Понедельник, 06.05.2024, 09:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Программа Школы русской словесности "Живое слово"

программаПрограмма Школы русской словесности "Живое слово"

Пояснительная записка

В  связи с негативными процессами литературно - языковой эволюции, получившими развитие в русской речевой коммуникации за последние  20 лет, с тенденциями, сложившимися в современной русской речи,  все более возросла  общественная потребность в обязательной ориентации на литературно-языковые нормы не только носителями  литературного русского языка:  учителей-словесников, писателей, журналистов, литературных редакторов,  СМИ, политиков, государственных деятелей и пр.,  но и представителями  всех слоев общества.

Литературный русский язык не только учебная дисциплина в школе, колледже, ВУЗе, он используется как средство общения не только представителями одной национальности, но и как средство межнационального, международного общения. Нормы литературного языка представлены в академической грамматике, в словарях и справочниках.

В связи с этим, представилась  возможность предположить, что создание творческого объединения по изучению русской словесности станет  не только реальным, но и необходимым шагом для сохранения языковых ценностей, их дальнейшего развития, а также обогащения интеллекта  молодого поколения русскоговорящих слоев населения, развития интереса в познании и усвоении богатств наследия русского языка в условиях негативного отношения к главному Историко-культурному наследию нации – языку. Как результат многолетней работы по воспитанию у учащихся внутреннего  чувства,  внутреннего отношения и настроя, любви к родному слову; формирования культуры речи - речевых знаний, навыков и  умений использования литературно-языковых норм   на всех ступенях  обучения в старшей школе, в колледже, Вузе. 

Название Школа русской словесности "Живое слово" заключает в себе указание не только на слово, язык, но и содержит напоминание о том, что словесность - это искусство слова, и чтобы овладеть им, необходимо постичь науку о языке. Главная задача - указать ученику путь от слова к словесности: чтобы слово стало "живым" - надо дать ученику "почувствовать" его, изучить во всех аспектах: и в речи народа-носителя языка, и в словесной игре, и в труде (профессиональное слово), и помочь совершить путешествие во времени - дать возмозножность услышать и понять слово изначальное - язык летописи, показать историю развития языка, познать его силу и красоту, а потом научить любить его."Конечно, понятие "русская словесность обширно".Это и вся совокупность произведений народного и книжного русского словесного искусства с древнейших времен и до наших дней, и наука, изучающая эти произведения"[6,3]. 

Программа Школы русской словесности "Живое слово" не ставит цель охвата в полном объеме произведений во всем их многообразии, но главное  стремление - дать представление о б этапах создания произведения, кропотливой работы мастера над словом, "его языковую природу"[там же]. Использование данной программы возможно  для обучения учащихся классов  любого профильного направления в средней общеобразовательной школы третьей ступени, в колледжах различной специализации, как на общеобразовательном уровне при изучении предметов «Русский язык» и «Литература», так и  на базе курса предмета «Культура речи и русский язык».

                                Цель  Школы русской словесности "Живое слово":

 - оживить интерес учащихся к слову и словесности, привлечь интерес учащихся к литературе как к искусству  слова;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-уметь проявлять коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию и  излагать текст  в  разной стилевой принадлежности;

- формирование эстетического вкуса, как ориентира самостоятельной  читательской деятельности (расширение кругозора) учащихся ;

- развитие творческих способностей каждого учащегося, девизом которых должен стать тезис: «Способны все!».

              

                           Задачи  Школы русской словесности "Живое слово" :

- мыслить творчески и раскованно;

-самостоятельно выстраивать свое понимание авторской  идеи;

-творчески участвовать в выстраивании своего знания, в  реализации своего умения и использовать данный материал в новом аспекте;

     -научить главному:

            - каждый ученик - индивидуум, он интересен  тем, что он неповторим, интересен своей непохожестью, своим индивидуальным умением,   индивидуальным знанием, индивидуальными способностями;

           - класс, группа студентов - группа индивидуумов, где каждый участник – носитель своего мнения, своего  знания, индивидуального, неповторимого,

            -где вместе, сообща, познавая себя через познание другого,  происходит познание идеи, приобретение навыков и умений овладевания культурой

 устной и письменной речи, а значит и обретение любви к слову,  к русскому языку,  воспитание чувства патриотизма.

 

Основной алгоритм Школы русской словесности  «Живое Слово»   является:

- чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии (самоанализа), сопоставления старых знаний со своими новыми открытиями и социализациями.

 Используя этот алгоритм в работе курса форме творческой лаборатории, каждому учащемуся предоставляется возможность, не страшась ошибок и «двоек»,  задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных языковых задач, обрести навыки владения разнообразными видами письменных работ, творческих заданий.

