Понедельник, 06.05.2024, 04:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

ч.1 Примерное содержание программы историко-исследовательского центра "Наследие" (продолжение)

 о1

Примерное содержание программы.

Восполнение

(Школа русской словесности «Живое слово»)

Часы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

I.Исторический аспект развития и становления русской национальной литературы как отражение русского национального характера, самосознания, сплав самобытной культуры и особого мировосприятия, высочайшей духовности, стойкости и патриотизма; этапы становления русского литературного слова.

65ч

Литература Древней Руси -ХVII вв:

·  особенности зарождения, развития и становления русской литературы; стиль « монументального историзма» (Д.С.Лихачев);

·  изучение: чтение и толкование летописей (отрывки): сущность, идея, слово, роль, значение, влияние на становление русского самосознания и развития русского характера, заповеди потомкам.

·   «Повесть временных лет»

·  ( домашнее мини-сочинение « Кто такие «русичи»?»),

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»:

1.      Видеоурок, с последующим изложением тем просмотренного сюжета видео фильма «Суздаль: река времени - река памяти»;

2.      Летописные чтения:

·        «Слово о законе и благодати», «Поучение Владимира Мономаха» (комментированное чтение основных эпизодов: отрывок на древнерусском языке - остальное в переложении на современном русском языке); «Слово о полку Игореве» (повторение; домашнее сочинение );

·        «Повесть о погибели земли Русской» (громкое чтение учителем на языке летописи), беседа о прочитанном.

·        «Повесть о разорении Рязани Батыем» (чтение + видео ряд «Наша старая Рязань»);

3.      Житийный жанр (повторение):

·        «Повесть о Житии Александра Невского» коллективное чтение; экскурсии в Переславль-Залесский, Владимир, Суздаль

·        «Задонщина»- отрывок (чтение вслух учащимися, исторический комментарий по исторической Москве: путь Дмитрия Донского на поле Куликово); Студия «Земляки»-элемент литературного краеведения - самостоят. путешествие и составление дневника - «летописи» );

·        Ермолай Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (повторение; мини-конференция «Преданья старины глубокой...» А.С.Пушкин);

·        «Великии Четьи Минеи», «Домострой»- сообщения уч-ся

·        «Житие Сергия Радонежского» и «Житие протопопа Аввакума». (видеофильм; после просмотра -читательская конференция: «Рождение русской прозы: жизненный путь автора как изображение социальной и идеологической борьбы эпохи»; обобщение.)

 

урок

с/р

 

д/з

 

 

 

 8ч

д/з

 

д/з

 

II.Становление русской литературы конца XVII- начала XVIII вв: сохранение лучших традиций Древней русской литературы: гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическая направленность; изменения в литературном языке.

·        А.Д.Кантемир «Сатиры» (комментированное чтение уч-ся);

·        В.К.Тредиаковский- 1 стихотворение (по выбору), художественное чтение, ( по желанию наизусть);

·        М.В.Ломоносов ( повторение): «Разговор с Анакреоном» (художественное чтение уч-ся); Пушкин о Ломоносове.

·        А.П.Сумароков - жанровая система классицизма (обзор + составление плана-конспекта)

 

2ч урок

д/з

2ч урок

III.Демократизация русской культуры и ее отражение в русской литературе.

Гражданско — патриотический пафос литературы эпохи русского классицизма.

·        Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль» (повторение);

·        Cатирические журналы Н.А.Новикова (обзор);

Школа русской словесности «Живое слово», студия «Наследие»:

·        А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»- книга о судьбе русского народа

(автобусная экскурсия от стен Кремля по Ленинградскому шоссе; литературное краеведение: «Взгляд через века» - студия «Земляки»). сообщения-уч-ся

 

 

2ч урок

 

 

IV.Классицизм в русской литературе.

·        «Классики русской литературы: Г.Р.Державин» -видео фильм

1ч урок

V.Романтизм в русской литературе.

Школа русской словесности «Живое слово»,Школа изящной словесности, центр «Наследие»:

·        «Романтический мир В.А.Жуковского» - литературный салон.

·         Отражение великих событий 1812 года:

·        «Певец во стане русских воинов»,

·        «В 12 часов по ночам..» - тема Наполеона в лирике В.А.Жуковского

·        В.А.Жуковский – переводчик. Его роль в приобщении русского читателя к мировой литературе.

 

 

 

 

 

VI.Русская литература первой половины XIX века. ( лекция)

Творческое объединение «Живое слово», центр «Наследие»:

 разработка исследовательского студенческого проекта.

