Понедельник, 06.05.2024, 00:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Ч.3. Примерное содержание программы историко-исследовательского центра "Наследие"

и1

Примерное содержание программы. Часть 3

VIII. Литература XX века

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие».Час поэзии.

·        «Верный хранитель пушкинской традиции»- стихи И.А.Бунина

 «Листопад», «Догорел апрельский светлый вечер…», «В степи», «Октябрьский рассвет», «Не видно птиц. Позорно чахнет…», «Могилы, ветряки, дороги и курганы…», «Плеяды», «Ночь», «Сириус»,«Кондор», «Одиночество», «Канун Купалы», «Христос воскрес! Опять с зарею…», «За все тебя, Господь, благодарю!», «Долина Иосафата», «Иерусалим»,«Поэту», "Перед закатом набежало…", "Мы встретились случайно, на углу… "

Пейзажная лирика. Тема России.  Родине – «усталой, робкой и печальной», ностальгия и философия, стремление прочесть и разгадать сокровенные вечные законы нации, легенды, придания, притчи; раскрытие метафоры «Родина-мать»; философская лирика: мотив превосходства естественного бытия над общественной жизнью. Вечность, единая гармония, красота, Бог,  атмосфера тишины; трагедийность любовной лирики, мотивы одиночества. Специфичность лирики Бунина   - сообщения учащихся

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие». Философские вечера.

·        Творчество А.И.Куприна.

Повесть «Молох»; очерки на производственные темы: «Рельсопрокатный завод», «Юзовский завод», «В главной шахте», «В огне», «В недрах земных», «Недоразумение». Сообщения учащихся.

 Разоблачение капитализма: описание производственных процессов и каторжный труд рабочих-металлургов, шахтеров и ремесленников; образ иностранного капиталиста — «жирного бельгийского буржуа», равнодушие буржуазного общества к изучению своего отечества и своего народа; влияние идей народничества в изображении рабочих, образ Боброва (гуманист, правдоискатель, мечтатель), роль личности в процессе капиталистического развития;(наметились характерные для всего последующего творчества Куприна мотивы: лейтмотив творчества Куприна - поиски настоящего, душевно чистого человека).

Теоретико-литературные понятия

Своеобразие реализма начала XX века. Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования. Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе.

 

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная:

«Серебряный век русской литературы»

Стихотворения К.Д.Бальмонта, А. Ахматовой, М.Цветаевой, А. Белого, И.Ф. Анненского, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва, И.Северянина, О.Э.Мандельштама

Особенность поэзии серебряного века:

стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, литературное экспериментирование: от Брюсова ("старшие символисты”) до Маяковского,от Хлебникова (футуризм 1910-х г.) до особенностей поэтического языка М. Цветаевой в 1920-х г..)

 

 Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория.

                              Литературные гостиные:

·        « Крестьянская поэзия: Николай Клюев»

Продолжение традиций реалистической крестьянской поэзии Кольцова.

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория. Часы поэзии.

·        « Мне снились веселые думы...» А.Блок

(Три тома лирики как путь и судьба лирического героя).

1.      «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и «Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «На островах»*, «О доблестях, о подвигах, о славе. . . »).

·        «Вхожу я в темные храмы ...» А.Блок

2.      «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», , «Девушка пела в церковном хоре» «Клеопатра»*, «Соловьиный сад». и др.

·        «Россия, нищая Россия ...» - образ России в поэзии А.А.Блока

3.       «Русь», цикл «Родина»: «На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»; «Рассвет», «Осенняя воля».

Сопровождение: видеоэкскурсия в Шахматово - работа уч-ся - творческая лаборатория

Принципы циклизации поэтических книг Блока.

Блок о поэте и его назначении —Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) —). Куликовская битва — "символическое событие русской истории”.

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие».

Тема: «Встреча с В.В.Маяковским» - пешеходная экскурсия к памятнику В.В.Маяковского ст. м Маяковская; наблюдения об атмосфере вокруг и сочинение -эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии .

Цель: дать ответ на вопрос: «В.В.Маяковский написал:

«Я знаю силу слов, я знаю слов набат,

                                    Они не те, которым рукоплещут ложи....»

Почему?»

д/з

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературный праздник:

·        Автобусная экскурсия на родину С.Есенина  с. Константиново.

·        Участие в литературном Есенинском празднике

·        Посещение музея С.Есенина, дома — музея и др.

 8ч

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная:

·        С.Есенин «Голубая Русь»

Блоковские мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля. . . », «Отговорила роща золотая. . . »). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»). Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь о хлебе», «Я иду долиной…»).

 

 

 

 

 

 

 

 

Школа русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», экспериментальная студия «Земляки», творческая лаборатория.

