Понедельник, 06.05.2024, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Принципиальные изменения в ОУ СПО

чтениеОсобенности организационно - деятельностной структуры ГОУ СПО
 и специфика преподавания литературы в колледже .
(мысли вслух...) 
Автор: Плетёнкина Н.Д.

                                                                                                                                                                                 ноябрь 2009- июль2012 г.

Решение данных задач представляет собой немалую трудность, т.к. в соответствии с Программой реорганизации профессионально-технического образования, разработанной Департаментом образования правительства Москвы, в 2005 г. была осуществлена передача учреждений начального и среднего профессионального образования с федерального на региональный уровень, что позволило создать интегрированные образовательные учреждения, реализующие в рамках единого учебного процесса образовательные программы трех уровней квалификации, т.е. произошло укрупнение образовательных учреждений профессионально-технического профиля на 4 основных типа: политехнический колледж, строительный колледж, колледж по подготовке работников торговли, сферы услуг и бытового обслуживания, и колледж по подготовке рабочих и специалистов среднего звена для малых и средних предприятий. Это позволяет ( по замыслу авторов ) развить систему многоуровневого непрерывного профессионального образования, при которой уровень подготовки кадров квалифицированных рабочих существенно повышается, престиж профессиональных училищ нового типа возрастает, а ПТУ превращаются в колледжи, которые должны соответствовать европейским стандартам профессионального образования. Т.о. учреждения довузовского профессионального образования представлены одним типом образовательных учреждений - колледжи — ГОУ СПО, реализующие преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающие обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Колледжи организуются по программно-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности одной отрасли производства или городского хозяйства в целом по городу, и по территориально-отраслевому принципу, предусматривающему организацию обучения по профессиям и специальностям, обеспечивающим потребности городского хозяйства на конкретной территории. (См Приложение 1)
В Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования общеобразовательная подготовка не входит, но в учебных планах общеобразовательных учреждений СПО общеобразовательные дисциплины представлены циклом «Общеобразовательные дисциплины» (ОД.00) и в настоящее время общеобразовательная подготовка в основном осуществляется в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования», утвержденным приказом Минобразования РФ от 30 июня 1999г. №56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» и Рекомендациями Минобразования РФ по их реализации в образовательных учреждениях среднего профессионального образования от 19.03.2002г. №18-52-857 ин/18-28. В соответствии с этими рекомендациями общеобразовательная подготовка в ссузах реализуется в течение одного учебного года – это 39 учебных недель, т.е. 1404 часа; из них инвариантная часть – около 1200, вариативная более 200 часов, с учетом профиля избранной профессии. Студенты ссузов не сдают государственные экзамены по общеобразовательным дисциплинам, не получают аттестат о среднем (полном) общем образовании, но диплом означает, что выпускник ссуза имеет среднее (полное) общее образование. Именно поэтому общеобразовательная подготовка в ссузах с 1993 года реализуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и Базисным учебным планом общеобразовательной школы.

Вместе с тем, в соответствии с решением совещания «Проблемы введения федерального компоненте государственных образовательных стандартов общего образования и федерального Базисного учебного плана» от 7 декабря 2004 года в образовательной практике образовательные учреждения, реализующие программу среднего (полного) общего образования могут руководствоваться приказами Минобразования России, от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Принципиальное отличие этих документов от действующих – двухуровневость. Это значит, что в учебном плане, в зависимости от выбранного профиля дисциплины могут быть представлены либо на базовом, либо на профильном уровне. Сочетая профильные (не менее двух) и базовые курсы, учитывая нормы времени, каждое образовательное учреждение, а в принципе, и каждый обучающийся вправе формировать свой учебный план. Таким образом, формирование профилей передано в компетенцию учебного заведения. Такой демократический подход позволяет организовать в образовательном учреждении один или несколько профилей, а учащимся - выбрать индивидуальную образовательную траекторию. (См.Приложение 2)


По всем общеобразовательным дисциплинам для образовательных учреждений среднего профессионального образования разработаны примерные программы, согласованные в Департаменте общего образования и утвержденные в Управлении среднего профессионального образования Минобразования РФ. Деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, которая обеспечивает возможность постепенного, последовательного повышения образовательного и профессионального уровня учащихся, поэтому организация преподавания русского языка и литературы в ОУ СПО строится на основе закрепления и углубления полученных в основной школе знаний, продолжения, развития и совершенствования культуры устной и письменной речи, обогащения словарного запаса учащихся. СМ. Сравнение программ)

