил, но приэтом было интересно - это самое ценное знание, оно особенно дорого. В этих условиях все большее значение приобретает альтернативность и вариативность научно-практических программ обучения. На современном этапе существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этического, идеологического, эстетического, этико-эстетического направлений. Осуществляя цель – формирование социально-зрелой личности, которой присущи такие качества, как: - высокий интеллектуальный уровень; - широкий кругозор, эрудиция; - потребность в самообразовании, в активной творческой деятельности; - конкурентоспособность в современных условиях, особое значение приобретает формирование нового типа отношений между Учеником и Учителем - стремление к творческому поиску, исследовательскому труду, к самостоятельности суждений и умозаключений. «Многолетний опыт убеждает: чем больше прочитал и узнал подросток не на уроке, независимо от урока (независимость эта, конечно, относительна: искра жажды знаний - на уроке; от культуры учителя зависит зажечь этой искрой огонь в душе подростка), не для урока, тем с большим уважением относится он к знаниям вообще, к умственному труду, к учителю, к уроку, к самому себе. …Урок должен быть хорошим прежде всего для того, чтобы в интеллектуальной жизни подростков был не только урок. Если это достигнуто, урок становится для подростка желанным очагом духовной жизни, учитель - добрым творцом и хранителем этого очага, книга -бесценной сокровищницей культуры»,-писал В.А.Сухомлинский12 [там же стр. 386] Выделение в учебных стандартах школ России (1998) области, которая долгое время относилась к библиотечным умениям: самостоятельный выбор книг, работа с каталогами и информационной ресурсной литературой, заполнение библиографических карточек - указывает на пути взаимодействия учителя с библиотекарем школьной библиотеки. Союз филологов и библиотекарей создаёт условия для воспитания читательской культуры учащегося, что подразумевает высокую требовательность к подбору книг и систематическое чтение. Культура чтения – это не только вопрос о том, что читать, но и как читать. Для того, чтобы привить учащимся культуру чтения, нужно научить их правильно пользоваться книжным фондом библиотеки и ключом к нему – справочно-библиографическим аппаратом. Задача библиотекаря – научить читателя пользоваться библиотекой и работать с книгой. Это - основа для воспитания читательской культуры. Читательская культура школьников – существенный показатель духовного потенциала общества. Расширение круга чтения учащихся связано с истоками духовной культуры человека, семьи, общества. Особое значение приобретает комплексный подход к руководству чтением, в результате которого «обеспечивается максимальное воздействие литературы, активность школьников как читателей, сознательный выбор ими гражданской позиции»11 [И.С.Збарский], помогает связать все компоненты литературного образования, воспитания и развития в единую систему, которая обусловливает общность объекта воздействия – учащегося и общность целей чтения - воспитание учащихся на идеалах добра и гуманизма. 12 Там же . Сотрудничество педагогического коллектива школы и библиотеки осуществляется и в разработке комплексных программ поддерживающего и развивающего чтения и обучения, расширении круга чтения, осуществлении помощи учителю-филологу в выборе программ, концепций, стратегий, применении современных технологий в решении проблем современной методики развития интереса чтения и читательской культуры учащихся на уроках литературы: · чтение и восприятие художественной литературы как искусства слова; · совершенствование читательского восприятия произведения; · формирование круга чтения учащихся и читательского интереса; · литературное развитие и формирование духовного мира учащихся. «Настоящее чтение - это чтение, которое увлекает ум и сердце, пробуждает раздумья о мире и о самом себе, заставляет подростка видеть себя и думать о собственном будущем. Нет такого чтения - человеку грозит духовная пустота. Ничто не заменит книги… Почему подростку не хочется провести несколько часов наедине с лучшим другом человека – умной книгой? Почему редко бывает, чтобы подросток зачитывался книгой, переживал чувство сожаления, что не хватает времени, чтобы прочитать как можно больше умных книг? Подростков нужно учить читать и, читая, познавать самих себя, учить воспитываться книгой и жить в мире книг. Книга должна войти в духовную жизнь подростка как важнейшая интеллектуальная и нравственная потребность»,- утверждал В.