 

Школы русской словесности «Живое Слово»  служит необходимым  базовым  курсом для обучения учащихся, желающих повысить  уровень культуры речи -  своих знаний норм словоупотребления, словообразования, произношения, построения предложений и т.д., т.е. законов развития языка,  речевых умений и навыков владения нормами русского литературного языка, а также  продолжить обучение  не только в  сфере гуманитарного профиля: филология, лингвистика, история, юриспруденция, журналистика, но и таких, как: строительство, экономика, менеджмент, страховое дело, технические специальности и др.

  Этот курс является  актуальным в период перехода школьников  на профессиональное обучение, т.е продолжать обучение в образовательных учреждениях НПО, СПО, т.к. будет иметь возможность решить основные задачи программы профильного обучения - содержание программы курса располагает достаточным объемом теоретического материала и практических занятий не только сугубо языковых, но и различного рода других сведений из других  источников различных наук, связанных одной тематикой.

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ

На занятиях факультативов   Школы русской словесности  «Живое Слово»  используются печатные пособия (дидактические материалы и т.д.), репродукции картин, иллюстративный материал, аудио-визуальные средства: диафильмы, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы и пр.

Структура  одного занятия курса  содержит этапы:

1этап: «индуктор»- мотивирует творческую деятельность каждого учащегося.Этот этап включает обращение к ассоциативному и образному мышлению, работа  авторским  словом: подбор ассоциаций, размышление над специфичностью текста .

2 этап:  работа с «исходным материалом» и «погружение» в него: работа со схемами, моделями, иллюстрациями и пр. Главное- учащийся проводит «деконструкцию» текста, т.е. проводит работу со словом, фразой с постепенной «реконструкцией», созданием  нового текста с использованием «разобранных деталей».

3 этап: «социализация»- чтение своей работы, соотнося с вариантами других учащихся по принципу взаимообогащения, самокоррекции и доработки материала.

4этап:  кульминация творчества учащихся - «разрыв» (индивидуальная проработка). Проверка на неожиданность и новшество. Создание информационного запроса. Работа со справочной, аннотационной литературой.

5этап: обмен мнениями и новыми познаниями - поиск главного в новом материале.

6 этап: творческий - создание текста с использованием всех полученных знаний во время аудирования.

7этап:  заключительный - «рефлексорный»- самоанализ:

качество погружений в материал, работы с ним, рефлексии, сопоставления старых знаний с новыми открытиями и социализация - чтение и выпуск новой работы в свет - публикация в школьной  газете, на выставке, в альманахе и пр.

 

Таким образом, структура программы предусматривает не только теоретическое изучение, но и исследовательскую и практическую часть и между собой  не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены.

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каждом занятии при активном взаимодействии всего коллектива учащихся и выполнении индивидуальных заданий.

Использование таких форм работы как  выставки, стенная школьная газета, средства информационных технологий - помещение работ на web-страницах Интернет-сайта колледжа и служит  дополнительным стимулом -  вносит положительную мотивацию в творческую деятельность учащихся.

 

 Материал программы курса Школы русской словесности  «Живое Слово»  распределен с учетом достаточности для качественного получения  результатов и устранения возможных недочетов.

Последовательность получения  знаний, запланированных по программе курса, позволяет быстро восстановить забытое и получить новое, опираясь на   пройденный материал и накопленный опыт.

Итогом обучения в  Школы русской словесности  «Живое Слово»  является практическое применение в различных сферах жизнедеятельности человека таких, как:

создание рефератов, конспектов, сочинений, изложений с творческим заданием, составлении заметок и статей, редактировании газетных материалов докладов, исследований и пр., в различных сферах обучения, а так же в проектной деятельности с применением средств современных информационных технологий, т.е. формирование метапредметных, речевых, коммуникативных и др. компетенций 

 

         Основные  умения  и навыки:

 

  1. Проблематизация - выделение основной проблемы и подпроблем .

    (Вид и тема источника, содержание основных проблем).

  1. Установление цели деятельности.

     (Характер материала: цели и задачи автора,  какова проблематика материала).

  1. Составление плана содержательной деятельности.

(Структурный состав источника: части, фрагменты, триада-тезис, доказательство, вывод.)

  1. Выделение опорных слов и словосочетаний, информативных центров, классифицирование информации с точки зрения ее функциональности и стилевой принадлежности.
  2. Поиск и выявление лексических и фразеологических недочетов (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значения слова, неуместное употребление иноязычных слов, незнание фразеологических оборотов и т. д.),  авторских «особенностей», средств выразительности, работа со словом-смысловой точности слова, фразы и пр.
  3. Предупреждение или исправление лексических и фразеологических ошибок в исходном материале

(правильность употребления грамматических форм всех частей речи).

