Главное меню
|
ИКТ в преподавании русского языка и литературыИнновации в образовании: информационная модель обучения Автор: Плетёнкина Н.Д.
Июль 2012г
Увеличение роли информации и знаний в жизни общества обусловило смену образовательной парадигмы. Осуществляемый в настоящее время переход от дисциплинарной модели, характеризующийся традиционными носителями информации (например, книга), в которой интерпретатором знания выступал преподаватель, к информационной модели, характеризующейся уже не средствами хранения информации, а источниками информации(книга, услуги Internet ), изменяет роли и преподавателя, и учащегося: интерпретатор знаний – учащийся, преподаватель – координатор учебного процесса.(СМ. таблицу № 1)
Новая информационная модель обучения позволяет не только решить проблему соотношения информационного потока и объема сведений, который ученик может охватить, осмыслить и усвоить, но и сформировать способности учащегося к ориентированию в информационном пространстве и управлению информационным потоком, т.к. в современном обществе требуется человек, способный заниматься информационной деятельностью. Так работа, связанная с поиском необходимой информации, приводит к использованию Интернет-ресурсов, электронных библиотек, электронных каталогов, что в свою очередь способствует формированию не только навыков беглого чтения, но и формирует особые навыки работы с большими массивами разнородного текста и составлением текста нового формата - гипертекста. (См.таблицу №2) С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию, ключевым звеном которой является развитие способностей эффективной смысловой обработки информации и способности рождать новые идеи, представляющие ценность для общества и для духовного развития самого человека. Возможность ускоренного получения необходимой информации способствует расширению потенциальных возможностей учащегося, формирует основы информационной культуры учащегося. (См.таблицу №3) [3.8.] ИК навыки учащегося в новой информационной модели обучения: Таблица 3
Самое важное – это эффективное использование ИК средств в учебном процессе. Сегодня ученые выделяют следующие методические модели использования ИКТ в учебном процессе: 1. «Модель изучения» – модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов: освоение инструментария. Модель имеет вспомогательное значение для реализации других моделей. 2. «Модель существования»: ориентированность на использование программных сред, реализующих искусственные методы моделирования или создания виртуальной реальности. 3. «Модель управления собственной информацией»: накопление учащимся материалов, требующих особого внимания в организации хранения и обновления. 4. «Модель управления технологическим процессом»: при компьютеризированном управлении физико-химическими лабораторными исследованиями. 5. «Модель творчества»: нетрадиционное, то есть творческое или, как сейчас принято говорить, креативное решение поставленных задач (с высокой степенью владения ИК средствами). 6. «Модель общения»: реализация дистанционного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС). 7. «Модель просмотра» и «модель добывания информации»: самостоятельным поиском материалов с использованием средств Internet, электронных энциклопедий, электронных каталогов и т.п. 8. «Модель опосредованного взаимодействия» – непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя полученная информация и определяет учебную деятельность[2].. <!--[if !supportFootnotes]-->Главная цель использования ИКТ в учебном процессе, как и в любом инновационном подходе, «…заключается в способствовании максимального развития учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания ценностей, потребностей и возможностей человека»[5]. «Такие способности должны поддерживаться и развиваться системой дисциплин - от родного языка …. до информатики. ИКТ и Интернет являются лишь техническими средствами, которые могут помочь в решении этой задачи»[4]
(Подробнее см. Плетенкина Н.Д. "Особенности формирования информационно-образовательной среды в современном учебном процессе" в рубрике "Каталог статей")
Литература:
|