Сравним 3 типа общеобразовательных программ по литературе: «базовый уровень», «профильный уровень», НПО-СПО. (См Приложение 5 Сравнительная таблица требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на базовом и профильном уровнях среднего (полного) общего образования по литературе XIX века.) Значительное сокращение учебного времени в ссузах по сравнению даже с базовым уровнем школы, создает не только трудности обучения и преподавания, но и формирует условия для зарождения противоречий: с одной стороны — целью гуманизации среднего профессионального образования является развитие творческой активности учащихся, которое достигается через создание условий для проявления их креативной деятельности; с другой стороны - ставит под сомнение целесообразность использования уже имеющихся средств обучения, учебных пособий и пр, т.к. несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих в программах по литературе, до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике, налицо — дисбалланс отношений между желанием, задачами, целями, устремлениями и обеспеченностью первостепенным, насущным — учебным временем и учебно-методическим обеспечением сопровождения учебного процесса в ссузах: не разработаны в должном объеме линии учебников для среднего профессионального обучения ( не говоря о разведении на базовый и профильный уровни), в основном используются учебники для общеобразовательных школ 10 класс Ю.В. Лебедева в 2х частях 5-е издание, М, Просвещение 2004 г, и 11 класс под редакцией В.П.Журавлева в 2хчастях, 6-е издание,Просвещение, Московский учебник, М.,2003; весьма ограничено - учебное пособие для СПО Е.П.Педчак, Литература. Русская литература концаXVIII- XIX века. Зарубежная литература. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2004. и Литература: практикум: учеб. Пособие для студ.сред проф. Учеб.заведений; под ред Г.А.Обернихиной -М.:Издательский центр «Академия»,2006. Технология самостоятельной творческой деятельности учащихся остается неразработанной.

Об уровне читательской культуры среди молодежи ссузов свидетельствуют результаты анкетирования, проводимого с 2007 по 2012 годы  в разных ОУ СПО г. Москвы. В анкетировании участвовало более 180 человек, из которых выяснилось, что :

систематически читают и читают нерегулярно по 34% респондентов;
не читают вообще 6% опрошенных.

Анализ ответов на 25 вопросов анкеты показал, девочки читают больше, чем мальчики, чаще посещают библиотеки. Но примерно одинаково выглядят их ответы на вопрос относительно выбора книги:

в первую очередь, она нужна для учёбы (23,7% - мальчики, 22,3% - девочки);
девочки больше, чем мальчики, читают художественную литературу (20%);
предпочтение отдают любовным романам (40%).
Далее (соответственно) - приключения (36%) и фантастика (16%), и только потом - поэзия (14%), исторические романы (10%) и научно-популярная литература (14%);
в ответах на вопрос «Другая литература» названы «ужастики» и комиксы (10%), "фентези" - 35 %
60% подростков согласны с мнением о положительном воздействии книги.
Отвечая на вопрос анкеты о руководстве при выборе книги – 75% опрошенных выбирают литературу сами, 62% пользуются советами друзей, родственников, знакомых, и лишь 10% - рекомендацией библиотекарей.
На вопрос «Объясните, как Вы понимаете то такое хорошая книга?» ответы были следующими:

80% - увлекательная, 62% - легко читается, 50% - полезная, 30% - умная.2

Проведенный опрос в сентябре 2011 года среди первокурсников ОУ СПО (среднее профессиональное образование) и НПО (начальное профессиональное образование), вчерашних выпускников основной школы, усиливает впечатление не только об уровне сформированности  читательских умений, но и интеллектуальных способностях вообще.

 Так на вопросы анкеты, состоящей из 8-ми пунктов, ответы были такими (см. статистические данные):

1. Назовите автора любимого Вашего произведения.

Анкета в1

2.Вспомните название любимой Вашей книги:

в2



















 3.Сколько книг Вы прочитали за последние 2 года?

в3














4.Назовите авторов прочитанных Вами книг.

в4








5.Назовите имена героев прочитанных Вами книг.

в5








6.Приведите по памяти слова, фразы, цитаты из прочитанных Вами книг.

в6








7.Назовите произведение или автора новейшей литературы (современной)

в7









8.Какой жанр произведения предпочитаете?

в8









Таким образом, обследование выявило, что низкие критерии качества чтения не способствуют формированию и развитию творческого и критического мышления учащихся. Представленные данные, проведенного обследования, не расходятся с общеизвестными данными социологических исследований, опубликованными в других многочисленных авторитетных источниках, и являются характерным примером регрессивных процессов современного общества.

Исходя из выявленных особенностей менталитета современного молодого человека, проблема чтения приобретает особый оттенок: неполноценность восприятия художественного слова отражается на формировании аналитических способностей, интеллектуального развития, нравственного и духовного мировоззрения, образовательном уровне молодого человека, в конечном счете на его компетентности и конкурентноспособности.

