Понедельник, 06.05.2024, 00:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Сравнение программ по литературе СПО

писатель
Сравнение программ по литературе:
общеобразовательная школа (базовый уровень) и СПО - колледж (базовый уровень)

4 часть
( XX век- 2-я половина -XIX век-современный литературный процесс  )



М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

(3 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие», творческая лаборатория:

« В городе Тарусе — петухи и гуси...»

Видеоэкскурсия в г. Тарусу

в Дом-музей М.И.Цветаевой, по Оке (к камню М.И.Цветаевой)

Исповедальный мир поэзии М.И.Цветаевой

(прослушивание песен на стихи М.Цветаевой: «По улице моей который год...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...» и др.)






2ч


О. Э. Мандельштам

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

(3 час)






А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

(5 час)

А.А. Ахматова.

Очерк жизни и творчества. Лирика.
Поэма «Реквием» - трагедия поэта и народа.



Час поэзии:

Анна Ахматова « Не тайны и не печали...»



урок


Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.







Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

(4 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» и беседа по роману.

Школа русской словесности «Живое слово»

Час поэзии: «Стихотворения

доктора Живаго»

(прослушивание песен на стихи Б.Пастернака: «Свеча горела на столе, свеча горела» и др.)




2ч









М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

(6 часов)

М.А. Булгаков.

Очерк жизни и творчества.
Роман «Мастер и Маргарита»: оригинальность и гениальность сюжета и идеи. Проблематика романа. Своеобразие сюжета и героев. Самобытность писателя.

Библейский сюжет и его философская трактовка в романе.

Отражение эпохи в романе. Обличение пошлости и мещанства.

Проблема творчества и судьбы художника.Художник и власть.

Тема любви, жертвенности в романе. Высокий гуманистический пафос.




2ч



2ч.




Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману М Булгакова «Мастер и Маргарита» и беседа .

Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

Просмотр фильма по повести М Булгакова «Собачье сердце» и беседа .










Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.







А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане”. Утопические идеи "общей жизни” как основа сюжета повести. "Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

(2 час)

А.П.Платонов.
«Котлован».
«Сокровенный человек» Платонова. Самобытность языка писателя

2ч




М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

(6 час)

М.А. Шолохов.


Жизнь и творчество.

«Донские рассказы» - особенности стиля повествования Шолохова.

Роман «Тихий Дон»-эпопея 20 века. Образ Григория Мелехова. 
Муки поисков правды жизни.

Тема дома. Женские образы в романе.






Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

Просмотр фильма по роману -эпопее М .Шолохова «Тихий Дон » и беседа по роману.





Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон”.







Литература второй половины XX века

(19 час)





Э. Хемингуэй

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя

(2 час)






Обзор русской литературы второй половины XX века:

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

(2 час)

Произведения писателей и поэтов второй половины ХХ века, получившие признание современников.

Тема Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм русского народа.

Астафьев, Распутин, Воробьев.



2ч

Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

1.Автобусная экскурсия в музей

Битвы под Москвой г. Зеленограда и на линию обороны-Панфиловский проспект,Курган Славы ( на месте деревни Матушкино)

2.К.Воробьев

«Убиты под Москвой» - сочинение — размышление (эссе) от прочитанного романа , впечатлений от увиденного в Зеленограде, семейной хроники.

3. Заочная встреча — переписка с уч-ся ПТУ № 26 им. А. Мерзлова г. Михайлова Рязанской обл:

«Битва под Москвой. Освобождение.»,

фоторепортаж с места событий.

4.Литературная гостиная:

В.Астафьев «Прокляты и убиты» - аналитическая беседа;

5.Защита реферата по роману

В.Распутина «Живи и помни»

(нравственные проблемы в произведениях В. Распутина)







6ч






д/з








литерат . Газет




А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

(2 час)

Из поэзии середины XX века.
Б.Л. Пастернак.
Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения Живаго.

А.Т. Твардовский.
Лирика. Поэмы «Дом у дороги», «Страна Муравия», «Василий Теркин на том свете».

Н.А. Заболоцкий.
Лирика.

2ч

Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

1.Литературная гостиная:

Б.Л. Пастернак.

Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения Живаго.

Час поэзии.









В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги "Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия "лагерной” темы. Характер повествования.

(2 час)

Проблема отношений человека и общества, человека и государства, народа и власти (человек в тоталитарном государстве).
Солженицын, Быков, Шаламов, Астафьев, Вадимов.

2ч









А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия "лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

(2 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие»

Просмотр эпизодов фильма по роману А.И.Солженицына «В круге первом» и беседа по теме:«Человек и власть»





2ч


В. М. Шукшин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

(1 час)






В. В. Быков

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

(1 час)






В. Г. Распутин

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

(1 час)






Н. М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)  

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

(1 час)

«Деревенская проза».
Абрамов, Белов.

2ч




Р. Гамзатов

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

(1 час)






И. А. Бродский

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)  

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве”.

(1 час)

Поэзия. Ахмадулина, Вознесенский, Бродский, Окуджава, Высоцкий.




Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)  

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

(1 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

Студия «Наследие», творческая лаборатория совместно с библиотекой колледжа:

Устный журнал « Дежурный по апрелю»(Б.Окуджава)




2ч.


А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

(1 час)






Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

(1 час)



Школа русской словесности «Живое слово»

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Библиотечный урок

1час





Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.









Произведения зарубежных писателей.







Шекспир. «Гамлет». Очерк жизни и творчества Шекспира.
Гете. Очерк жизни и творчества. «Фауст».

2ч






О. Бальзак. Очерк жизни и творчества. «Гобсек».
Б. Шоу. Очерк жизни и творчества. «Пигмалион».

2ч






Хемингуэй. «Старик и море». Уэллс «Война миров».




Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031