Воскресенье, 19.05.2024, 00:35
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Особенности применения методов проектов при обучении литературе в ОУ СПО Плетёнкина Н.Д. (Москва)
[ Скачать с сервера (97.5 Kb) · Скачать удаленно () ] 09.01.2013, 19:21
проект

Отличительной особенностью обучения литературе в  колледже является наличие определенных условий организации преподавания общеобразовательных дисциплин (ООД), которые заключаются в том, что:

1.    В современных условиях перед  системой профобразования стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни. Приоритетным направлением в СПО является профессиональная подготовка, поэтому с введением  понятий ключевых умений, мобильных (профессиональных) компетенций в обучении, реформирована вся система профессионального образования. В рамках единого учебного процесса интегрированы  три его уровня - начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость, непрерывность довузовского профессионально-технического образования.

2.    Способность к качественным преобразованиям в  профессиональной подготовке  кадров - стимулирование   повышения уровня престижа профессиональных учреждений начального и среднего звена системы СПО за счет разделения обучения на профили - технический, экономический гуманитарный и  распределение  на уровни: базовый и профильный (специфическая особенность профессионального образования – практикоориентированность), в связи с чем находит свое обоснование сокращение объема универсального образования в пользу усиления специализированного.

3.    Значительное сокращение учебного времени в ССУЗах создает не только трудности обучения и преподавания, но и формирует условия для зарождения противоречий:

·       с одной стороны — целью гуманизации СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, в связи с чем возникает  необходимость создания условий для формирования гуманистического мировоззрения и, основанных на нём, социально-ценных качеств личности. Авторы «Концепции структуры и содержания общего образования» особо подчеркнули, что «…возрастает значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны»[1]. Развитие же общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей[2] общего образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного образовательного процесса»;

·       с другой стороны -  ставит под сомнение целесообразность использования уже имеющихся средств обучения, учебных пособий и пр, т.к. несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующих в программах по литературе, до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

·        Налицо — дисбаланс отношений между целями, задачами обучения и возможностями преподавателя и ОУ.

4.    Контингент обучающихся в СПО  традиционно составляют выпускники основной школы, поэтому деятельность ОУ нового типа основана на принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного уровней) образования. Это обеспечивает возможность постепенного, последовательного повышения образовательного и профессионального уровня учащихся.

5.     Серьезной проблемой остается уровень читательских умений, что неминуемо отражается на качестве обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах»[3] Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению учебной мотивации, оказывает негативное влияние на формирование аналитических способностей учащихся и интеллектуальное развитие учащихся.

Основой базового компонента литературного образования в ССУЗе  является  направленность на достижение конкретных практических целей:

·       Дать представление о литературе как виде искусства и объективной художественной реальности;

·       Дать основные литературоведческие понятия, выработать представление о художественном мире произведения, закономерностях развития литературы, о мировом литературном процессе;

·       Научить всестороннему анализу произведения и умению отличать подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;

·       Показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа.

·       Определить становление русской книжности, показать преемственность литературных эпох.

·       Определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы.

·       Объяснить феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества.

Решение этих многочисленных специфических проблем возможно через применение  метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, результатом которого является предъявление реального  общественно значимого практического результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования.

Метод проектирования - педагогическая технология, которая включает в себя методы исследования, поиска, анализа, сопоставления, переработки, прогнозирования в их взаимосвязи. Метод проектов не существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы (дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения (разноуровневое обучение). Синтез учебно-познавательных приёмов, позволяющий учащимся решить конкретную проблему самостоятельно, в результате своих умозаключений,  способствует формированию у обучающихся ССУЗов критического мышления, развитию индивидуальных познавательных способностей. Таким образом, «в современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к содержанию образования[4]. Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы»[5] Многочисленные  исследования, проведенные в этой области,  убедительно доказывают, что проектная деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство активизации   познавательной мотивации и преодоления у них закомплексованности, неуспешности  в учебном процессе

Применение  метода проектов в обучении литературе  имеет свои особенности. Совмещение учебного и внеучебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным источникам через различные виды и средства коммуникации - традиционные (библиотека и МБА, книги, энциклопедии, архивы), инновационные (электронные каталоги федеральных, региональных библиотек, электронные ресурсы архивов, музеев, библиотек,  Интернет и др. источники) – является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной мотивации учащихся СПО и высокие критерии оценки качества результата проектной деятельности с обязательной самопрезентацией проектного продукта и последующей рефлексией.

 

[1] 6. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 43-50

[2] Там же с 43

[3]  Сосновская И.В. ,Современные проблемы изучения и преподавания литературы.Сборник научных и методических трудов.Выпуск 9.; Иркутск, 2008.

[4] Воровщиков С.Г. Учебно- познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: Монография. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 160 с.,с.156

[5]Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8 – 14.с. 10

   *(Далее см. другой файл)

Категория: Мои файлы | Добавил: Natalia | Теги: проект, профессиональная компетентность, Чтение, литературное проектирование
Просмотров: 1593 | Загрузок: 265 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: