Воскресенье, 19.05.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Из истории проектирования Плетёнкина Н.Д.Москва
[ Скачать с сервера (128.0 Kb) ] 09.01.2013, 18:37

О методе проектов существует немало научных работ, диссертационных исследований, статей, разработок учителей, дипломных работ, проведен не один научно-методический семинар,  в сентябре 2005 года создано Педагогическое Сообщество Учителей Проектного Обучения и пр. Но чтобы понять сущность проектирования в образовательной сфере, необходимо обратиться к истории проектирования.  Е.С. Полат, ссылаясь на аналитическую  работу  М. Нолла (Michael Knoll) [1], в которой он опровергает сложившееся мнение о методе проектов как американском педагогическом детище, относит возникновение  этого метода к XVI веку,  во времена  Римской архитектурной школы, в которой понятие «проект» применялось для обозначения эскизов, планов. Действительно, понятие «проект» происходит от латинского projectus – буквально – брошенный вперед. В англо-русском словаре мы находим пояснения к слову Project: 1. 1) бросать (тень, луч света и т.п.; 2) выбрасывать, выпускать (снаряд); 3)refl.: to p.oneself into перен.. – перенестись (в будущее и т.п.); 4.проектировать: составлять план, проект, обдумывать план; 5) выдаваться, выступать; 2.1) проект, план; 2) новостройка; осуществляемое строительство.[2]

Интересно, в русском языке слово «проект» закрепилось с тем же значением, что и латинском, но было заимствовано  в Петровскую эпоху из немецкого: ПРОЕ́КТ, а, м. [нем. Projekt < лат. Prōjectus выступающий, выдающийся вперед].1.Разработанный план сооружения, устройства чего-н.П. здания. Согласно проекту. Проекта́нт тот, кто составляет п., автор проекта. Прое́ктный относящийся к проекту, проектам.2.Предварительный договора.||Ср. эскиз.3.Замысел, план (в 3-м знач.).В проекте предполагалась поездка на юг.||Ср. прожект (в 1-м знач.).[3]

В Большом иллюстрированном словаре В.И. Даля мы находим  утверждение, что заимствование произошло из французского языка: Проект м. Прожект франц. – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и самое изложенье его на письме или в чертеже.[4]

В современном русском языке значение этого слова слегка изменилось, приобрело некоторую вариативность. Так, в Словаре русского языка С.И.Ожегова значится: Проект, а, м. 1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. П.здания, моста. П. реконструкции улицы. Дипломный п.(в техническом вузе).2. Предварительный текст какого-н. документа. П. резолюции.3.Замысел, план. Заманчивый п. В проекте была экскурсия в горы.//прил. Проектный,-ая,-ое (к1 знач.).[5]

В электронной версии свободной энциклопедии «Википедия» понятие «проект» расширяется: Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — 1.согласно новому стандарту ISO 21500  (стандарт по управлению проектами на базе модели PMBOK- (Project Management Body of Knowledge) представляет собой сумму профессиональных знаний по управлению проектами) [6] - уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы. Определение ISO 21500 существенно расширяет область применения методик управления проектами, так как понятие проекта трактуется более широко, чем в PMBOK или ГОСТах. Следует отметить, что в силу положений Статьи 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации при разночтениях в определениях используется именно международный стандарт.

2.Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает:

·       проведение управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе использования, в том числе, принципов и методов  управления проектом, являющегося частью системы менеджмента предприятия, универсальной для решения разных производственных задач;

·       решение специализированной задачи:

o   разработка продукции для заказчика.

Продуктами проекта могут быть:

§  результаты маркетинговых исследований (маркетинг),

§  проектно-конструкторская документация (управление проектированием).

Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан.

(Обратим внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и научно-технической деятельности отличаются (курсив мой)),

§  технологическая документация (управление производством),

§  программное обеспечение (управление проектами), и т. д.;

§  решение внутренних производственных задач:

§  повышение качества продукции (управление качеством),

§  повышение эффективности организации труда (управление персоналом),

§  оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент), др.

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из программ[7].

Работа любой организации включает в себя два вида деятельности: это обычные работы - процессы и проекты. Оба этих вида  взаимодействуют  между собой, пересекаются и, имея общие черты, могут частично совпадать. Но процессы и проекты имеют значительные отличия: процессы постоянны, их особенность - цикличность, в то время, как проекты - это уникальное и временное, их особенность  - определение начала проекта и окончания, т.е. временная работа, направленная на создание уникальных продуктов или услуг, которые заканчиваются по достижении цели проекта. Проекты могут быть  реализованы во всех отраслях, и это  качество придает им свою специфику как на терминологическом, процессном, так и на  технологическом уровнях. Главное отличие проекта от программы заключается в том, что программы сочетают в себе элементы операций и содержат  как операционную деятельность в течение длительного времени, н-р, создание электронного журнала или дневника – это проект, а поддержка, наполнение его содержания -цикличная деятельность - процессность (не путать с процессуальной деятельностью (юридическая терминология) (курсив мой)), - операционная деятельность. Тоже самое, что и с издательской деятельностью: издание  или выпуск журнала, альманаха  в течение года, несколько номеров - это программа, а выпуск пилотного номера, единичный экземпляр, - это проект.

