Консультация №1. А.Н. Островский . Драма "ГРОЗА" (План)
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:
· кто они?
· каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:
· автора; персонажей.
6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию;
· к вопросу (проблеме), друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога;
· сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
· выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);
· определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?
10. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.
|