|
Ч.3. Примерное содержание программы историко-исследовательского центра "Наследие"
Примерное содержание программы. Часть 3
VIII. Литература XX века
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр «Наследие».Час
поэзии.
·
«Верный хранитель пушкинской традиции»- стихи И.А.Бунина
«Листопад», «Догорел апрельский светлый
вечер…», «В степи», «Октябрьский рассвет», «Не видно птиц. Позорно чахнет…»,
«Могилы, ветряки, дороги и курганы…», «Плеяды», «Ночь», «Сириус»,«Кондор»,
«Одиночество», «Канун Купалы», «Христос воскрес! Опять с зарею…», «За все
тебя, Господь, благодарю!», «Долина Иосафата», «Иерусалим»,«Поэту»,
"Перед закатом набежало…", "Мы встретились случайно, на углу…
"
Пейзажная
лирика. Родине – «усталой, робкой и печальной»,
ностальгия и философия, стремление прочесть и разгадать
сокровенные вечные законы нации, легенды, придания, притчи; раскрытие
метафоры «Родина-мать»; мотив
превосходства естественного бытия над общественной жизнью. Вечность,
единая гармония, красота, Бог, атмосфера тишины; трагедийность мотивы одиночества. Специфичность лирики Бунина - сообщения учащихся
|
2ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие». Философские вечера.
·
Творчество
А.И.Куприна.
Повесть «Молох»; очерки на производственные темы:
«Рельсопрокатный завод», «Юзовский завод», «В главной шахте», «В огне»,
«В недрах земных», «Недоразумение». Сообщения учащихся.
Разоблачение
капитализма: описание производственных процессов и каторжный труд
рабочих-металлургов, шахтеров и ремесленников; образ иностранного капиталиста
— «жирного бельгийского буржуа», равнодушие буржуазного общества к изучению
своего отечества и своего народа; влияние идей народничества в изображении
рабочих, образ Боброва (гуманист, правдоискатель, мечтатель), роль личности в
процессе капиталистического развития;(наметились
характерные для всего последующего творчества Куприна мотивы: лейтмотив
творчества Куприна - поиски настоящего, душевно чистого человека).
|
2ч
|
Теоретико-литературные
понятия
Своеобразие реализма начала XX века.
Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования.
Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и
Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и
новаторстве в литературе.
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная:
«Серебряный век русской
литературы»
Стихотворения К.Д.Бальмонта, А. Ахматовой, М.Цветаевой, А. Белого, И.Ф.
Анненского, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва, И.Северянина, О.Э.Мандельштама
Особенность поэзии серебряного века:
стремление
к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, литературное
экспериментирование: от Брюсова ("старшие символисты”) до Маяковского,от
Хлебникова (футуризм 1910-х г.) до особенностей поэтического языка М.
Цветаевой в 1920-х г..)
|
|
Школа
русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория.
Литературные
гостиные:
·
« Крестьянская поэзия: Николай Клюев»
Продолжение традиций реалистической крестьянской поэзии
Кольцова.
|
1ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория. Часы поэзии.
·
« Мне снились веселые думы...» А.Блок
(Три тома
лирики как путь и судьба лирического героя).
1. «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и
«Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «На островах»*, «О доблестях,
о подвигах, о славе. . . »).
·
«Вхожу
я в темные храмы ...» А.Блок
2. «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка»,
, «Девушка пела в церковном хоре» «Клеопатра»*,
«Соловьиный сад». и др.
·
«Россия, нищая Россия ...» - образ России в
поэзии А.А.Блока
3. «Русь», цикл «Родина»:
«На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»;
«Рассвет», «Осенняя воля».
Сопровождение:
видеоэкскурсия в Шахматово - работа уч-ся - творческая лаборатория
Принципы
циклизации поэтических книг Блока.
Блок
о поэте и его назначении —Использование литературной традиции в создании
поэтических символов.
Россия в творчестве Блока. Основные
мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность,
положение между Востоком и Западом, женский облик) —). Куликовская битва —
"символическое событие русской истории”.
|
3ч
|
Школа русской словесности «Живое слово», Школа
изящной словесности, центр
«Наследие».
Тема: «Встреча
с В.В.Маяковским» - пешеходная экскурсия к памятнику В.В.Маяковского ст. м
Маяковская; наблюдения об атмосфере вокруг и сочинение
-эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии .
Цель: дать ответ на вопрос: «В.В.Маяковский написал:
«Я
знаю силу слов, я знаю слов набат,
Они не те,
которым рукоплещут ложи....»
Почему?»
|
д/з
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературный
праздник:
·
Автобусная экскурсия на родину С.Есенина с. Константиново.
·
Участие в литературном Есенинском празднике
·
Посещение музея С.Есенина, дома — музея и др.
|
8ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная:
·
С.Есенин
«Голубая Русь»
Блоковские
мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и
гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина
(«Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия
деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий
богомолец я смотрю твои поля. . . », «Отговорила роща золотая. . . »).
Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и
другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»).
Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь
о хлебе», «Я иду долиной…»).
|
2ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», экспериментальная
студия «Земляки», творческая
лаборатория.
·
Выпуск сборника работ учащихся о литературном
празднике в Константинове с видео и фото приложением.
