Понедельник, 06.05.2024, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

ИКТ в преподавании русского языка и литературы

икт             Инновации в образовании: информационная модель обучения
                                                                                                           Автор: Плетёнкина Н.Д.
 Июль 2012г
Увеличение роли информации и знаний в жизни общества обусловило смену образовательной парадигмы. Осуществляемый в настоящее время переход от дисциплинарной модели, характеризующийся традиционными носителями информации (например, книга), в которой интерпретатором знания выступал преподаватель, к информационной модели, характеризующейся уже не средствами хранения информации, а источниками информации(книга, услуги Internet ), изменяет роли и преподавателя, и учащегося: интерпретатор знаний – учащийся, преподаватель – координатор учебного процесса.(СМ. таблицу № 1)

модель

Новая информационная модель обучения  позволяет не только решить проблему соотношения информационного потока и объема  сведений, который ученик может охватить, осмыслить и усвоить, но и сформировать способности учащегося  к ориентированию в информационном пространстве и управлению информационным  потоком, т.к. в современном обществе требуется человек, способный заниматься информационной деятельностью. Так работа, связанная с  поиском необходимой информации, приводит к  использованию  Интернет-ресурсов, электронных библиотек, электронных каталогов, что в свою очередь  способствует  формированию не только навыков беглого чтения, но и формирует особые навыки работы с большими массивами разнородного текста и составлением  текста нового формата - гипертекста. (См.таблицу №2)

гипретекст


 Это качественно новая  информационная модель обучения, когда ученик осознает, «что он понимает» но еще до конца понять не может, «что именно», однако внутренние преобразования уже происходят[1.373] «Это объясняется особенностью, спецификой умственного труда подростка: абстрагирование постепенно становится отличительной чертой мысли ученика, он внимательно воспринимает новую информацию и в то же время интенсивно осмысливает, обрабатывает уже принятую. Это выдвигает большие требования к качеству новой информации: она должна быть четкой, ясной и не должна нарушать интенсивного умственного труда, необходимого для осмысления, систематизации знаний», – утверждал еще в свое время В.А. Сухомлинский[1.Там же].

С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию, ключевым звеном которой является развитие способностей эффективной смысловой обработки информации и способности рождать новые идеи, представляющие ценность для общества и для духовного развития самого человека. Возможность ускоренного получения необходимой информации   способствует расширению потенциальных возможностей учащегося, формирует основы информационной  культуры учащегося. (См.таблицу №3) [3.8.]

 ИК навыки учащегося в новой информационной модели обучения:

Таблица 3

1.                Организационные:

·                   определение стратегия самообразования: планирование, перспективность, самоконтроль,  корректировка, оценка;

·                   оформление записей лекций: тема, план, библиографический список;

2.                Информационные:

·                   работа с  научной и учебной информацией: поиск, оценка, отбор, аналитико-синтетическая переработка, сохранение и использование, передача; выбор источников информации в зависимости от аспекта изучения проблемы;

·                   определение релевантности и перспективности  содержания информации;

·                   комплексное использование источников информации (Интернет, теле- и радиопередачи, научная и учебная литература, периодическая печать и др.).

3.                Библиографические:

·                   систематическое использование библиографических пособий и каталогов;

·                   использование электронного каталога и МБА (межбиблиотечного абонемента);

·                   ведение регистрации научной, учебной и др. литературы по отдельным проблемам на основе правил научной библиографии и др.

4.                 Учебные:

·                   конспектирование, тезирование, реферирование;

·                   аналитико-синтетическая переработка текста, хранение и использование восприятие излагаемой информации (слушание);

5.                Работа с аппаратом   книги:

·                   ознакомление с книгой в целом ( автор, введение, содержание, заключение, иллюстрации, аннотации);

·                   определение структуры книги;

·                   быстрое, сосредоточенное чтение с карандашом в руках, с ведением записей;

·                   привлечение дополнительных источников  (словари, энциклопедии, справочники и т.д.);

6.                 Понимание текста:

·                   тезирование, конспектирование;

·                   определение основной мысли текста, аргументации автора;

·                    краткое изложение текста и цитация;

·                   соблюдение правил оформления конспекта (название работы, фамилия автора, год и место издания, правильное цитирование со ссылкой на страницу работы, статьи);

·                   фиксирование в конспекте дополнительных материалов изиз других источников.

7.                Использование Интернет- ресурсов:

·                    Оформление запроса,

·                   Использование ключевых слов;

·                   поиск нужных адресов в Интернет;

·                   обработка информации и т.д.


Самое важное – это эффективное использование  ИК средств в учебном процессе. Сегодня ученые выделяют следующие методические модели использования ИКТ в учебном процессе:

1. «Модель изучения» – модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов: освоение инструментария. Модель

  имеет вспомогательное значение для реализации других моделей.

2. «Модель существования»: ориентированность на использование программных сред, реализующих искусственные методы моделирования

  или создания виртуальной реальности.

3. «Модель управления собственной информацией»: накопление учащимся материалов, требующих особого внимания в организации хранения

  и обновления.

4. «Модель управления технологическим процессом»: при компьютеризированном управлении физико-химическими лабораторными 

  исследованиями.

5. «Модель творчества»: нетрадиционное, то есть творческое или, как сейчас принято говорить, креативное решение поставленных задач 

 (с высокой степенью владения ИК средствами).

6. «Модель общения»: реализация дистанционного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС).

7. «Модель просмотра» и «модель добывания информации»: самостоятельным поиском материалов с использованием средств Internet,

  электронных энциклопедий, электронных каталогов и т.п.

8. «Модель опосредованного взаимодействия» – непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя

  полученная информация и определяет учебную деятельность[2]..

<!--[if !supportFootnotes]-->Главная цель использования ИКТ в учебном процессе, как и в любом  инновационном подходе, «…заключается в способствовании максимального развития учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания ценностей, потребностей и возможностей человека»[5].  «Такие способности должны поддерживаться и развиваться системой дисциплин - от родного языка …. до информатики. ИКТ и Интернет являются лишь техническими средствами, которые могут помочь в решении этой задачи»[4]  
     (Подробнее см.  Плетенкина Н.Д. "Особенности формирования информационно-образовательной среды в современном учебном процессе" в рубрике "Каталог статей")
 
 

Литература:

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т1. /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. М.: Педагогика,1981. С. 373
  2. Философские проблемы образования в информационном обществе http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/41728/
  3. Фомичев В.А., Фомичева О.С. /Новые теория и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном обществе http://ifets.ieee.org/russian/depository/v4_i2/html/1.html]
  4. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-пресс, 2004. С.373
  5. Цифровые и образовательные ресурсы  в школе: методика использования //Филология: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008. с.7


Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031