А.Сухомлинский Основой базового компонента литературного образования в школе является чтение и изучение литературного произведения, его толкование. Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - важное средство для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А.С,Пушкин. 11(программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11 классы(Базовый уровень) Под ред. В.Я.Коровиной. 6-е изд., переработанное. М,№Просвещение» 2005) Н.И. Новиков, намечая путь в «наставлении юношества», в статье «О сократическом способе учения» (1784г) писал о непреходящем значении литературного образования учащихся, о важности организации чтения, развития читательского интереса, воспитания читательской самостоятельности, о развитии устной и письменной речи, индивидуальном подходе, дифференцированном обучении и творческом развитии учащихся. Нельзя забывать, что Н.И. Новиков был организатором и издателем первого журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума» (1785 - 1789гг) при участии Н.М.Карамзина, А.А.Петрова, А.А. Прокоповича – Антонского. Введение в центр внимания преподавателя проблемы чтения, как основы преподавания словесности, принадлежит Ф.И.Буслаеву: «…самой природой указывается путь преподаванию; как у всех народов теория словесности составлялась вследствие изучения образцов, так и каждый ученик должен вступить в теорию через самостоятельное чтение» [О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы.,под ред. О.Ю.Богдановой,3-е издание, стереотипное. М.,АСАДЕМА,2004 cтр. 33] Т.А. Калганова отмечает развитие тенденций совершенствования школьного литературного образования, утверждая, что многие преподаватели «все чаще говорят: чтение и осмысление, интерпретация или толкование текста»[ с 51.] Пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведений», выбор различных методов обучения и форм урока -основные направления работы педагогического коллектива школы. Одна из наиболее острых проблем, требующая безотлагательного решения, - проблема резкого падения детского чтения в период перехода из начальной в среднюю школы (5-6 классы, 10-12 лет). Это - проблема читательских умений, которая не теряет своей остроты на всех этапах обучения – с 1 по 9 классы (в колледже 1,2 курс), и является причиной неуспешности, отчуждения и потери интереса к чтению, спада читательской активности учащихся. Не овладев техникой чтения, нет возможности понять смысл текста - вопрос о выразительном чтении, чтении по ролям автоматически отпадает. «Только серьезная филологическая подготовка школьника - подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах.» [15, 4] Неумение читать - причина, ведущая к отторжению художественной литературы, поэтики, слабой памяти и, как следствие, неуспеваемости по всем предметам: «…Ослабление памяти происходит как раз в подростковом возрасте, причина этого явления – освобождение от мысли как раз тогда, когда человеку нужно как можно больше рассуждать. Непонимающего и несообразительного нужно вести к открытию истины, до озарения мысли»,-утверждал В.А.Сухомлинский, видевший причину снижения успеваемости учащихся 5-6 классов и в том, что «…им не под силу качественно новый этап мышления». Развивая этот вывод, он утверждает, что, чем меньше во время урока внимание учителя сосредоточено на собственных мыслях о преподаваемом предмете и учебном материале, тем эффективнее умственный труд учеников. А если внимание учителя обращено только на собственные мысли, ученики тяжело воспринимают преподаваемое и даже плохо понимают учителя. Это объясняется особенностью, спецификой умственного труда подростка: абстрагирование постепенно становится отличительной чертой мысли ученика, он внимательно воспринимает новую информацию и в то же время интенсивно осмысливает, обрабатывает уже принятую. Это выдвигает большие требования к качеству новой информации: она должна быть четкой, ясной и не должна нарушать интенсивного умственного труда, необходимого для осмысления, систематизации знаний». [16,373]. По - мнению президента Русской ассоциации чтения Н.Н. Сметанниковой, проблема резкого падения детского чтения усугубилась еще и тем, что в последние годы в школе был принят ряд ошибочных стратегических решений; не способствующих улучшению качества чтения учащихся, -несколько лет назад приказом Министерства образования РФ количество часов чтения в начальной школе сократилось и теперь составляет 4 часа вместо 5 часов в неделю, ликвидировано внеклассное чтение как предмет.