·        Выпуск сборника работ учащихся о литературном празднике в Константинове с видео и фото приложением.

Литературный отчет — репортаж, очерк о литературном Есенинском празднике, с приложением видео, фото материалов

Школа русской словесности «Живое слово»,студия «Наследие», экспериментальная студия «Земляки», центр «Наследие», творческая лаборатория.

·        « В городе Тарусе — петухи и гуси...» Видео экскурсия в г. Тарусу

Дом-музей М.И.Цветаевой, по Оке (к камню М.И.Цветаевой)

·        Час поэзии

«Исповедальный мир поэзии М.И.Цветаевой»

(прослушивание песен на стихи М.Цветаевой:

                «По улице моей который год...»,  «Мне нравится, что Вы больны не мной...» и др.)

·        Час поэзии:

                                              Анна Ахматова « Не тайны и не печали...»

(Многоликость лирической героини конкретность образов, "дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью. . . ».) (сопровождение: видео ряд, музыка)

 

 

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория.

·        Б.Пастернак. «Доктор Живаго»

Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории

                  (Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману и беседа).

·        Час поэзии:

«Стихотворения доктора Живаго»

Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака

( чтение стихотворений и прослушивание песен на стихи  Б.Пастернака:  «Свеча горела на столе, свеча горела» и др.)

Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.

 

Историко- и теоретико-литературные понятия:

развитие представлений о литературном направлении и течении.Модернизм. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория

·        М.Шолохов «Тихий Дон »

Просмотр ключевых эпизодов  фильма по роману - эпопее и беседа.

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория

ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ ("новый человек”, "новый быт”, "новый язык”)

·        Е. И. Замятин. «Мы».

Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах "идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций.

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория. Сатирическое и трагедийное в изображении 1920–1930-х годов

·        М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману и беседа

Философский релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени, пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских глав.

·        М. Булгаков «Собачье сердце»

Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.

Просмотр фильма по повести и беседа

 

 

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория.

·        А. Н. Толстой*. «Пётр Первый» -  (социальный заказ)

 Изображение времени Петра в идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью советского времени 1920–1930-х годов

(Просмотр ключевых эпизодов фильма, беседа)

Историко- и теоретико-литературные понятия

Утопия и антиутопия. Понятия "положительный герой”, "отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире, сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого приёма в поэме А. Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца 1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о традициях и новаторстве.

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»,Экспериментальная студия «Земляки» . Тема «Человек и война»

·        Автобусная экскурсия в музей Битвы под Москвой

                     г. Зеленоград, на линию обороны (Панфиловский проспект),

                               Курган Славы (на месте деревни Матушкино).

·        А.Бек «Волоколамское шоссе»

             (сообщения учащихся)

·        К.Воробьев «Убиты под Москвой»

сочинение — размышление (эссе) от прочитанного произведения, и впечатлений от увиденного в Зеленограде, с привлечением семейной хроники.

·        Заочная встреча — переписка с уч-ся ПТУ № 26

им. А. Мерзлова, г. Михайлов, Рязанской обл.

·        «Битва под Москвой. Освобождение.»

                                 фоторепортаж с места событий.

·        Час письма

Чтение и анализ сочинений учащихся

 

 

д/з

д/з

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие», творческая лаборатория

·        А.И.Солженицына «В круге первом»

Жизненный путь Глеба Нержина, математика, принявшего решение вновь погрузиться в кошмар ГУЛАга, но не изменить своей совести.

Просмотр эпизодов фильма по роману и беседа по теме: «Человек и власть»

 

Школа русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»,Экспериментальная студия «Земляки», творческая лаборатория совместно с библиотекой колледжа:

·        Устный журнал « Дежурный по апрелю»(Б.Окуджава)

Романтический мир песен Окуджавы.

Идеалы любви, дружбы, верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском  и современном российском обществе. Окуджава и молодое поколение.


 Постмодернизм:






 

 

Литература:

1.      Государственный стандарт образования по «Литературе» для основной школы (базовый уровень)

  1. Государственный стандарт образования по «Литературе» для средней школы (базовый уровень)
  2. Государственный стандарт образования по «Литературе» для средней школы (профильный уровень)
  3. Государственный стандарт образования по «Литературе» для средних специальных учебных заведений
  4. Федеральный Компонент Государственного стандарта общего образования по предмету «Литература» для средней (полной) общеобразовательной школы
  5. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе: базовый уровень
  6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень. 10-11 классы. Абелюк Е.С.,.Блюмина З.А, Поливанов К.М.
  7. Примерная программа «Для средних специальных учебных заведений  по  предмету «Литература» Москва 2003 год

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031