Литературный отчет —
репортаж, очерк о литературном Есенинском празднике, с приложением видео,
фото материалов
|
2ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово»,студия «Наследие», экспериментальная студия «Земляки», центр «Наследие», творческая лаборатория.
·
« В городе Тарусе — петухи и гуси...» Видео
экскурсия в г. Тарусу
Дом-музей
М.И.Цветаевой, по Оке (к камню М.И.Цветаевой)
·
Час
поэзии
«Исповедальный
мир поэзии М.И.Цветаевой»
(прослушивание песен на стихи
М.Цветаевой:
«По улице моей который год...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...» и
др.)
·
Час поэзии:
Анна Ахматова « Не тайны и не печали...»
(Многоликость
лирической героини конкретность образов, "дневниковость” и психологизм ранней
лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью. . . ».) (сопровождение: видео ряд, музыка)
|
1ч
1ч
1ч
|
Школа
русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»,
творческая лаборатория.
·
Б.Пастернак. «Доктор Живаго»
Многоплановость романа: о революции, о поколении, об
истории
(Просмотр ключевых эпизодов
фильма по роману и беседа).
·
Час поэзии:
«Стихотворения
доктора Живаго»
Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака
( чтение стихотворений и прослушивание
песен на стихи Б.Пастернака: «Свеча горела на столе, свеча горела» и др.)
Соотношение
прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла
стихотворений Юрия Живаго.
|
2ч
2ч
|
Историко- и теоретико-литературные понятия:
развитие представлений о литературном направлении и
течении.Модернизм. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм,
имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление
представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах
поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О
лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме
лирики, о влиянии музыки на поэзию.
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория
·
М.Шолохов «Тихий Дон »
Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману - эпопее и беседа.
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория
ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ
ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ ("новый человек”, "новый быт”, "новый язык”)
·
Е. И. Замятин. «Мы».
Образ Единого Государства в романе.
Представление современности и её перспектив в образе обезличенного
механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах
"идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема
творчества в романе. Значение литературных реминисценций.
|
|
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие», творческая
лаборатория. Сатирическое и трагедийное в изображении
1920–1930-х годов
·
М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Просмотр
ключевых эпизодов фильма по роману и беседа
Философский
релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени,
пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и
злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских
глав.
·
М. Булгаков «Собачье сердце»
Булгаков
об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная
традиция как средство создания сатирических образов.
Просмотр фильма по повести и беседа
|
2ч
2ч
|
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие», творческая
лаборатория.
·
А.
Н. Толстой*. «Пётр Первый» - (социальный заказ)
Изображение времени Петра в
идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью
советского времени 1920–1930-х годов
(Просмотр
ключевых эпизодов фильма, беседа)
|
2ч
|
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Утопия и антиутопия. Понятия
"положительный герой”, "отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире,
сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения
стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого
приёма в поэме А. Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца
1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об
актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о
традициях и новаторстве.
|
|
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие»,Экспериментальная
студия «Земляки» . Тема «Человек и война»
·
Автобусная экскурсия в музей Битвы
под Москвой
г.
Зеленоград, на линию обороны (Панфиловский проспект),
Курган Славы (на
месте деревни Матушкино).
·
А.Бек
«Волоколамское шоссе»
(сообщения
учащихся)
·
К.Воробьев «Убиты под Москвой»
сочинение — размышление
(эссе) от прочитанного произведения, и впечатлений от увиденного в
Зеленограде, с привлечением семейной хроники.
·
Заочная встреча — переписка с уч-ся ПТУ
№ 26
им. А. Мерзлова, г. Михайлов, Рязанской обл.
·
«Битва
под Москвой. Освобождение.»
фоторепортаж
с места событий.
·
Час
письма
Чтение и анализ сочинений учащихся
|
6ч
д/з
д/з
1ч
1ч
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория
·
А.И.Солженицына «В круге первом»
Жизненный путь Глеба
Нержина, математика, принявшего решение
вновь погрузиться в кошмар ГУЛАга, но не изменить своей совести.
Просмотр эпизодов фильма по
роману и беседа по теме: «Человек и власть»
|
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие»,Экспериментальная студия «Земляки», творческая лаборатория
совместно с библиотекой колледжа:
·
Устный журнал « Дежурный по
апрелю»(Б.Окуджава)
Романтический мир песен Окуджавы.
Идеалы любви, дружбы, верности, благородства,
памяти. Значение песен Окуджавы в советском и современном российском обществе. Окуджава
и молодое поколение. Постмодернизм:
|
4ч
|
Литература: 1.
Государственный стандарт образования по «Литературе»
для основной школы (базовый уровень)
- Государственный стандарт образования по
«Литературе» для средней школы (базовый уровень)
- Государственный стандарт образования по
«Литературе» для средней школы (профильный уровень)
- Государственный стандарт образования по
«Литературе» для средних специальных учебных заведений
- Федеральный Компонент Государственного стандарта
общего образования по предмету «Литература» для средней (полной)
общеобразовательной школы
- Примерная программа среднего (полного) общего
образования по литературе: базовый уровень
- Примерная программа среднего (полного) общего
образования по литературе. Профильный уровень. 10-11 классы. Абелюк
Е.С.,.Блюмина З.А, Поливанов К.М.
- Примерная программа «Для средних специальных
учебных заведений по предмету «Литература» Москва 2003 год
|
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|