Как отмечают специалисты, появился новый термин «антиинтеллектуализм», суть которого - доминирование видеокультуры над культурой печатного слова. Это явление, как считают педагоги, вносит дисбаланс между формальным уровнем образования и действительными знаниями учащихся.

Ухудшение качества чтения - одна из самых острых проблем современности - причина рождения и развития функциональной неграмотности. Как констатирует Н.Н. Сметанникова, профессор, президент Русской ассоциации чтения,- «чтение» подменяется понятием «грамотность», приобретая междисциплинарный характер – через чтение реализуются многие потребности общества. Обучение любому предмету включает обучение владением чтения и письма на разнообразном учебном материале - разнообразных и разножанровых текстах, которые активизируют и стимулируют познавательную, творческую (креативную), критическую и коммуникативную деятельность не только учащегося, но и учителя, обогащая и насыщая образовательный процесс, и, тем самым, способствуют решению не только проблемы улучшения качества чтения, но и формирования компетентного чтеца и читателя. Б.А.Ланин пишет: «...учитывать и использовать творческий фундамент процесса чтения необходимо для достижения важнейшей цели литературного образования - духовно-нравственного и патриотического воспитания современного читателя, эстетически развитого и гуманистически мыслящего. Литература в школе должна способствовать гуманистическому воспитанию школьников, развивать их духовно-нравственные качества и патриотизм, литературный вкус, совершенствовать их литературные задатки. Всему этому и будет способствовать школьный «читателецентризм» Читателецентризм - новая парадигма в развитии отечественной методики преподавания литературы».

Чтение как базовая учебная компетенция позволяет человеку непрерывно учиться и осваивать новое, получать доступ к богатствам мировой и национальной культуры. Чтение - способ создания своего внутреннего мира и сфера практического применения полученных знаний для достижения нравственных и духовных богатств, гармоничного внутреннего равновесия и совершенства.«... когда мы говорим о литературном образовании,то здесь мы чаще сталкиваемся с активностью обучаемого в создании и реализации индивидуальной образовательной траектории»,- продолжает Б.А. Ланин,- Подобная особая активность ученика обусловлена активной ролью читателя в процессе чтения. Эта роль зависит как от условных, так и безусловных факторов». К безусловным факторам относятся: сотворческая активность читателя в процессе чтения; психологически активизирующая роль литературы; личностная обращенность литературного текста. К условным факторам: «интересность» читаемого текста; степень принужденности читателя к прочтению, т.к. круг чтения ученика предопределен программой, его творческая активность ограничена восприятием и интерпретацией; литипературная квалификация читателя, его осведосмленность в условных формах исскуства.(См. Методика преподавания. Б.А.Ланин)Основой базового компонента литературного образования и в школе и в ссузе является чтение и изучение литературного произведения, его толкование: «...никакое, самое виртуозное владение понятиями не приведет к желаемым результатам, если школьники не переживут, не постигнут красоты художественного творения, если обобщения и выводы теоретического порядка не явятся естественными, логичными и необходимыми следствиями из чтения и разбора художественных произведений».(Г.И.Беленький. Теория лит-ры в средней школе. 1Я)Так в методической системе М.А.Рыбниковой особое внимание уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя, учащегося: «...самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание — метод его выразительного произнесения». Расширение круга чтения, повышения качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - важное средство для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Изучение литературы в ссузе направлено на достижение конкретных практических целей:
  • Дать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности;
  • Дать основные литературоведческие понятия, выработать представление о художественном мире произведения, закономерностях развития литературы, о мировом литературном процессе;
  • Научить всестороннему анализу произведения и умению отличать подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;
  • Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. Определить становление русской книжности, показать преемственность литературных эпох.
  • Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.
  • Объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

 «Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А.С,Пушкин.11(программы общеобразовательных учреждений. Литература.5-11 классы(Базовый уровень) Под ред. В.Я.Коровиной. 6-е изд., переработанное. М,№Просвещение» 2005)

Н.И. Новиков, намечая путь в «наставлении юношества», в статье «О сократическом способе учения» (1784г) писал о непреходящем значении литературного образования учащихся, о важности организации чтения, развития читательского интереса, воспитания читательской самостоятельности, о развитии устной и письменной речи, индивидуальном подходе, дифференцированном обучении и творческом развитии учащихся.

