Понедельник, 06.05.2024, 01:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Историко - исследовательский центр "Наследие"

1 Историко - исследовательский центр "Наследие
"Наследие.

ШКОЛА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

 «Живое слово»

 

Историко-исследовательский центр «НАСЛЕДИЕ»

 

ПРОГРАММА

Пояснительная записка

 

I.Цели преподавания литературы в школе.

 

Литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Воспитание любви к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать - всегда оценивались как важные составляющие образованности. Перед современной школой стоят те же задачи, но решение их несколько иное.

Основными целями современного школьного литературного образования являются формирование читательской культуры ученика и формирование его личности.

Владение читательской культурой подразумевает, что выпускник старшей школы умеет:

·   чувствовать стилистическую окрашенность слова, оценку, содержащуюся в слове (видеть за словом его носителя);

·  быть внимательным к понятиям и реалиям, заключенным в слове, его культурно-историческому семантическому ореолу;

·   определять в произведении "тёмные” места и их художественное значение;  

·  воспринимать своеобразие  художественного мира литературного произведения, его язык, который необходимо освоить, чтобы понять его автора.

·  формировать собственную точку зрения, аргументировано её высказывать.

Преподавание литературы становится более контекстным, основанным на понимании ценностных смыслов художественного произведения, его художественной формы,  значимости  анализа содержания уровней текста. Важнейшая задача изучения курса литературы определяется с позиций толкования и понимания текста, т.е. герменевтики. Таким образом, глобальная цель литературного образования - воспитание личности средствами литературы, решается через формирование читательской культуры школьника.

Развитие читательской культуры предполагает, что все навыки анализа текста, полученные при изучении  литературных произведений при обучении в школе, должны проявиться и в последующей жизни учащегося при чтении произведений любой другой художественной литературы, воплотиться в его читательскую компетентность.

Эти же задачи стоят и перед учащимися ОУ начального и среднего профессионального образования.


II. Особенности преподавания литературы в СПО.


Программа по Литературе в среднем профессиональном образовании (СПО) идентична программе старшей школы - имеет базовый и профильный уровень. Как и в школе, в СПО преподавание литературы профильного уровня имеет специальные задачи, такие как:

·  Научить  видеть своеобразие и традиционность художественного произведения, проявляющихся на разных текстовых уровнях (словоупотребление, стиль, сюжет и композиция, система персонажей, особенности категорий пространства и времени);

·  Привить способность к осмыслению художественного текста  с позиций  исследователя: в литературном, историко-культурном, историко-социальном контексте, определять историко-литературные и историко-художественные связи.

В связи с этим, как и в  школе, возникает необходимость интегрирования курсов литературы и русского языка, других предметов и гуманитарных дисциплин (как обязательных, так и элективных).

В системе СПО не предусмотрено преподавание   мировой художественной культуры (МХК), ограничены часы в преподавании курсов литературы, истории и обществоведения, иностранных языков, информатики. Как средство реализации интегративных целей и формой внедрения компетентностной модели в современный учебный процесс СПО явилась идея совмещения учебной и внеучебной  деятельности  учащихся и организации образовательного пространства с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, воспитания духовно-нравственной, высококультурной личности учащегося.

 

Учитывая, что курс литературы СПО базового и профильного уровней рассчитан на один год, программа деятельности Историко-исследовательского центра «Наследие», в составе Школы русской словесности «Живое слово», является дополнительной к основной и выступает в качестве восполнения - возмещения сокращенных  часов учебной нагрузки.

 

III. Дидактические и методологические основы программы

 

Дидактические и методологические основы программы определяются приоритетами гуманистической парадигмы современной российской педагогики, а также целями и задачами преподавания литературы как общеобразовательной дисциплины (ООД):

1.      Принципом демократического и гуманистического мировоззрения, толерантности, веротерпимости и диалогических отношений как педагогическому методу и результату деятельности.

2.      Принципом самостоятельности мышления учеников.

3.      Принципом диалогизации обучения - субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса.

Дидактическую и методическую основу данной программы составляют принципы:

1. Преемственности обучения с основной школой.

2. Деятельностного подхода обучения.

3. Проблемного обучения (исследовательская деятельность в учебном процессе).

4. Индивидуализации образования - основы вариативного преподавания литературы в современной школе.

Программа студии «Наследие» адаптирована под каждый уровень восприятия: определяя "зону ближайшего развития” учащегося (принцип Л. С. Выготского), предусмотрена возможность коррекции учебного процесса.


IV. Содержание программы


1. Содержание программы центра «Наследие» обусловливается концепцией историко-литературного курса профильного уровня обучения и определяется принципом научности. Программа представляет целостную и объективную картину мира русской литературы, начиная с ХII-XXVIIIв –повторение, и XIX - XX вв –основной курс- в контексте историко – культурного развития во взаимосвязи с традицией. Вопросы периодизации решаются в программе на современном уровне. Отбор художественного материала, рассматриваемого в программе, осуществляется с позиций:

·        интенсивного изучения литературы;

·        максимального  углубления в изучение  небольшого числа произведений, основанного на всестороннем рассмотрении языка произведения: от звука и стиля до своеобразия художественного языка и стиля; от содержательности его художественных форм до своеобразия мировоззрения писателя, воплотившегося в художественном мире изучаемого произведения; от  традиционности до художественного новаторства этого произведения.