Темы (по выбору):

1. Особенности развития русской литературы XIX в:

2. Тема наполеонизма в русской литературеXIX в;

3. Наполеон Бонапарт: причины крушения.

4. Образ Русского Солдата в русской литературеXIX в- воплощение заповедей Древних русичей .

5. Тема народного героя в русской литературеXIX в.

6. «Русские женщины» в литературе XIX в..

7. Декабристы и отражение идей декабристов в русской литературеXIX в.

·        Просмотр фильма «Звезда пленительного счастья»;

·        Конференция «Отражение восстания декабристов в народной памяти и в русской литературе»

2ч. Урок

 

В течение

учебного

года.

Творческое объединение «Живое слово», центр «Наследие», Экспериментальная студия «Земляки».

·        Тема: «Встреча с А.С.Пушкиным» - пешеходные экскурсии

к памятнику А.С.Пушкина на Тверской бульвар, наблюдения об атмосфере вокруг; сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной.

 Цель: дать ответ на вопрос: «А.С. Пушкин написал пророческие слова:

« Я памятник себе воздвиг нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа....»  Пушкин — пророк, или это совпадение?»

Творческое объединение «Живое слово», Школа изящной словесности, студия «Наследие»:

·        Пушкинские чтения.

Стихотворения: «Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Сожженное письмо», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» и др.

Принципы периодизации. Эволюция жанровой системы пушкинской лирики: от Пушкина — ученика элегической школы Жуковского, Батюшкова до Пушкина 1830-х годов; разрушение жанровых границ.

 

с/р

д/з

 

 

Творческое объединение «Живое слово», экспериментальная студия «Земляки», центр «Наследие»:

Тема: «Встреча с М.Ю.Лермонтовым» - пешеходные экскурсии к памятнику М.Ю.Лермонтова на площадь у ст.м «Красные ворота»-место рождения М.Ю.Лермонтова и дома Лермонтовых; наблюдения об атмосфере вокруг. Сочинение - эссе о личных впечатлениях о проведенной экскурсии.

Цель: дать ответ на вопрос: М.Ю.Лермонтов написал:

«Москва!

Как много в этом звуке для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!» Почему?»

·        Мотивы одиночества в лирике поэта: «На севере диком»,

«Дума» (комментированное чтение)

Творческое объединение «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»: Литературные чтения.

Тема:« Живое слово» И.Андроникова (о М.Ю.Лермонтове)

   Посещение «Литературного салона» Технологического колледжа № 28.  

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»:

·        Защита реферата, проектной работы, доклада (по выбору) по темам (по выбору):

1.Роль композиции произведения в раскрытии образа Печорина, объединение отдельных новелл в сложное композиционное целое.

2.Онегин и Печорин; проблема несостоятельности, индивидуализма, ответственность человека перед людьми.

3. Онегин и Печорин – развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций.

4. Критика "романтической личности” в образе Печорина.

 

д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Историко- и теоретико-литературные понятия:

закрепление и углубление представлений учащихся о творческом пути писателя, о лирическом герое, "точке зрения” в произведении, о поэтических жанрах, романе и повести, о своеобразии сюжета и композиции, об особенностях повествования, о литературной традиции и новаторстве, о художественном стиле писателя

 

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие»:

Тема: «Встреча с Н.В.Гоголем» - пешеходные экскурсии к памятнику Н.В.Гоголя на Гоголевский бульвар; наблюдения об атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии Цель: дать ответ на вопрос: «Н.В. Гоголь пророчески написал: «Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплеменных языков, а от нас самих;...» Почему?».

Анализ произведений:

·        «Шинель»:

принципы создания многозначности отдельных образов и в целом произведений Гоголя;

·        «Повесть о капитане Копейкине»:

использование художественного пространства для создания фантастического, абсурдного, гротескного (Петербург), соединение абсурда с трагизмом, комического с драматическим

·        Образ Руси - «птицы-тройки»:

особенности образов России, русского языка, национального характера в сложном художественном мире гоголевских произведений.

Гоголевская деталь: на первый взгляд избыточные и случайные детали и их постепенное складывание в целостную систему на протяжении произведения; вещь и человек, живое и мёртвое, бытовое и философско-символическое.

 

 

д/з

 

урок

Историко- и теоретико-литературные понятия:

углубление представлений о стиле, гротеске, комическом, сатирическом и публицистическом пафосе, о фантастическом и его функциях, о жанрах романа-путешествия, авантюрного романа, поэмы.

 

VII


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031