Понедельник, 06.05.2024, 06:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Основные задачи общего курса литературы с позиций компетентностного подхода (наброски)

     Основные задачи общего курса литературы Государственного образовательного стандарта с позиций компетентностного подхода.

В Государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции, становление которых органически связано с творческим аспектом деятельности человека - развитием устной и письменной речи. Но основной задачей речевой деятельности учащихся в процессе изучения литературы является обогащение словарного запаса, обучение владением связной речью, развитие выразительности. На уроках литературы проходит процесс приобщения к живому русскому слову в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности ученика, обогащением его внутреннего мира. «Духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, то есть в текстах им порождаемых, философско-эстетические подходы во многом помогают осмыслению проблемы формирования речевой и коммуникативной деятельности в совокупности с развитием духовных интересов личности в процессе ее контакта с произведениями искусства. Интенсивное развитие речи человека происходит в процессе изучения литературы»(Богданова Леонов Чертов.Методика) Поэтому совершенствование речевой деятельности на занятиях литературы, в первую очередь, это формирование системы учебно-познавательных компетентностей учащихся, через которую проходят формирование и языковая, и лингвистическая, и коммуникативная компетентности.

Применяя компетентностный подход в изучении литературы, особое значение приобретает обучение учащихся употреблению слова, словоформ, синтаксических структур, использования языковых синонимических средств и параллелей - усвоения законов нормирования литературного языка проходит через овладение языковым богатством и является главным условием успешной речевой деятельности. Решение этих задач в обучении традиционно: путём введения новых лексических пластов, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся,усвоения морфологических норм согласования, управления, конструктиных особенностей синтаксиса сложного предложеният.е. происходит процесс овладения учащимися средствами языковой компетентности.

Более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа и самооценки, познавательной культуры личности учащегося обеспечивает лингвистическая компетенция.

На основе языковой и лингвистической компетенций учащихся осуществляется формирование коммуникативно - речевых умений и навыков.

Использование термина «речевая» компетенция в значении близком к термину «коммуникативная» предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности - говорения, слушания и понимания, чтения, письма. Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное продуктивное умение - создание и восприятие текстов, включающих знание основных лингвистических понятий: стили, типы речи, правил создания текстов различной жанровой принадлежности, а так же способов связи предложений в тексте и т. д., умений и навыков анализа текста.

   «В исключительно тесной взаимосвязи находятся художественно-эстетическая и речевая деятельность и, следовательно,одной из задач учителя литературы становится максимальное использование возможностей, вытекающих из характера этого взаимодействия. При таком подходе, особенно в старших классах, с одной стороны, повышается эффективность нравственно-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса, с другой стороны, происходит обогащение лексического запаса школьников, а также успешное совершенствование умений связной речи в различных жанрах устных высказываний» [Богданова.Методика с 322]Формирование целостной национально - языковой системы приобщения к национальной культуре обеспечивает культуроведческая или этнокультуроведческая компетенция.

    В силу особой связи литературы с жизнью общества на первый план выдвигается социокультурная компетенция, формирующая становление представлений учащегося об окружающем мире, в сознании которого образуют специфическо- этнический, национальный образ мысли, вхождение учащихся в русский мир, постижение русского менталитета. Но как писал В.В.Данилов «...С точки зрения развития в школе народных ценностей важно, чтобы представления ученика об идейной жизни родины не ограничивались современностью или недавним прошлым, но простирались в глубь прошедшего, потому что знание последнего возводит представление об отечестве на ступень большей конкретности, образности, определенности, присоединяя к представлениям об отечестве яркие черты прошлого.»[Б.Ланин]

Усвоение новых значений лексики и фразеологии, являющимся национально – культурным компонентом семантики, знакомство с исторической и религиозной жизнью народа, работа над осознанием смысла текста - процесс формирования социокультурной компетенции. «...Результатом прохождения литературы в школе будет обогащение умственного кругозора ученика мыслью его родины, что сделает представления о ней ярче, определеннее, образнее и тем самым повысит народное самосознание ученика и самоуважение, так как в литературе он найдет богатую пищу для мысли и глубокий источник нравственного наслаждения. Таково положительное, объективное значение литературы в смысле достижения школой народных ценностей,»- учил В.В.Данилов.

    Главная цель преподавания литературы - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитания любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащения духовного мира учащихся, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирования читательской культуры, представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским литературным языком.

  1. Таким образом, главной задачей общего курса литературы Государственного образовательного стандарта с позиций компетентностного подхода является формирование ключевых базовых умений учащегося: его языковой интуиции, теоретического мышления, креативных способностей, коммуникативно-речевой компетенции всесторонне развитой личности.


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031