Понедельник, 06.05.2024, 07:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Сравнение программ по литературе СПО

Писатель
   Сравнение программ по литературе:
общеобразовательная школа (базовый уровень) и СПО - колледж (базовый уровень)
2 часть
(2 я четверть XIX века- 2-я половина XIX века )


var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }


Литература второй половины

XIX века

(79 час)

Литература второй половины XIX века.





Обзор русской литературы второй половины

XIX века: Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

(1 час)

Россия 2-й половины XIXв.

Расцвет реализма в русской литературе; ее особая роль в жизни общества. Эстетические и нравственно-философские достижения русской литературы этого периода. Литература как выражение духовных исканий русского общества.

Общественно-политическое положение в середине XIX века и особенности литературного процесса 2 половины XIX века.

урок


А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов” "темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов "Луч света в темном царстве” .

(7 час)

А.Н.Островский.

Краткий очерк жизни и творчества.
А.Н.Островский – основоположник русского театра.
Пьеса «Гроза».
Роль реплик и ремарок автора в характеристике персонажей пьесы.

Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесе «Гроза». Борьба личности за право быть свободной. «Жертва или победитель?» - Добролюбов и Писарев о Катерине.











А.Н.Островский.

" Колумб Замоскворечья» - видео урок


Пьеса «Гроза».

Комментированное чтение;

Анализ декораций 1 действия, интерпретация текста — поэтический образ, народная память — народная мудрость:

« Правый берег — высокий»,

«город Калинов — калинов мост(битва русского богатыря со Змеем-Горынычем), раскалить до красна (металл, взаимоотношения людей), калина — ярко — красная — подготовка зрителя-читателя к восприятию изображаемого конфликта — чтение монолога Кулигина (уч-ся читают вслух)

Творческое объединение

Школа русской словесности «Живое слово»

Литературные чтения:

1.Катерина - «Луч света в темном царстве» (Добролюбов)

Комментированное чтение и анализ2 действю,6 явл;

От страха Божественной кары - «Огненной гиены» за совершенный грех — к принятию решения: аккустическое и световое сопровождение-работа с текстом II и III действия


2.Анализ сцены прощания Катерины с Борисом: мужество Катерины и духовная нищета Бориса -прием антитезы: речевая характеристика персонажей.


3.Часы самоподготовки: Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве» - план-конспект текста статьи

1ч урок





урок
























.


Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза”.




Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза”



Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...») (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева

(3 час)

Философские мотивы, пластичность и символизм поэтических образов лирики
Ф.И. Тютчева.

Урок - Час поэзии:

«Я встретил Вас ...» по лирике Ф.И. Тютчева.

( с музыкальным и видео сопровождением,подготовленным

учащимися)




А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства”. "Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

(3 час)

Проникновенность чувства природы и её единства с человеком в поэзии А.А. Фета.

1ч

Урок - Час поэзии:

«Еще одно забывчивое слово» по лирике А.А.Фета ( с музыкальным и видео сопровождением,

подготовленным учащимися)



Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета







. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина”. Глава "Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

(5 час)

И.А.Гончаров. Очерк жизни и творчества. Цикл очерков «Фрегат «Паллада»
Роман «Обломов». Обломов и «обломовщина».
Русская критика о романе.


2ч
И.А.Гончаров. Своеобразие стиля писателя

Обломов и Штольц.

Тема любви в романе.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.



Урок



урок


Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов”.




Сочинение рассуждение по главе «Сон Обломова» (роман И. А. Гончарова "Обломов”. )



И. С. Тургенев

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети”.

(8 час)

И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества.

Роман «Отцы и дети».
Проблема поколений – споры Базарова с П.П.Кирсановым.
Внутренний конфликт Базарова. Поиск Тургеневым «сознательно-героической» натуры.

Мировоззренческий кризис Базарова: испытание любовью, болезнь и смерть.



2ч






Видео-урок «Путешествие в Спасское-Лутовиново». Певец русской природы.

Творческое объединение

Школа русской словесности «Живое слово»

Литературные чтения:

И.С.Тургенев «Записки охотника»

Идейно-художественное своеобразие рассказов цикла «Записки охотника»

Комментированное чтение и анализ рассказа»Хорь и Калиныч» -образы русских крестьян и помещиков.

урок










Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети”.




Реферат по роману «Отцы и дети»



А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…» (возможен выбор трех других произведений).

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

(2 час)



Творческое объединение «Живое слово»

Школа изящной словесности

Литературная гостиная:

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…»

А. К. Толстой

Своеобразие художественного мира А. К. Толстого.










Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

(2 час)

Н.С. Лесков.
Краткий очерк жизни и творчества.
«Тупейный художник» (обзор).




М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

(2 час)

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Краткий очерк жизни и творчества.
«История одного города» (обзор). Сатира писателя.

1ч

Школа русской словесности «Живое слово»

Литературные чтения:

М.Е. Салтыков-Щедрин.

«История одного города» -

коллективные чтения.



Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

(5 час)

Н.А. Некрасов.
Очерк жизни и творчества.

«Я лиру посвятил народу своему..»- думы о народе.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (обзор)

Тема поэта и гражданина в лирике Н.А. Некрасова









2ч

Школа русской словесности «Живое слово»,

Школа изящной словесности

Некрасовские чтения

(неделя русского языка и литературы):

«Я лиру посвятил народу своему..»

1 день:

Литературная гостиная:(конференция по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)

1.Поэма «Кому на Руси жить хорошо» комментированное чтение глав Пролог,Пьяная ночь.

2.Жизнь народа и галерея народных образов в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

3. «Есть женщины в русских селеньях»-образ Матрены Тимофеевны.

4. Образ «народного заступника»-Гриши Добросклонова

2 День:

Семинар: «Поэт и гражданин»

-гражданская лирика Н.А.Некрасова, час поэзии.

3 День

Творческая лаборатория

Защита проекта «Н.А.Некрасов- поэт и гражданин» и представление исследовательских работ по теме «Русские женщины» по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».

4 день

Творческая лаборатория

«Коробейники»

    литературно-музыкальный

    вечер посвященный творчеству Н.А.Некрасова.































Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.







К. Хетагуров

(возможен выбор другого писателя, представителя литературы народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

(1 час)



Школа русской словесности «Живое слово»,студия «Наследие» :

Литературно-музыкальная гостиная:

Литература народов мира:

учащиеся других национальностей, обучающиеся в колледже представляют произведения своих национальных писателей и поэтов.

Творческая лаборатория

( с музыкальным сопровождением, пением народных песен, стихотворений, переложенных на музыку)







2ч.


Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники”. Образы "униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

(10 час)

Ф.М. Достоевский.


Очерк жизни и творчества. «Христианский социализм» Достоевского.

Роман «Преступление и наказание».Трагическая судьба «маленького человека».


Петербург в романе и его связь с теорией Раскольникова.

«Смысл теории Р. Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. «Наказание» Раскольникова. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира.
6ч


2ч




2ч





Разработка темы: «Крушение теории Раскольникова» в контексте темы «Гуманизм Достоевского»:

Мармеладов, Елизавета, Соня, дети «униженные и оскорбленные»

Образ Петербурга в романе, смысл понятия"Петербург Достоевского»

Комментированное чтение эпизодов развития теории, «пробы» -примерки преступления, чтение в лицах эпизода «Поединок со следователеи Порфирием Петровичем», психологизм прозы Достоевского, «Двойники Раскольникова» -Лужин и Свидригайлов

Значение эпилога

Мировое значение творчества Ф.М.Достоевского.

Творческая лаборатория

Все эпизоды и темы, анализируемые на уроке, — в сопровождении видео фильма (роль Раскольникова в исполнении Тараторкина)

урок


Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание”.




Самостоятельная аналитическая работа «Причины несостоятельночти и крушения теории Р.Раскольникова»



Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни”. Изображение светского общества. "Мысль народная” и "мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

(17 час)

Л.Н. Толстой.

Жизненный и творческий путь.
Роман «Война и мир». «Война и мир» как роман-эпопея; композиция романа.

«Диалектика души» Толстого.
Роль портретных деталей в романе. Наташа Ростова. Духовные искания А. Болконского.
Духовные искания П. Безухова.
«Мысль семейная» в романе.
«Мысль народная» в романе. Народ и толпа.
Кутузов и Наполеон в романе.
Эпилог и его значение.






2ч





Школа русской словесности «Живое слово»,студия «Наследие» :

Неделя Л.Н.Толстого

"Севастопольские рассказы»

читательская конференция

Творческая лаборатория

Просмотр кино-эппопеи «Война и мир» реж. С. Бондарчук. С комментариями по прочитанным главам и эпизодам в соответствии с прохождением поурочных тем.

Творческая лаборатория

Защита исследовательских проектов по темам:

( по выбору):

1.Особенности развития русской литературы XIX в:

2.Тема наполеонизма в русской литературеXIX в;

3.Наполеон Банопарт: причины крушения.

4. Образ Русского Солдата в русской литературеXIX в- воплощение заповедей Древних русичей .

5. Тема народного героя в русской литературеXIX в.

6. «Русские женщины» в литературе XIX в..

7.Декабристы и отражение идей декабристов в русской литературеXIX в.























Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир”.




Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир”.



А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

(9 час)

Из русской литературы конца XIXXX начала века.

А.П. Чехов.
Очерк жизни и творчества. «Ионыч». Ответственность человека за свою судьбу.

«Вишневый сад». Своеобразие конфликта и его разрешение в пьесе «Вишнёвый сад». Раневская, Гаев, Лопахин.

Молодые голоса в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»: Петя, Аня.







2ч






Сопровождение с демонстрацией видеоматериала

«В гостях у А.П.Чехова. Мелехово»

Комментированное чтение

комедии «Вишневый сад»

Школа русской словесности «Живое слово»,студия «Наследие» : коллективное

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031