Отличительной
особенностью обучения литературе в
колледже является наличие определенных условий организации преподавания
общеобразовательных дисциплин (ООД), которые заключаются в том, что:
1.
В
современных условиях перед системой профобразования
стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных
специалистов, способных к обучению в течение всей жизни. Приоритетным
направлением в СПО является профессиональная подготовка, поэтому с введением понятий ключевых умений, мобильных
(профессиональных) компетенций в обучении, реформирована вся система
профессионального образования. В рамках единого учебного процесса
интегрированы три его уровня -
начальное, среднее и высшее, особенностью которого является многоуровневость,
непрерывность довузовского профессионально-технического образования.
2.
Способность
к качественным преобразованиям в
профессиональной подготовке
кадров - стимулирование повышения уровня престижа профессиональных
учреждений начального и среднего звена системы СПО за счет разделения обучения на
профили - технический, экономический гуманитарный и распределение
на уровни: базовый и профильный (специфическая особенность
профессионального образования – практикоориентированность), в связи с чем
находит свое обоснование сокращение объема универсального образования в пользу
усиления специализированного.
3.
Значительное
сокращение учебного времени в ССУЗах создает не только трудности обучения и
преподавания, но и формирует условия для зарождения противоречий:
· с одной стороны — целью гуманизации
СПО является раскрытие способностей каждого учащегося, в связи
с чем возникает необходимость создания
условий для формирования
гуманистического мировоззрения и, основанных на нём, социально-ценных качеств
личности. Авторы «Концепции структуры и содержания общего
образования» особо подчеркнули, что «…возрастает значение общего образования
как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы
непрерывного образования малоэффективны». Развитие
же общеучебных умений учащихся - одна из приоритетных целей общего
образования, определяющая характерную черту «личностно-ориентированного
образовательного процесса»;
· с другой стороны - ставит под сомнение целесообразность
использования уже имеющихся средств обучения, учебных пособий и пр, т.к.
несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках
гуманитарного цикла, присутствующих в программах по литературе, до сих пор
отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих
реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.
· Налицо — дисбаланс отношений между целями,
задачами обучения и возможностями преподавателя и ОУ.
4.
Контингент
обучающихся в СПО традиционно составляют
выпускники основной школы, поэтому деятельность ОУ нового типа основана на
принципах преемственности и интегрировании образовательных программ основного
общего, среднего (полного), начального профессионального (базового и
повышенного уровней) и среднего профессионального (базового, профильного и повышенного
уровней) образования. Это обеспечивает возможность постепенного,
последовательного повышения образовательного и профессионального уровня
учащихся.
5.
Серьезной проблемой
остается уровень читательских умений, что неминуемо отражается на качестве
обучения: не овладев техникой чтения, учащийся не имеет возможности понять
смысл прочитанного текста. «Только серьезная филологическая подготовка
школьника-подростка, его корректное обращение с текстом художественного
произведения и вдумчивое чтение в 5-9 классах создаст благотворную почву для
творческой и адекватной интерпретации в 10-11 классах»
Неумение читать – причина, ведущая к ослаблению
учебной мотивации, оказывает негативное
влияние на формирование аналитических способностей учащихся и интеллектуальное
развитие учащихся.
Основой базового компонента литературного образования в ССУЗе
является
направленность на достижение конкретных
практических целей:
·
Дать представление о литературе как виде искусства и объективной
художественной реальности;
·
Дать основные литературоведческие понятия, выработать
представление о художественном мире произведения, закономерностях развития
литературы, о мировом литературном процессе;
·
Научить всестороннему анализу произведения и умению отличать
подлинно художественные памятники от явлений массовой культуры;
·
Показать специфическую особенность литературы как поэтической
памяти народа.
·
Определить становление русской книжности, показать преемственность
литературных эпох.
·
Определить национальное своеобразие и мировое значение русской
литературы.
·
Объяснить
феномен классики, позволяющей произведению искусства быть фактом разных исторических эпох, сохраняя
свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных
поколений человечества.
Решение этих многочисленных
специфических проблем возможно через применение
метода учебного проектирования, т.к. метод проектов - это способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы, результатом которого является предъявление
реального общественно значимого практического
результата – учебного продукта с последующей рефлексией и процедурой перепроектирования.
Метод проектирования - педагогическая
технология, которая включает в себя методы исследования, поиска, анализа,
сопоставления, переработки, прогнозирования в их взаимосвязи. Метод проектов не
существует сам по себе, а вписывается в систему личностно-ориентированного
обучения, которое включает в себя также разнообразные проблемные методы
(дискуссии, исследовательские, поисковые), дифференциацию обучения
(разноуровневое обучение). Синтез учебно-познавательных приёмов, позволяющий учащимся
решить конкретную проблему самостоятельно, в результате своих
умозаключений, способствует формированию
у обучающихся ССУЗов критического мышления, развитию индивидуальных
познавательных способностей. Таким
образом, «в современных условиях решение проблемы общеучебных умений начинает
осуществляться на новом идеологическом основании – компетентностном подходе к
содержанию образования.
Так, В.А. Болотов и В.В. Сериков подчеркивают: «Компетентностный подход
выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать
проблемы»
Многочисленные исследования, проведенные в этой области, убедительно доказывают, что проектная
деятельность оказывает влияние на детей по-разному. Так, для одаренных – это
эффективное средство развития коммуникативных качеств, а для детей с
практическим складом ума или пониженным интеллектом – это мощное средство
активизации познавательной мотивации и
преодоления у них закомплексованности, неуспешности в учебном процессе
Применение метода проектов в обучении литературе имеет свои особенности. Совмещение учебного и
внеучебного времени, использование возможностей дистанционного консультирования
с преподавателями по проблеме проекта, организация доступа к информационным
источникам через различные виды и средства коммуникации - традиционные
(библиотека и МБА, книги, энциклопедии, архивы), инновационные (электронные
каталоги федеральных, региональных библиотек, электронные ресурсы архивов,
музеев, библиотек, Интернет и др.
источники) – является стимулом к активизации и повышению учебно-познавательной
мотивации учащихся СПО и высокие критерии оценки качества результата проектной
деятельности с обязательной самопрезентацией проектного продукта и последующей рефлексией.
Болотов В.А. Компетентностная модель: от
идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков//Педагогика. –
2003. – № 10. – С. 8 – 14.с. 10
|