Введение в центр внимания преподавателя проблемы чтения, как основы преподавания словесности, принадлежит Ф.И.Буслаеву: «…самой природой указывается путь преподаванию; как у всех народов теория словесности составлялась вследствие изучения образцов, так и каждый ученик должен вступить в теорию через самостоятельное чтение» [О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. Методика преподавания литературы.,под ред. О.Ю.Богдановой,3-е издание, стереотипное. М.,АСАДЕМА,2004 cтр. 33]

Т.А. Калганова отмечает развитие тенденций совершенствования школьного литературного образования, утверждая, что многие преподаватели «все чаще говорят: чтение и осмысление, интерпретация или толкование текста»[ с Пробуждение интереса к чтению книг, опора на читательские впечатления, осознание «художественной ценности и непреходящего общечеловеческого значения произведений», выбор различных методов обучения и форм урока - основные направления работы педагогического коллектива не только школы, но и ссуза.«Литературная деятельность школьника в отроческие годы - тоже хрупкий «объект», и ученик в своем суждении — пока художник-интерпретатор с развитым воображением, способностью домысливать, дорисовывать, а часто и выдумывать и привносить нюансы, отсутствующие или неприметно растворенные в тексте»,- наставлял Ионин.

Одна из наиболее острых проблем, требующая безотлагательного решения, - проблема читательских умений, которая не теряет своей остроты на всех этапах обучения – с 1 по 9 классы, в колледже - 1,2 курс. Не овладев техникой чтения, нет возможности понять смысл текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника - подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах.» [15, 4] Неумение читать - причина, ведущая к отторжению художественной литературы, поэтики, слабой памяти и, как следствие, является причиной неуспешности по всем предметам и, как следствие, к низкой мотивации обучения. «…Ослабление памяти происходит как раз в подростковом возрасте, причина этого явления – освобождение от мысли как раз тогда, когда человеку нужно как можно больше рассуждать. Непонимающего и несообразительного нужно вести к открытию истины, до озарения мысли», - утверждал В.А.Сухомлинский, видевший причину снижения успеваемости в подростковом возрасте и в том, что «…им не под силу качественно новый этап мышления.... Это объясняется особенностью, спецификой умственного труда подростка: абстрагирование постепенно становится отличительной чертой мысли ученика, он внимательно воспринимает новую информацию и в то же время интенсивно осмысливает, обрабатывает уже принятую. Это выдвигает большие требования к качеству новой информации: она должна быть четкой, ясной и не должна нарушать интенсивного умственного труда, необходимого для осмысления, систематизации знаний». [16,373].

В систему литературного образования учащихся в школе входят уроки внеклассного чтения, без которых невозможно сориентировать учащегося в мире литературных произведений. [6, 3-21]. Основой внеклассного чтения является детская и подростковая литература разной жанровой направленности, произведения отечественной и мировой классической литературы. Без уроков внеклассного чтения невозможно сформировать культуру чтения, развивать читательские умения, воспитывать читателя, т.к. в работе учителя-словесника внеклассное чтение является важнейшим направлением, которое содействует развитию читательской самостоятельности и формирует читательский интерес подростка. Внеклассное чтение - опора всего школьного курса литературы. «Связь классного и внеклассного чтения - основной организационный принцип системы руководства чтением учащихся» [6, 27] «… Я терпеливо жду встречи подростка с его книгой. Эта встреча будет, если вы откроете подростку настоящую человеческую красоту», - писал В.А.Сухомлинский.[16,302] 

В ссузе не предусмотрены часы внеклассного чтения, т.к. в основе среднего профессионального образования лежат цели, сущность которых сводится к удовлетворению потребности личности в приобретении специальности в выбранной области деятельности на фоне интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития студента, по сути, еще школьника-подростка. 

Рассматривая проблему культуры чтения с позиции значимости социального содержания литературного чтения, урок литературы в ссузе служит авангардом в формировании интереса к литературе ( художественной и научной, специальной, учебной, и энциклопедической, исторической и архивной). Именно при занятиях литературой ( в учебное и внеучебное время) происходит процесс формирования учебно - познавательных компетенций: учебных умений ( приобретение навыков «усидчивости» и качества чтения( беглого чтения, чтения по диагонали, понимание (осмысление) прочитанного); работа с текстом( чтение и литературный анализ, т.е. «толкование» текста), работа с поиском необходимой информации: применение ИКТ, Интернет — ресурсов, электронных библиотек и энциклопедий, сотрудничество с библиотекой; участие в исследовательских проектах и пр. «Многолетние наблюдения убедили, как опустошается, притупляется духовная жизнь подростка тем, что он заучивает слова и фразы, малопонятные или совсем непонятные. Важнейшей чертой психической культуры является то, чтобы слово входило в сознание ученика как живое, яркое отображение реальной действительности, чтобы в обобщающие, абстрактные понятия вкладывался ясный смысл, чтобы взаимосвязь слов отражала взаимосвязь мыслей», - писалСухомлинский..[ Стр 357Сух] 1 

Совершенствование видов и форм внеучебной работы по литературе в ссузе — один из способов развития учебной (читательских умений) и познавательной (формирование круга чтения, читательского вкуса ) компетенции, формирования гармонично развитой личности учащег

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031