|
ч.1 Примерное содержание программы историко-исследовательского центра "Наследие" (продолжение)
Примерное содержание программы.
Восполнение
(Школа
русской словесности «Живое слово»)
|
Часы
|
ОСНОВНОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
I.Исторический аспект развития и становления русской национальной
литературы как отражение русского национального характера, самосознания,
сплав самобытной культуры и особого мировосприятия, высочайшей духовности,
стойкости и патриотизма; этапы становления русского литературного слова.
|
65ч
|
Литература Древней Руси -ХVII вв:
· особенности
зарождения, развития и становления русской литературы; стиль « монументального
историзма» (Д.С.Лихачев);
· изучение: чтение и толкование
летописей (отрывки): сущность, идея, слово, роль, значение, влияние на
становление русского самосознания и развития русского характера, заповеди
потомкам.
· «Повесть
временных лет»
· ( домашнее мини-сочинение « Кто такие «русичи»?»),
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие»:
1.
Видеоурок,
с последующим изложением тем просмотренного
сюжета видео фильма «Суздаль: река
времени - река памяти»;
2.
Летописные
чтения:
·
«Слово
о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха» (комментированное
чтение основных эпизодов: отрывок на древнерусском языке - остальное в
переложении на современном русском языке); «Слово о полку Игореве» (повторение;
домашнее сочинение );
·
«Повесть
о погибели земли Русской» (громкое чтение учителем на языке летописи), беседа
о прочитанном.
·
«Повесть
о разорении Рязани Батыем» (чтение + видео ряд «Наша старая Рязань»);
3.
Житийный
жанр (повторение):
·
«Повесть
о Житии Александра Невского» коллективное чтение; экскурсии в
Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль
·
«Задонщина»-
отрывок (чтение вслух учащимися, исторический комментарий по
исторической Москве: путь Дмитрия Донского на поле Куликово); Студия
«Земляки»-элемент литературного краеведения -
самостоят. путешествие и составление дневника - «летописи» );
·
Ермолай
Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (повторение;
мини-конференция «Преданья старины глубокой...» А.С.Пушкин);
·
«Великии
Четьи Минеи», «Домострой»- сообщения уч-ся
·
«Житие
Сергия Радонежского» и «Житие протопопа Аввакума». (видеофильм; после
просмотра -читательская конференция: «Рождение русской прозы: жизненный путь
автора как изображение социальной и идеологической борьбы эпохи»; обобщение.)
|
2ч
урок
с/р
д/з
1ч
8ч
1ч
д/з
1ч
д/з
2ч
|
II.Становление русской литературы конца XVII- начала XVIII вв: сохранение лучших
традиций Древней русской литературы: гражданственность, интерес к
человеческой личности, сатирическая направленность; изменения в литературном
языке.
·
А.Д.Кантемир
«Сатиры» (комментированное чтение
уч-ся);
·
В.К.Тредиаковский-
1 стихотворение (по выбору), художественное чтение, ( по желанию наизусть);
·
М.В.Ломоносов
( повторение): «Разговор с Анакреоном»
(художественное чтение уч-ся); Пушкин о Ломоносове.
·
А.П.Сумароков
- жанровая
система классицизма (обзор + составление плана-конспекта)
|
2ч урок
д/з
2ч урок
|
III.Демократизация русской культуры и ее отражение в русской
литературе.
Гражданско
— патриотический пафос литературы эпохи русского классицизма.
·
Д.И.Фонвизин.
Комедия «Недоросль» (повторение);
·
Cатирические журналы
Н.А.Новикова (обзор);
Школа русской словесности «Живое
слово», студия «Наследие»:
·
А.Н.Радищев
«Путешествие из Петербурга в Москву»-
книга о судьбе русского народа
(автобусная экскурсия от стен
Кремля по Ленинградскому шоссе; литературное краеведение: «Взгляд через века»
- студия «Земляки»). сообщения-уч-ся
|
2ч урок
8ч
|
IV.Классицизм в русской литературе.
·
«Классики
русской литературы: Г.Р.Державин» -видео фильм
|
1ч урок
|
V.Романтизм в русской
литературе.
Школа
русской словесности «Живое слово»,Школа изящной словесности, центр «Наследие»:
·
«Романтический
мир В.А.Жуковского» - литературный салон.
·
Отражение великих событий 1812 года:
·
«Певец
во стане русских воинов»,
·
«В 12
часов по ночам..» - тема Наполеона в лирике В.А.Жуковского
·
В.А.Жуковский – переводчик. Его роль в
приобщении русского читателя к мировой литературе.
|
2ч
|
VI.Русская
литература первой половины XIX века. ( лекция)
Творческое объединение «Живое
слово», центр «Наследие»:
разработка
исследовательского студенческого проекта.