Курс программы строится на разумном сочетании анализа отдельных, наиболее сложных художественных произведений и материала, знакомящего учеников с историко-литературным, историко-культурным и историко-социальным контекстом, для чего используются такие материалы, как:

·        летописные источники;

·        хроникальные записи;

·        личная переписка автора;

·        биографический очерк;

·        историко-литературные очерки;

·        очерки литературных нравов;

·        знакомство с литературной критикой;

·        фрагментами некоторых лучших работ российских литературоведов.

Программа не превышает содержательный минимум по предмету.

Учащиеся получают возможность самостоятельного выбора учебного маршрута, т.к. организация обучения исповедует принципы самообразования, самоопределения степени включения в проектную деятельность, выбора темы и сроков исполнения учебного исследования.

2. Программа центр «Наследие» является дополнительной, замещающей  формой школьного элективного курса, в которой рассматриваются контекстуальные связи русской и зарубежной литературами.

3. Литература последних тридцати лет рассматривается обзорно, так как ещё не принята фактом научной истории литературы, но период постмодернизма является предметом историко-критического изучения и рассматривается с позиций культурного и литературного течения.

Историко-литературные принципы организации содержания программы

1. Содержание программы — отбор, последовательность и глубина изучения литературного материала — определяется современным состоянием историко-литературных представлений о значимости тех или иных произведений в общей картине культуры рассматриваемой эпохи.

Историко-литературный материал в программе используется для комментирования различных аспектов изучаемых произведений и некоторых вопросов биографии автора. Таким образом, историко-литературные сведения служат задаче более глубокого понимания для учащегося СПО отдельного художественного произведения.

2. Приоритеты настоящей программы:

·        Условность и схематичность научной периодизации историко-литературного процесса - очевидна искусственность определения границ между романтизмом и реализмом, неопределенность рубежей литературы Серебряного века;

·        Вынос  на первый план  важнейших литературных произведений, главных литературных фигур, определяющих своеобразие историко-литературного процесса;

·        Формирование представлений учащихся о целостном литературном процессе на основе анализа литературного материала, рассматриваемого  в его связях с современностью и литературной традицией;

·        Одновременное знакомство учащихся  с представлениями о характере историко-литературного процесса, сложившимися в литературоведческой науке.

3. Принципы подачи теоретико-литературного материала в программе

В связи с тем, что в последние десятилетия преподавание литературы в школе основывается  на анализе литературного произведения, а содержательность художественных форм перестаёт игнорироваться школьным литературоведением, во всех действующих программах и учебниках теоретико-литературным понятиям уделяется серьёзное внимание. В программе центра «Наследие» изучению теоретико-литературных понятий также уделяется существенное место. В процессе изучения курса предусмотрено:

·        активное использование теоретико-литературных понятий программы основной школы;

·        знакомство с новыми теоретико-литературными понятиями, такими, как: "реминисценция” и "аллюзия”, необходимые при изучении связей литературного произведения с историко-культурным и историческим контекстом и литературной традицией.

·        теоретико-литературный материал рассматривается как инструмент для понимания литературно-художественного произведения.

Таким образом, характер знаний по теории литературы является операционным.

 

V.  Программа историко-исследовательского центра «Наследие»

 

составлена в соответствии с Рабочей программой, на основе Федерального Компонента Государственного стандарта общего образования по предмету  «Литература»  для средней (полной) общеобразовательной школы и в соответствии с примерной программой  «Для средних специальных учебных заведений (Сузы) по  предмету «Литература»,  Москва, 2003 год», в которой предусмотрено изучение дисциплины «Литература» в объеме:

·        базовый уровень: 117 часов для  специальности ( группы специальностей): 080501 «Менеджмент», 080504 «Менеджмент в городском хозяйстве», 270103 « Строительство и эксплуатация зданий и   сооружений»;

·        профильный уровень: 195 часов для специальности (группы специальностей) 030503 «Правоведение»;

и опирается на знания, полученные студентами при изучении предмета «Литература» в общеобразовательной школе по программе неполного среднего образования.

Программа предусматривает разнообразные нетрадиционные формы проведения занятий: читательские конференции, литературные гостиные, часы поэзии, литературные чтении, философские вечера, экскурсии  и т.д., в соответствии с общей программой Школы русской словесности «Живое слово»

В результате изучения предметов студенты должны (в соответствии с Программой по Литературе):

Знать:

Чтение и восприятие:

  • знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
  • прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
  •  воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события).

Уметь:

·        Чтение, истолкование, оценка:

1. Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; уметь характеризовать компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и системы образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображенному;

2. Давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;

3. Применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

4. Соотносить биографические факты из жизни писателей с текстом их произведений;

5. Характеризовать творческую историю романов «Евгений Онегин», «Война и мир», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Мы»;

6. Объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;

7. Соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм); называть основные черты этих направлений.

Чтение и речевая деятельность:

1. Владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;

2. Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа – персонажа, основной проблемой, особенностями композиции);

3. Анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой и его значение в произведении;

4. Составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую темы;

5.  Писать сочинения:

    а) на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений): в жанре рассуждения проблемного характера; характеристике героев; истолкование эпизода (сцены) небольшого прозаического произведения; истолкование небольшого стихотворения; рецензии на изученное произведение;

     б) на свободную тему, близкую учащимся, в жанрах: рассуждение проблемного характера, письмо, дневниковая запись, очерк, путешествие;

6. Выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть   

           ( в соответствии с Рабочей программой по дисциплине "Литература").

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031