  1. Использование исследовательских операций и их реализация в главах и параграфах ( предупреждение лексических и стилистических ошибок - отработка навыков синтаксической синонимии конструкций – выбор наиболее характерных черт, соответствующих данному стилю, трансформация простых предложений в сложные и наоборот и пр.).
  2. Мотивированность и  аргументированность авторской позиции, выявление при ее отсутствии.
  3. Наличие апелляций на другие источники и убедительность их использования (работа с источниками, словарями, справочной, исторической, технической  литературой и пр.)

10.Практическая работа-сочинение на рассматриваемую тему с использованием

     полученных знаний и умений.

11.Рефлексия - самоанализ движения собственной  (индивидуальной) мысли.

 

Исходя из этого,

   Основными видами деятельности

являются :

1.Эвристическая ( частично-поисковая);

2.Исследовательская;

3.Репродуктивная;

4.Продуктивная;

5.Коммуникативная;

6.Творческая;

7.Рефлексивная.

 

Все эти типы деятельности реализуются в ходе выполнения программы курса.

 

Включенный  в  программу материал  предназначен  для  различных категорий (групп) учащихся,  т.к. содержит  методику и  практику интенсивного обучения и  развития  учащегося  творческого восприятия  и культуры  речевого общения в устной и письменной формах, а также  дает  возможность использовать модульный   принцип   построения программы, что способствует использованию новых  возможностей  для  применения интеграции «сквозных» тем.

 Методика  Школы русской словесности  «Живое Слово»  предполагает участие учителя, преподавателя в качестве старшего сотрудника  и использует принцип наставничества и содружества, следуя афоризму:

              « Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого тебе учиться».  

 В структуре  Школы русской словесности  «Живое Слово»  взаимодействуют 4 направления, каждое из которых имеет свои ветви  «зоны действия»:

              1. Центр изучения  русского языка «Русич», в состав которого входят 2 факультатива: «Занимательная грамматика» (языковые игры, изучение этимологии слов, составление кроссвордов, шарад, заданий к шоу-урокам) и факультатив по изучению профессиональной лексики и терминологии «Росток», основной постулат которого: «Цветами красноречия усыпан путь ко всякой карьере»(А.П.Чехов).-  с шоу-уроками «Кто хочет стать миллионером?», « Клуб знатоков», «Поле чудес» и пр.

              2. Историко-исследовательский центр «Наследие», цель которого изучить жизнь и творчество русских писателей( ежегодно проводятся: Есенинский праздник-3 октября (открытое выездное занятие в с. Константиново, обязательный выпуск фото, видеофильмов-отчетов о проведении праздника), «Некрасовские и Толстовские чтения», «Философские вечера Достоевского», «Литературные и музыкальные гостиные», «Устные журналы» и  пр.),  в составе которого работает экспериментальная студия «Земляки»

( изучение жизни и деятельности знаменитых людей Москвы и Подмосковья), Летописная группа , ведущая летопись колледжа; Группа историков –исследователей, цель которых работа с архивными материалами по изучаемой теме.

                  3.Творческая лаборатория, в состав которой входят 3 подразделения:это Центр Управления Учебным пространством ( создание учебников, компьютерных программ  по русскому языку, проведение уроков компьютерной поддержки русского языка, подготовка к ЕГЭ, тренажеров по русскому языку и др. предметам, самоподготовка по русскому языку и  др . предметам); Образовательный центр «Учись учиться»

( работа  с компьютерной библиотекой, создание сценариев к конкурсам, кинофильмам, работа с отснятым материалом, монтаж  фильмов, работа фото, музыкальной студии – помощь в режиссуре уроков-конкурсов, уроков- игр  и т.д.); Центр технической поддержки - работа по сборке, наладке, установке программ и ТСО в кабинете);

                    4.  «Школа изящной словесности», цель которой приобщить учащихся к поэтическому, образному русскому слову, посвятить в тайну создания чуда- своего произведения, ощутить себя немножко «Пушкиным», «Тургеневым». В «Школе» работает редакционная коллегия  литературной газеты «Глаголь!», в которой среди прочих рубрик существует рубрика « Есть мнение!», цель которой дать высказаться оппоненту , отстоять свою точку зрения; как вершина мастерства и итог  деятельности Творческого объединения – выпуск альманаха «На крыльях Пегаса», в котором обычно представляют учащиеся свои работы: исследовательские, Историко-литературные, педагогические (отделение «Профессиональное обучение»), истории языка, культуры речи, музыкальные и песенные альбомы (композиторские) и , главное, поэтические и прозаические ( даже написан и опубликован в 2006 г. Роман «Хроники Москвы», автор студент 3 курса СЭЗ -31 Денис Мотырев).

