Понедельник, 06.05.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Ученический проект. Цикл " Возвращенные имена"

мит


Ученический проект

"Серебряный век русской поэзии: Александр Кочетков"

(Текст доклада и презентация)

Автор текста: Шипилова Татьяна, студентка ГАОУ СПО Технологический колледж № 28, гр 22

Руководитель проекта, редактор: Безина Е.Д.

                  При участии:  Шипиловой М., Злобина А, Злобина Е., Липкова И.,студентов Гр 22 (Отделение "Технология мясо-молочных изделий")  ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 




Слайд 1.
(Титульный лист).
 Слайд 2. 
(Эпиграфы)


Слайд 3
Серебряный век отмечен феноменальностью поэтических талантов: А Блок, Вяч. Иванов, А. Ахматова..
Его основные временные рамки простираются от конца 
XIX века (примерно 10 последних лет) и до начала XX века (до Октябрьской революции). В двадцатые годы ещё продолжалась энерция, ещё живы были поэты, критики, философы, композиторы, трудом которых создан был Серебряный век, но сама эпоха кончилась. НО... Жизнь искусства не имеет временных границ. И среди всех имён в истории Серебряного века осталось неназванным одно. Несправедливо забытое. Бесконечно романтичное и гениальное.
 Слайд 4.  Александр Кочетков. Он написал много замечательных стихов, чистых и возвышенных, не уступающих славе Серебряного века, но его первый поэтический сборник вышел только в 1985 году. Поэт был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений; боялся грубости и бестактности редакторов, работал в тени и на глубине. Что роднит его с Серебряным веком? Он был дружен с поэтами-серебристами: Вяч. Ивановым, Анной Ахматовой и другими. Ему были присущи черты культуры Серебряного века, охватившей все грани человеческого творчества: звездочёт, он обожал Коперника; меломан, он воссоздал образ оглохшего Бетховена; живописец словом, он обратился к опыту великого нищего Рембрандта. Но кто он? Продолжатель традиций поэтов Серебряного века или опоздавший родиться поэт-символист? 



Слайд 5.

                        Всенародную любовь А. Кочеткову принесла его «Баллада о прокуренном вагоне».

/Читают «Балладу...»/

История создания «Баллады...» имеет мистический смысл. Лето 1932 года А. Кочетков с супругой (Инной Григорьевной Прозрителевой) провёл у родственников и должен был уехать раньше жены. По её воспоминаниям, супруги никак не могли расстаться. Почему Инна Григорьевна упросила мужа задержаться ещё на пару дней? На этот вопрос, наверное, не ответила бы и она сама. Но они поменяли билеты... А поезд, ушедший в субботу, потерпел крушение! В нём ехали друзья Кочетковых. Многие из них погибли,., «Нас спасла любовь», - писала потом Инна Григорьевна. Всё произошедшее заставило поэта задуматься о великой силе любви и о роли «случайностей» в жизни человека. Этот же вопрос интересовал и символистов. Очень много черт роднит поэзию А. Кочеткова с лирикой символистов Серебряного века. 

Рассмотрим некоторые, особенно заметные из них, на двух произведениях поэта: знаменитой «Балладе...» и «Надписи на гробнице Тристана и Изольды».


Слайд 6.

Поэты-символисты ограничивались намёками и внушениями. И у Кочеткова настойчиво звучит внушение: «С любимыми не расставайтесь!... Всей кровью прорастайте в них! И каждый раз навек прощайтесь!»

Самое простое явление для символистов имело помимо обычного и высший таинственный смысл. Но что может быть обычнее и таинственнее сданных билетов и спасительной силы любви?

По-своему строили символисты и взаимоотношения с читателями: они не стремились быть понятыми, так как обращались не ко всем читателям, а к посвящённым, читателям-творцам. Прочтите два первых четверостишия «Надписи....... Не слишком понятно, не правда ли?


Слайд 7
Большое значение символисты придавали музыкальности стиха, культу формы, цвету. И у Кочеткова встречаем те же пристрастия: повторы 1-й и 5-й строк на протяжение всей «Баллады..,» создают уникальный по музыкальности и красоте рисунок, напоминающий пульс, который «пламенной смолой» предчувствия беды ритмично обжигает сердце и нервы; в «Надписи...» же цвет создаёт антитезу, помогающую глубже ощутить боль разделения.













Слайд 8. Ключевым понятием символизма стал символ, т.е. многозначное иносказание. У Кочеткова же наблюдаем целый ряд ярких сложных образов-символов: раздвоение в земной жизни («раздваиваться под пилой», «стеной пространств разделены»), соединение под землёй («сроднясь в земле», «нас в землю опустили рядом») и переплетение чувств, характеров, судеб («сплетясь ветвями», «Ветвь тёрна буйно проросла, сплетя навек...»). Последний символ (только названный «скрещеньем») использовал и Б, Пастернак («...Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья»). Причём Б. Пастернак использует троекратный повтор, как и А. Кочетков («С любимыми не расставайтесь!»)

Слайд 9
Все три символа, соединенные, имеют более глубокий смысл, о котором, может быть, и не догадывался сам поэт, но который подсознательно вкладывала его душа. Расшифровать его возможно только в аспекте современного развития этимологии русского языка с точки зрения происхождения букв и звуков. Сроднение в земле, раздвоение в жизни и переплетение судеб графически выглядят, как перевёрнутая буква А.
По мнению исследователя этимологии русского языка Валерия Васильева, опирающегося на работы В.К. Тредиаковского, буква А - символ звука начала жизни. Вершина этой буквы символизирует Абсолют, энергетика стекает вниз, разделяясь в проявленном мире на мужское и женское, стремящееся к соединению друг с другом в этом мире. То есть, в изначальном виде разделения нет. Его создаём мы, люди. Недаром А. Кочетков 4 раза повторил слово КАК, напоминающее четырёхкратный стон АХ. Как похоже это рассуждение на декларацию символистов о «прорыве в другой мир», от земных корней - к мистически прозреваемой сущности

        Слайд 10. Ещё много можно назвать общих черт у поэзии А. Кочеткова и поэзии  
          Серебряного века. Это и эпитеты («пламенная смола», «сапфирное облако»), и поиски в
          области звука («жал, жгут, жадные, сужал»; «обрушив, струй разъя…рённей, грома, 
           гр…янул, пер_вый»), и футуристическое слово-неологизм «вихрекрутящий»... 
           Но мы ограничены во времени. 
           И, возвращаясь к заданному в начале выступления вопросу, о том, 
         кем является А. Кочетковхочу отметить, что прежде, чем ответить на этот 
         вопрос, нужно поэта сначала ВСПОМНИТЬ.


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031