|
Ученический проект. Цикл " Возвращенные имена"
Ученический
проект
"Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков"
(Текст доклада и презентация) Автор текста: Шипилова Татьяна, студентка ГАОУ СПО Технологический колледж № 28, гр 22 Руководитель проекта, редактор: Безина Е.Д. При участии:
Шипиловой М., Злобина А, Злобина Е., Липкова И.,студентов Гр 22 (Отделение "Технология мясо-молочных изделий") ГАОУ СПО Технологический колледж № 28
| Слайд 1. (Титульный лист). | Слайд 2. (Эпиграфы)
| |
| Слайд 3
Серебряный век отмечен феноменальностью поэтических талантов: А Блок, Вяч. Иванов, А. Ахматова.. Его основные временные рамки простираются от конца XIX века (примерно 10 последних лет) и до начала XX века (до Октябрьской революции). В двадцатые годы ещё продолжалась энерция, ещё живы были поэты, критики, философы, композиторы, трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась. НО... Жизнь искусства не имеет временных границ. И среди всех имён в истории Серебряного века осталось неназванным одно. Несправедливо забытое. Бесконечно романтичное и гениальное. | | Слайд 4.
Александр Кочетков. Он написал много замечательных стихов, чистых и возвышенных, не уступающих славе Серебряного века, но его первый поэтический сборник вышел только в 1985 году. Поэт был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений; боялся грубости и бестактности редакторов, работал в тени и на глубине. Что роднит его с Серебряным веком? Он был дружен с поэтами-серебристами: Вяч. Ивановым, Анной Ахматовой и другими. Ему были присущи черты культуры Серебряного века, охватившей все грани человеческого творчества: звездочёт, он обожал Коперника; меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена; живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. Но кто он? Продолжатель традиций поэтов Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист?
|
| Слайд 5. Всенародную любовь А. Кочеткову принесла его «Баллада о прокуренном вагоне». |
/Читают «Балладу...»/ История создания «Баллады...» имеет мистический смысл. Лето 1932 года А. Кочетков с супругой (Инной Григорьевной Прозрителевой) провёл у родственников и должен был уехать раньше жены. По её воспоминаниям, супруги никак не могли расстаться. Почему Инна Григорьевна упросила мужа задержаться ещё на пару дней? На этот вопрос, наверное, не ответила бы и она сама. Но они поменяли билеты... А поезд, ушедший в субботу, потерпел крушение! В нём ехали друзья Кочетковых. Многие из них погибли,., «Нас спасла любовь», - писала потом Инна Григорьевна. Всё произошедшее заставило поэта задуматься о великой силе любви и о роли «случайностей» в жизни человека. Этот же вопрос интересовал и символистов. Очень много черт роднит поэзию А. Кочеткова с лирикой символистов Серебряного века. Рассмотрим некоторые, особенно заметные из них, на двух произведениях поэта: знаменитой «Балладе...» и «Надписи на гробнице Тристана и Изольды». |
| Слайд 6. Поэты-символисты ограничивались намёками и внушениями. И у Кочеткова настойчиво звучит внушение: «С любимыми не расставайтесь!... Всей кровью прорастайте в них! И каждый раз навек прощайтесь!»
Самое простое явление для символистов имело помимо обычного и высший таинственный смысл. Но что может быть обычнее и таинственнее сданных билетов и спасительной силы любви? По-своему строили символисты и взаимоотношения с читателями: они не стремились быть понятыми, так как обращались не ко всем читателям, а к посвящённым, читателям-творцам. Прочтите два первых четверостишия «Надписи....... Не слишком понятно, не правда ли? |
| Слайд 7Большое значение символисты придавали музыкальности стиха, культу формы, цвету. И у Кочеткова встречаем те же пристрастия: повторы 1-й и 5-й строк на протяжение всей «Баллады..,» создают уникальный по музыкальности и красоте рисунок, напоминающий пульс, который «пламенной смолой» предчувствия беды ритмично обжигает сердце и нервы; в «Надписи...» же цвет создаёт антитезу, помогающую глубже ощутить боль разделения. |
|
|
|
| Слайд 8. Ключевым понятием символизма стал символ, т.е. многозначное иносказание. У Кочеткова же наблюдаем целый ряд ярких сложных образов-символов: раздвоение в земной жизни («раздваиваться под пилой», «стеной пространств разделены»), соединение под землёй («сроднясь в земле», «нас в землю опустили рядом») и переплетение чувств, характеров, судеб («сплетясь ветвями», «Ветвь тёрна буйно проросла, сплетя навек...»). Последний символ (только названный «скрещеньем») использовал и Б, Пастернак («...Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья»). Причём Б. Пастернак использует троекратный повтор, как и А. Кочетков («С любимыми не расставайтесь!»)
Слайд 9 |
Все три символа, соединенные, имеют более глубокий смысл, о котором, может быть, и не догадывался сам поэт, но который подсознательно вкладывала его душа. Расшифровать его возможно только в аспекте современного развития этимологии русского языка с точки зрения происхождения букв и звуков. Сроднение в земле, раздвоение в жизни и переплетение судеб графически выглядят, как перевёрнутая буква А. По мнению исследователя этимологии русского языка Валерия Васильева, опирающегося на работы В.К. Тредиаковского, буква А - символ звука начала жизни. Вершина этой буквы символизирует Абсолют, энергетика стекает вниз, разделяясь в проявленном мире на мужское и женское, стремящееся к соединению друг с другом в этом мире. То есть, в изначальном виде разделения нет. Его создаём мы, люди. Недаром А. Кочетков 4 раза повторил слово КАК, напоминающее четырёхкратный стон АХ. Как похоже это рассуждение на декларацию символистов о «прорыве в другой мир», от земных корней - к мистически прозреваемой сущности |
Слайд 10. Ещё много можно назвать общих черт у поэзии А. Кочеткова и поэзии Серебряного века. Это и эпитеты («пламенная смола», «сапфирное облако»), и поиски в области звука («жал, жгут, жадные, сужал»; «обрушив, струй разъя…рённей, грома, гр…янул, пер_вый»), и футуристическое слово-неологизм «вихрекрутящий»... Но мы ограничены во времени. И, возвращаясь к заданному в начале выступления вопросу, о том, кем является А. Кочетков, хочу отметить, что прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно поэта сначала ВСПОМНИТЬ.
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|