Темы (по выбору):
1. Особенности развития русской
литературы XIX в:
2. Тема наполеонизма в русской
литературеXIX в;
3. Наполеон Бонапарт: причины
крушения.
4. Образ Русского Солдата в
русской литературеXIX в- воплощение заповедей Древних русичей .
5. Тема народного героя в русской
литературеXIX в.
6. «Русские женщины» в литературе
XIX в..
7. Декабристы и отражение идей
декабристов в русской литературеXIX в.
·
Просмотр фильма «Звезда пленительного
счастья»;
·
Конференция «Отражение восстания декабристов в
народной памяти и в русской литературе»
|
2ч. Урок
В течение
учебного
года.
2ч
2ч
|
Творческое объединение «Живое
слово», центр «Наследие», Экспериментальная студия
«Земляки».
·
Тема:
«Встреча с А.С.Пушкиным» - пешеходные экскурсии
к памятнику А.С.Пушкина на
Тверской бульвар, наблюдения об атмосфере вокруг; сочинение
-эссе о личных впечатлениях проведенной личной.
Цель:
дать ответ на вопрос: «А.С. Пушкин
написал пророческие слова:
« Я памятник себе воздвиг
нерукотворный:
К нему не зарастет народная
тропа....» Пушкин — пророк, или это
совпадение?»
Творческое объединение «Живое
слово», Школа изящной словесности, студия «Наследие»:
·
Пушкинские чтения.
Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц
шумных…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Сожженное письмо», «На холмах
Грузии…», «Я вас любил…» и др.
Принципы
периодизации. Эволюция жанровой системы пушкинской лирики: от Пушкина —
ученика элегической школы Жуковского, Батюшкова до Пушкина 1830-х годов; разрушение
жанровых границ.
|
с/р
д/з
2ч
|
Творческое объединение «Живое
слово», экспериментальная студия «Земляки», центр «Наследие»:
Тема: «Встреча с М.Ю.Лермонтовым» - пешеходные
экскурсии к памятнику М.Ю.Лермонтова на площадь у ст.м «Красные ворота»-место
рождения М.Ю.Лермонтова и дома Лермонтовых; наблюдения об атмосфере вокруг. Сочинение - эссе о личных впечатлениях о проведенной
экскурсии.
Цель: дать ответ на вопрос: М.Ю.Лермонтов
написал:
«Москва!
Как много в этом звуке для сердца
русского слилось,
Как много в нем отозвалось!» Почему?»
·
Мотивы
одиночества в лирике поэта: «На
севере диком»,
«Дума» (комментированное чтение)
Творческое объединение «Живое
слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»: Литературные чтения.
Тема:« Живое
слово» И.Андроникова (о М.Ю.Лермонтове)
Посещение «Литературного салона» Технологического колледжа № 28.
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие»:
·
Защита реферата, проектной работы, доклада (по
выбору) по темам (по выбору):
1.Роль композиции произведения в раскрытии образа
Печорина, объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое.
2.Онегин и Печорин; проблема несостоятельности,
индивидуализма, ответственность человека перед людьми.
3. Онегин и Печорин – развитие в
творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций.
4. Критика
"романтической личности” в образе Печорина.
|
д/з
2ч
6ч
4ч
|
Историко- и
теоретико-литературные понятия:
закрепление
и углубление представлений учащихся о творческом пути писателя, о лирическом
герое, "точке зрения” в произведении, о поэтических жанрах, романе и повести,
о своеобразии сюжета и композиции, об особенностях повествования, о
литературной традиции и новаторстве, о художественном стиле писателя
|
|
Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»:
Тема: «Встреча с Н.В.Гоголем» - пешеходные
экскурсии к памятнику Н.В.Гоголя на Гоголевский бульвар; наблюдения об
атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях
проведенной личной экскурсии Цель:
дать ответ на вопрос: «Н.В. Гоголь
пророчески написал: «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что
гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас
самих;...» Почему?».
Анализ произведений:
·
«Шинель»:
принципы создания
многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя;
·
«Повесть
о капитане Копейкине»:
использование художественного
пространства для создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург),
соединение абсурда с трагизмом, комического с
драматическим
·
Образ
Руси - «птицы-тройки»:
особенности
образов России, русского языка, национального характера в сложном
художественном мире гоголевских произведений.
Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их
постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь
и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско-символическое.
|
д/з
1ч
урок
|
Историко- и
теоретико-литературные понятия:
углубление представлений о стиле,
гротеске, комическом, сатирическом и публицистическом пафосе, о
фантастическом и его функциях, о жанрах романа-путешествия, авантюрного
романа, поэмы.
|
|
VII.О |
|
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|