2. Доминирующий вид деятельности:
a)
исследовательские - моделирование ситуаций научного
поиска: доказательство или опровержение какой - либо научной гипотезы; результат
– мини-монография с последующим докладом,
участие в ученической конференции;
b)
ролевые,
игровые: представление публике опыта участия в решении проблемы; результат –
деловая, литературная игра;
c)
творческие: привлечение публики к какой-либо проблеме; результат
– спектакль, выпуск устного журнала, альманаха,
и пр.;
d)
информационные
или ознакомительно - ориентированные: сбор информации о каком – либо объекте, результат –
статья, реферат и пр.;
e)
прикладные
или практико-ориентированные;
привлечение внимания учащихся к изучаемой проблеме, к решению практических задач; результат
– учебное, наглядное пособие;
f)
информационно
– технологические: привлечение внимания к технологическим аспектам обучения; результат
- создание веб-сайта или др. учебной
среды.
3. Предметное содержание:
a)
монопредметные - в рамках одного предмета; сложные
разделы; серия уроков;
b)
межпредметные -в рамках нескольких предметов;
внеурочное время;
4. По характеру координации:
a)
с
открытой, явной координацией (преподаватель-координатор
проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
b)
со
скрытой координацией (преподаватель
- координатор проекта выступает как полноправный участник).
5. По количеству участников:
a)
индивидуальные;
b)
парные;
c)
групповые.
6. По продолжительности
выполнения:
a)
краткосрочные (несколько уроков);
b)
среднесрочные (от недели до месяца);
c)
долгосрочные (от
месяца до нескольких месяцев).
В зависимости от уровня сформированности навыков учащихся в основной школе, определяется 9 этапов
выполнения проекта и тоже имеют свою специфику:
1)
выявление
проблемы и задач предстоящего исследования;
2)
выдвижение
гипотезы и ее решения;
3)
определение
методов исследования;
4)
составление
плана выполнения проекта – проектной маршрутной карты;
5)
распределение
обязанностей и определение степени ответственности за выполнение порученного
дела;
6)
поиск,
анализ, отбор данных, их систематизация;
7)
оформление
результатов;
8)
подготовка
презентации и подготовка к защите проекта (самопрезентации);
9)
рефлексия-перепроектирование:
анализ проделанной работы, определение новых проблем исследования,
формулирование выводов.
Внешняя оценка проекта,
промежуточная, итоговая, для учащихся ССУЗов очень важна, т.к. она является
важным дополнительным стимулом к
успешной адаптации в студенческой среде. Форма оценки может быть различной и зависит от
множества факторов:
· актуальности выдвинутых проблем,
адекватность их изучаемой тематике;
· степени проникновения в проблему, привлечение знаний
из других областей;
· доказательности принимаемых решений,
аргументированность заключений;
· корректности используемых методов
исследования и метода обработки получаемых результатов;
· активности каждого участника проекта
в соответствии с его индивидуальными возможностями;
· характера (индивидуальный или
коллективный) принимаемых решений;
· характера общения и взаимопомощи участников проекта;
· эстетичности оформления результатов проекта;
·
умения
отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов
каждого члена группы.
Таким
образом, метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и
предполагает владение определенными интеллектуальными умениями анализа,
сопоставления, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования, на умение работать с различными
источниками информации. Всеми данными умениями и навыками необходимо обладать
современному молодому специалисту, чтобы быть компетентным в своей профессии
специалистом в современном информационном обществе.
Обращение к методу проектов С.Е. Полат рассматривает
с позиций использования потенциала новейших педагогических технологий для
решения проблемы обучения: «Сегодня, когда приоритетными ценностями развитого
информационного общества становится информация, наиболее приоритетными умениями
для специалистов становятся умения работать с этой информацией, с особой
актуальностью зазвучали идеи гуманистической педагогики,
личностно-ориентированного, личностно - деятельностного подходов к обучению и
воспитанию учащихся». Все теоретики и практики сходятся в
одном: проектирование в образовании – это эффективная дидактическая система,
которая представляет синтез целей, содержания, методов,
организационных форм и средств обучения в современном информационном обществе в
информационном обществе.
Библиография:
1. Болотов В.А.
Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов,
В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С.8–14.
2. Воровщиков С.Г. Учебно -
познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура,
деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.,с.156
3. Концепция структуры и
содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства
Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы
проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в
Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 43-50
4. Олешков М.Ю. Современные
образовательные технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011.
– 144 с.,с109
5. Проблемы и перспективы
теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/ Под ред.
Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса. /Полат
Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
6. Сосновская И.В.,Современные проблемы
изучения и преподавания литературы. Сборник научных и методических трудов. // Выпуск
9.; Иркутск, 2008; с 29.
7. Татьянченко Д.В. Развитие
общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное
образование. – 2003. – № 8. –С.115-126
8. Шамова Т.И. Избранное. –
М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.
Олешков М.Ю. Современные образовательные
технологии: учебное пособие. –– Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.,с109
Проблемы
и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей/
Под ред. Пахомовой Н.Ю.,-М.:МИОО,2005. 214с.//Метод проектов: история вопроса.
/Полат Е.С., доктор пед. наук, профессор ИСМО,РАО/,с.22;6
|