   Таким образом, процесс  развития и формирования   коммуникативно-речевой культуры учащихся в   Школе русской словесности  «Живое Слово»    проходит   через систему взаимодействия разных видов деятельности.  

Содержательной основой занятий  Школы русской словесности  «Живое Слово»  является улучшение качества речи, ее внутренней организованности, степени компетентности учащихся,  обобщение приобретенных ранее  знаний и умений по русскому языку с более глубоким осмыслением общих вопросов  культурного феномена русского языка. С этой целью в программе  представлена  разработанная система практических занятий, основанных на нетрадиционной форме применения полученных знаний в коммуникативной деятельности студентов,  их культуре речи,  её обогащения изобразительно-выразительными средствами, и, как следствие, повышения уровня их грамотности.

Программа предусматривает разнообразные, нетрадиционные (По утверждению С.В. Кульневича, нетрадиционный (нестандартный, совсем не обычный) урок-это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру». Такой урок для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве)  формы проведения занятий: словесные игры, игры-экспромты, видео семинары, видео часы, практические занятия – игры со словом, шоу-уроки и т.д, направленные на развитие творческого потенциала учащихся, повышения  их культурного и образовательного уровней.

 Программа опирается на обобщение знаний и умений, по  русскому  языку и литературе, полученными студентами при изучении курса  общеобразовательной (неполной, полной) школы, курса «Русский язык и культура речи», иностранных языков, МХК, истории, информатики, физики , астрономии и др. дисциплин.

Программа имеет  свой целью ввести учащихся в круг основных понятий и проблем стилистики – раздела науки о языке, в котором изучается « поведение» слов, форм, предложений  в их взаимном переплетении и взаимодействии в повседневном речевом (бытовом) общении носителей литературного языка, что является особенно актуальным в наше время, в котором происходят серьезные негативные изменения в русской речевой коммуникации, особенно в молодежной среде.

                           В результате студенты должны:

Знать:  общие сведения о русском языке, как науке; признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Уметь: применять полученные знания при создании высказывания на литературную тему в устной и письменной форме; оценивать предложенное высказывание, анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи; соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений и т.п, стилевых особенностей и использовать изобразительно-выразительных  средств языка; готовить рецензию (устную и письменную) на статью, книгу, фильм, спектакль, музыкальное произведение и произведение живописи.

Программа  Школы русской словесности  «Живое Слово» ориентирована на  учащихся ГОУ СПО 1-4 курсов различной профессиональной специфики  и будет интересна любому  учащемуся различного интеллектуально - образовательного  уровня и степени подготовленности.

 

Основной постулат:

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

   Участие в работе творческого объединения решает проблему развития читательских компетенций, повышения  читательского интереса и приобщения к книге, работе с текстом, что развивает познавательный интерес учащихся, их кругозор, дает возможность оценить роль полученных знаний и видеть их применение на практике, ощутить возможность  применения полученных знаний различных дисциплин, повышает их самооценку,  приобретает смысл  обучения,  стимулирует  к обучению.

Полученные  в результате общения и работы в  Школы русской словесности  «Живое Слово»  за год умения, знания и навыки  продолжают свою позитивную роль: у учащихся не только сформировались коммуникативно-речевые навыки, но и развились такие качества как:

-        когнитивные -  умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание, отстаивать свое мнение и пр.;

-        креативные -  вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, критичность;

-        методологические - осознание целей учебной деятельности и способность их объяснить, умение ставить цель и искать пути ее достижения, уметь прогнозировать события и предвидеть результат своих действий, уметь определять перспективы, способность к самоанализу и самооценке и пр.;

-        коммуникативные – умение установить взаимопонимание, найти точки соприкосновения с  другими людьми, умение получать и перерабатывать информацию, работать с различными видами текстов и преломлять по заданному или выработанному самим плану, уметь использовать средства телекоммуникационных технологий (работа на сайте, в почте, в Интернете, на порталах) и ТСО не только с целью «поиграть», но и преобразовывать полученную информацию в качественный продукт, уметь его продюссировать и презентовать  и др.

-        мировоззренческие – определять эмоционально - ценностные ориентиры, определять приоритеты, способность к самопознанию, самовыдвижении., к самооценке, уметь сдерживать негативные эмоции, быть толерантным, уметь работать в «команде»,  выполнять разные роли в коллективе и пр., т.е. есть основание утверждать о формировании мета предметных компетенциях.

  (Продолжение см. на следующей странице)

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031