|
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений). Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. | (3 час) |
|
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие», творческая лаборатория: « В городе Тарусе — петухи и гуси...» Видеоэкскурсия в г. Тарусу в Дом-музей М.И.Цветаевой, по Оке (к камню М.И.Цветаевой) Исповедальный мир поэзии М.И.Цветаевой (прослушивание песен на стихи М.Цветаевой: «По улице моей который год...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...» и др.)
|
- 2ч
|
| О. Э. Мандельштам Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений). Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. | (3 час) |
|
|
|
|
| А. А. Ахматова Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений). Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. | (5 час) | - А.А. Ахматова.
- Очерк жизни и творчества. Лирика.
- Поэма «Реквием» - трагедия поэта и народа.
|
1ч
1ч
| Час поэзии: Анна Ахматова « Не тайны и не печали...»
|
урок
|
| Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. |
|
|
|
|
|
| Б. Л. Пастернак Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзор). История создания и публикации романа. Цикл "Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа. | (4 час) |
|
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» и беседа по роману. Школа русской словесности «Живое слово» Час поэзии: «Стихотворения доктора Живаго» (прослушивание песен на стихи Б.Пастернака: «Свеча горела на столе, свеча горела» и др.)
|
- 2ч
1ч
|
| М. А. Булгаков Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа. Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору). История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. | (6 часов) | - М.А. Булгаков.
- Очерк жизни и творчества.
- Роман «Мастер и Маргарита»: оригинальность и гениальность сюжета и идеи. Проблематика романа. Своеобразие сюжета и героев. Самобытность писателя.
Библейский сюжет и его философская трактовка в романе. Отражение эпохи в романе. Обличение пошлости и мещанства. Проблема творчества и судьбы художника.Художник и власть. Тема любви, жертвенности в романе. Высокий гуманистический пафос.
|
- 2ч
2ч.
2ч
2ч
2ч
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману М Булгакова «Мастер и Маргарита» и беседа . Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» Просмотр фильма по повести М Булгакова «Собачье сердце» и беседа .
|
4ч
2ч
|
| Сочинение по творчеству М. А. Булгакова. |
|
|
|
|
|
| А. П. Платонов Жизнь и творчество. Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения). Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в "Котловане”. Утопические идеи "общей жизни” как основа сюжета повести. "Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя. | (2 час) | - А.П.Платонов.
- «Котлован».
- «Сокровенный человек» Платонова. Самобытность языка писателя
| 2ч |
|
|
| М. А. Шолохов Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение). История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. | (6 час) | - М.А. Шолохов.
- Жизнь и творчество.
- «Донские рассказы» - особенности стиля повествования Шолохова.
- Роман «Тихий Дон»-эпопея 20 века. Образ Григория Мелехова.
- Муки поисков правды жизни.
- Тема дома. Женские образы в романе.
|
2ч
2ч
2ч
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» Просмотр фильма по роману -эпопее М .Шолохова «Тихий Дон » и беседа по роману.
|
2ч
|
| Сочинение по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон”. |
|
|
|
|
|
| Литература второй половины XX века | (19 час) | |
|
|
|
| Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя | (2 час) |
|
|
|
|
| Обзор русской литературы второй половины XX века: Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). | (2 час) | Произведения писателей и поэтов второй половины ХХ века, получившие признание современников. - Тема Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм русского народа.
- Астафьев, Распутин, Воробьев.
|
- 2ч
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» 1.Автобусная экскурсия в музей Битвы под Москвой г. Зеленограда и на линию обороны-Панфиловский проспект,Курган Славы ( на месте деревни Матушкино) 2.К.Воробьев «Убиты под Москвой» - сочинение — размышление (эссе) от прочитанного романа , впечатлений от увиденного в Зеленограде, семейной хроники. 3. Заочная встреча — переписка с уч-ся ПТУ № 26 им. А. Мерзлова г. Михайлова Рязанской обл: «Битва под Москвой. Освобождение.», фоторепортаж с места событий. 4.Литературная гостиная: В.Астафьев «Прокляты и убиты» - аналитическая беседа; 5.Защита реферата по роману В.Распутина «Живи и помни» (нравственные проблемы в произведениях В. Распутина)
|
- 6ч
д/з
литерат . Газет 1ч
1ч
|
| А. Т. Твардовский Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений). Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта. | (2 час) | - Из поэзии середины XX века.
- Б.Л. Пастернак.
- Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения Живаго.
- А.Т. Твардовский.
- Лирика. Поэмы «Дом у дороги», «Страна Муравия», «Василий Теркин на том свете».
- Н.А. Заболоцкий.
- Лирика.
|
- 2ч
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» 1.Литературная гостиная: - Б.Л. Пастернак.
Очерк жизни и творчества. Лирика. Стихотворения Живаго. Час поэзии.
|
1ч
|
| В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов). История создания книги "Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия "лагерной” темы. Характер повествования. | (2 час) | - Проблема отношений человека и общества, человека и государства, народа и власти (человек в тоталитарном государстве).
- Солженицын, Быков, Шаламов, Астафьев, Вадимов.
| 2ч |
|
|
| А. И. Солженицын Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия "лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | (2 час) |
|
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие» Просмотр эпизодов фильма по роману А.И.Солженицына «В круге первом» и беседа по теме:«Человек и власть»
|
- 2ч
|
| В. М. Шукшин (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений). Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. | (1 час) |
|
|
|
|
| В. В. Быков (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа. | (1 час) |
|
|
|
|
| В. Г. Распутин (возможен выбор другого прозаика второй половины XX века) Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения). Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести. | (1 час) |
|
|
|
|
| Н. М. Рубцов (возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова. | (1 час) | - «Деревенская проза».
- Абрамов, Белов.
| 2ч |
|
|
| Р. Гамзатов (возможен выбор другого писателя, представляющего литературу народов России) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» (возможен выбор других стихотворений). Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. | (1 час) |
|
|
|
|
| И. А. Бродский (возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений). Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве”. | (1 час) | Поэзия. Ахмадулина, Вознесенский, Бродский, Окуджава, Высоцкий. | 2ч |
|
|
| Б. Ш. Окуджава (возможен выбор другого поэта второй половины XX века) Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений). Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы. | (1 час) |
|
| Школа русской словесности «Живое слово» Студия «Наследие», творческая лаборатория совместно с библиотекой колледжа: Устный журнал « Дежурный по апрелю»(Б.Окуджава)
|
2ч.
|
| А. В. Вампилов (возможен выбор другого драматурга второй половины XX века) Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения). Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы. | (1 час) |
|
|
|
|
| Обзор литературы последнего десятилетия Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. | (1 час) |
|
| Школа русской словесности «Живое слово» Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Библиотечный урок | 1час
|
| Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в. |
|
|
|
|
|
|
|
| Произведения зарубежных писателей. |
|
|
|
|
|
| - Шекспир. «Гамлет». Очерк жизни и творчества Шекспира.
- Гете. Очерк жизни и творчества. «Фауст».
| 2ч |
|
|
|
|
| - О. Бальзак. Очерк жизни и творчества. «Гобсек».
- Б. Шоу. Очерк жизни и творчества. «Пигмалион».
| 2ч |
|
|
|
|
| Хемингуэй. «Старик и море». Уэллс «Война миров». | 2ч |
| |