[4,5] Драматизм ситуации состоит в том, что в систему литературного образования учащихся входят уроки внеклассного чтения, без которых невозможно сориентировать учащегося в мире литературных произведений. [6, 3-21]. Основой внеклассного чтения является детская и подростковая литература разной жанровой направленности, произведения отечественной и мировой классической литературы. Снимая часы внеклассного чтения в начальной школе, авторы решения одним росчерком пера «сняли проблему» формирования культурного и духовного пространства личности маленького читателя. Без уроков внеклассного чтения невозможно сформировать культуру чтения, развивать читательские умения, воспитывать читателя, т.к. в работе учителя-словесника внеклассное чтение является важнейшим направлением, которое содействует развитию читательской самостоятельности и формирует читательский интерес подростка. Внеклассное чтение - опора всего школьного курса литературы. «Связь классного и внеклассного чтения - основной организационный принцип системы руководства чтением учащихся» [6, 27] «… Я терпеливо жду встречи подростка с его книгой. Эта встреча будет, если вы откроете подростку настоящую человеческую красоту.»,-писал В.А.Сухомлинский.[16,302] Совершенствование видов и форм внеклассной работы по литературе - организация факультативных занятий, элективных курсов, работа литературных и библиотечных кружков, тематических и коллективных Чтений - декламаций (выразительное чтение, чтение по ролям, театрализации), проведение литературных гостиных, вечеров - встреч с писателями и артистами, фестивалей, игр, презентаций книг; организация работы творческих коллективов и объединений (клубов «Знатоков», школьного театра); посещение театров, проведение экскурсий, - сфера сотрудничества учителя-словесника и школьного библиотекаря, которая не только способствует вовлечению учащихся в активную художественно-творческую деятельность, но и определяет круг чтения учащегося, развивает читательский интерес, способствует литературному развитию и формирует духовный мир учащихся - воспитывает читателя. «Если вы хотите, чтобы духовная жизнь подростков была насыщенной и полноценной… протяните эти незримые нити урока к внеурочным интересам, запросам, влечениям», -советовал В.А.Сухомлинский. [16,302] Важнейшим условием для воспитания личности человека является его способность к саморазвитию, т.к. потенциальные возможности развития в человеке заложены изначально природой. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-воспитательного процесса является обеспечение положительной мотивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положительная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте – основа целенаправленного воспитания. В процессе воспитания происходит овладение духовными ценностями культуры общества, которые являются источником принципов воспитания, определяя характер, цели, содержание, выявляя социокультурную среду, которая питает личность и создает условия для её самореализации. Именно овладение духовными ценностями, их интериоризация - пребразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности( Л.С.Выготский), -и эстериоризация - преобразование внутренних структур психики человека в определенное поведение - важно в воспитании культуры читателя не только усвоение культуры, но и ее освоение, т.к. воспитание творит культуру личности ребенка. В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой невозможно духовное и нравственное развитие человека. Как отмечает О.С. Газман, культура личности человека - это гармония культуры знания, чувств, творческого потенциала. Ядром культуры личности человека является ее духовность, которая характеризуется уровнем интеллектуального и эмоционального потенциала личности, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями. [9,9] «Я считаю воспитательную цель достигнутою лишь тогда, когда каждый юноша, каждая девушка нашли книгу, которая оставляет глубокий след в их душах на всю жизнь», - констатировал В.А.Сухомлинский.Рассматривая проблему культуры чтения с позиции значимости социального содержания литературного чтения, библиотека служит авангардом в формировании интереса к литературе. Воспитание читателя через чтение художественной литературы с применением системного подхода - основное направление просветительской деятельности библиотеки. Э. и Дж. Простано, утверждают, что в ве

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031