Понедельник, 06.05.2024, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

ЯЩИК ПАНДОРЫ - Из неопубликованного ... ч2.

 Н.Д.Плетёнкина.
Библиотека в филологическом пространстве: проблемы сотрудничества (продолжение)
 
Решение проблемы культуры чтения сопряжено с повышением общего уровня интеллектуального и культурного развития и требует организации систематического профессионального самообразования школьного библиотекаря, которое заключается в: · освоении информационного пространства темы - методы работы с читателем на каждом этапе – библиографические обзоры, часы информации, комментированные книжно-журнальные выставки; · повышении профессионального мастерства не только в рамках курсов повышения квалификации структур Департамента образования (лекции, информационный обмен; дискуссии; анкетирование и т. д.); · разработке собственных авторских литературно-информационных программ, программ курсов, литературных клубов; включая активные форм работы - дискуссии, обсуждение, круглые столы и т.д.; · освоении новых форм работы (гражданский форум, Школы чтения и др.); · обобщении и распространении опыта, в том числе в рамках конкурсов профессионального мастерства; · применение проектной деятельности (по проблемам чтения и моделей библиотечно-образовательных систем); · применение маркетинговых технологий в информатизации и популяризация книги и чтения; · применение ИКТ в учебной деятельности учащихся. · единая стратегия семьи, школы и библиотеки. Существенная проблема, тормозящая развитие сотрудничества педагогического коллектива и школьной библиотеки, - превалирование тенденций традиционного представления генеральных образовательных функций учителя и учебника в архитектуре взаимодействия учителя и школьной библиотеки; игнорирование значимости школьной библиотеки в учебном процессе и руководство собственными педагогическими представлениями при отборе учебных материалов и пособий; стремление к обособленности учебного процесса; в анахронически закрепленном сознании учителя представлении о библиотеке, как хранилище, складе; невысокой профессиональной компетенции и статусе школьного библиотекаря. В преодолении предубеждения педагогического коллектива стратегия школьной библиотеки заключается в готовности и способности к предоставлению ресурсов и услуг, которые позволяют: · расширить знания учителя не только в области, преподаваемого предмета, но и в области применения современных инновационных методик обучения, мониторинговых исследований успеваемости учащихся; · привлечь фонды школьной библиотеки для обеспечения учащихся дидактическим материалом выполняемых заданий в классе; · организовать специального вида обслуживания методическую помощь учителю в ситуации неоднородного класса; для учащихся, нуждающихся в поддержке или большем стимулировании к учебной деятельности; · повысить роль библиотеки, применяя МБА и ИКТ – ресурсы; · адаптировать обслуживание школьной библиотеки к запросам пользователей; · реализовать основную функцию школьной библиотеки – функции консультативного центра ОУ. Школьная библиотека - неотъемлемая часть образовательного процесса и идеальная «территория» для КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всего педагогического коллектива школы.
Чтобы максимально использовать потенциал школьной библиотеки, необходима организация образовательного пространства школьной библиотеки, цель которой - развитие и обучение школьников, повышение их успеваемости по всем предметам учебного плана; развитие информационных навыков и информационных знаний учащихся; оказание библиотечной помощи в подготовке к урокам; выполнение проектных заданий, подготовку и внедрение программ пропаганды чтения; проведение культурно - массовых мероприятий; внедрение ИКТ в учебные предметные программы, развитие творческого потенциала учащихся: организации издательской деятельности- выпуск рукописных журналов, альманахов, подготовка дидактических и наглядных пособий в помощь учителю; создание собственной, классной библиотеки – продолжение школьной и пр. Модель пространства может быть выбрана любой; она, образовательная модель, должна соответствовать общему стратегическому образовательному курсу школы и содействовать развитию общих образовательных (базовых) компетенций каждого учащегося, учитывая приэтом профильную направленность данного ОУ. В педагогических коллективах, придерживающихся прогрессивных и открытых педагогических принципов, библиотека - одно из мест обучения совместной работе в коллективе., т.к. в библиотеке учащиеся могут приобрести навыки самообучения и сотрудничества, навыки планирования – необходимая предпосылка для выполнения любых исследовательских задач и заданий, для работы над любыми проектами, сочинениями или темами. На современном этапе предпочтения отдаются созданию Библиотечно-информационных центров(БИЦ), образовательных пространств-территорий «Школ будущего», включающих развитие систем «Библиотек будущего», Творческих объединений и пр., в которых библиотечное пространство интегрировано в образовательно-воспитательный процесс, успешно применяя инновационные педагогические технологии, где библиотека - центр взаимодействия всего педагогического коллектива, в которой всегда есть место каждому ученику, где его ждут, где ему помогут и научат учиться, где он получит навыки поиска и сбора информации - базовые навыки, которыми должен овладеть учащийся, чтобы самостоятельно заниматься ее поиском в библиотеке. Навыки сортировки и оценивания информации, помогут развить в учащемся навыки критического и оценочного мышления, умение определять критерии авторитетности, полноты, формы и релевантности, точки зрения, надежности и своевременности информационного источника. Навыки организации и записи информации, навыки коммуникации и реализации – умение интерпретировать информацию и использовать ее в работе над проектами и заданиями. Навыки оценки достигнутых результатов и пр. Роль библиотекаря заключается здесь в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую учебную обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку в работе с информацией, включающую пять основных шагов: · создание и передачу информации; · создание и применение стратегии поиска и доступа к информации (указание источников, алфавитные и другие указатели); · организацию информации (предметный указатель, базы данных); · физической организации информации (классификационные системы в библиотеках); · оценке информации. На Всероссийском совещании руководителей федеральных и региональных библиотек России «Библиотека в правовом пространстве» А.А.Авдеев, министр культуры Российской Федерации отметил, что сегодня библиотечный работник - это не только хранитель документального культурного наследия, знаток художественной, научной и научно-популярной литературы - это также аналитик, умеющий вести поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребности населения, информированный навигатор и посредник в системе коммуникаций и, по прежнему, верный и преданный своему делу подвижник».[5с 2 ] Все, перечисленные направления деятельности по решению проблемы улучшения качества чтения, обучения, объединяют профессии педагога и библиотекаря и служат основой для их совместной подготовки и переподготовки. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что знать учителю в десять, в двадцать раз больше, чем преподано на уроке, нужно для того, чтобы свободно владеть материалом, выбирать на уроке из великого множества фактов самые существенные… Педагогическое мастерство состоит не в том, чтобы предусмотреть все детали урока, а в том, чтобы умело и незаметно для учеников внести изменения в зависимости от обстоятельств…. Переход к сложным мыслительным процессам (мгновенное переключение от приема информации к ее обработке) требует большого внимания учителя, подвижности методических приемов. Шаблон и трафарет вообще недопустимы в школе, по отношению к подросткам – пагубны.» [16с.374]
Литература: 1. Администратор образования. №23 2008. Об итогах проведения единого государственного экзамена в 2008 году и планах его организации в 2009 году. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России от 15.10.2008., стр 12 ООО «. Администратор образования », 2008. 2. Блок А.«Да так велит мне вдохновенье…»// Детская литература -М., 1988. 3.Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы, под ред. Богдановой О.Ю.,- 3-е изд., АСАДЕМА- М.,2004 4..Библиотека в школе. Методическая газета для школьных и детских библиотек.№02 (230) 2009 год 16-31 января, с.2-3 5.Библиотека в школе. Методическая газета для школьных и детских библиотек.№24(228) 2008 год 16-31 декабряаря, с.2-3 6. Дудова Л.В.,Кутейникова Н.Е. Формирование круга чтения современного школьника. Методические рекомендации и материалы. Центр «Школьная книга»-М.2008 7.Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотечка «Первого сентября» // Выпуск 6(12) Чистые пруды - М., 2007 8. «Литература в школе», 1966,№1.-с 51. Т.А.Калганова.Как повлиять на формирование круга чтения детей? 9.Методика воспитательной работы 3-е издание.Под редакцией В.А.Сластенина.,3-е издание, стереотипное. М.,АСАДЕМА,2005 10Программы общеобразовательных учреждений Литература.5-11 классы(Базовый уровень). Под ред..Коровиной В.Я.. 6-е изд., - М, Просвещение 2005 11.По материалам XIII Ежегодной сессии Конференции РБА, Ульяновск, 18- 23 мая 2008 г. Заседание, 20 мая 2008 12.Результаты анкетирования. ГОУ СПО Строительный колледж№26. Подразделение 2 в2007-2008. 13СметанниковаН.Н. Учиться читать, чтобы учиться, читая http://teacher.fio.ru/news.php?n=28669&c=1 14.Чудинова В.П. Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования http://teacher.fio.ru/news.php?n=28669&c=1 15.Сосновская И.В., Современные проблемы изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. Выпуск 9. Иркутск 2008 16.Сухомлинский В.А..стр.373 Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах т.1. Педагогика- М, 1979
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031