 Эта специализация позволяет разделить проекты по типам, имеющие общие  подходы. Выделяют 6 основных типов проектов:

·      Организационные проекты - совершенствование управления предприятием, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение политической кампаний.

·       ИТ - проекты – применение информационных технологий; разработка или внедрение новой или модифицированной информационной системы;

  • Проекты ПИР / НИОКР разработка или проектирование инновационных бизнес-процессов для проектных институтов и конструкторских бюро.
  • Проекты ТОиР - технического обслуживания и ремонта основных фондов.
  • Строительные проекты.

Для многих из них характерно наличие большого количества участников, находящихся на разных уровнях управления, перед каждым из которых стоят специфические задачи.

Постепенно понятие «проект» стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное учащимися конкурсное задание, а метод обучения получил название как «метод проектов». Как установили исследователи, проектирование в образовании имеет свои особенности: различны сферы, уровни применения и каждые из этих сфер и уровней идентичны[8]:

§  региональное проектирование, результатом будет программа развития  системы образования в каком – либо регионе, городе, районе. Н-р, в Москве программа  «Столичное образование -5»;

§  проектирование инновационной и экспериментальной деятельности педагогического коллектива одного образовательного учреждения с целью создания экспериментальной или инновационной площадки на базе этого ОУ, результат – программа инновационной или экспериментальной деятельности;

§  проектирование отдельных занятий с заранее определенными конкретными предполагаемыми результатами, которые должны будут достичь в результате проведения отдельных или группы занятий с учащимися конкретной возрастной группы. Для чего составляется УМК, УТП, пишутся поурочные сценарии или составляется план.

Во всех перечисленных примерах проектирование осуществляет педагог.

Цель данного вида проектирования - развитие образования. Результат – проект. «Проектирование в этих сферах логически завершается этапом осуществления спроектированной программы, как говорят, - осуществлением проекта. …по законам  поступательного развития чего-либо затем необходимым становится этап рефлексии, анализа полученного при осуществлении результата и коррекция целей и задач, то есть перепроектирование»[9]

Другая сфера применения проектирования связана с учебно –воспитательным процессом, а метод проектов используется как учебное средство. Это направление - учебное проектирование, которое осуществляется всеми участниками учебного процесса: учениками, педагогами, родителями. Основной принцип – взаимодействие; основной результат - произошедшие изменения в развитии и формировании ребенка в процессе осуществления проекта. Главный этап учебного проектирования - презентация проекта - очное выступление учащегося с представлением его результатов, достигнутых в процессе проектирования (рефлексия индивидуальная и коллективная). Осуществление проекта и перепроектирование, как правило, не требуется[10]

Существует другие виды учебного проектирования, цель которых - решение социально значимых проблем, и тогда этапы осуществления и перепроектирования необходимы. Это такие проекты, как: экологические, музейные, экономические, технологические, целью которых является формирование духовно-нравственной, гражданской позиции,  адаптации в социуме, самоутверждения учащихся,  привлечение внимания  к  проблемам семьи и детства, поддержка ветеранов и инвалидов, обращения в СМИ, создание общественного резонанса и пр.

  Понятие «ученическое проектирование» - это процесс или результат ученической, детской, деятельности, независимой от педагогических целей и задач, возникший вне какой-либо педагогической системы, вне какого-либо образовательного учреждения, вне учебного проектирования, но имеющий форму проекта. Этот проект может возникнуть в каком-либо кружке, клубе   системы дополнительного образования. «Понятие «ученическое проектирование» используется, если рассматривается проектная или какая- либо другая деятельность детей, результаты их работы в рамках проекта, проявление различных форм самостоятельности и компетентности. Учебное проектирование и ученическое проектирование так же различаются, как обучение и учение».[11]  

Разобравшись в терминологии и значении понятий, можно обратиться к долгой истории возникновения и развития метода проектов в образовании.

Хронологию истории возникновения педагогического проектирования исследователи представляют по-разному. Так, большая часть авторов, в том числе и М.А.Ступницкая  в работе «Что такое учебный проект?», утверждают, что «Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем» [12], хотя С.Е.Полат в своей работе «Метод проектов: история вопроса» ссылается на исторические исследования М. Нолла 

 (Michael Knoll) и условно разделяет историческое возникновение и развитие проектирования  на  пять этапов[13]:

·       1590-1765: начало проектной деятельности в архитектурных школах (мастерских) Италии и Европы.

·       1765-1880: использование проекта в качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его «переселение» на американский континент.

·       1880-1915: использование метода проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах.

·       1915-1965: переосмысление метода проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу.

·       1965 — по настоящее время: новое «открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.

 Другие исследователи, н-р, И.В. Рудоманенко, Л.В. Рудоманенко в статье «Историко-культурные и психолого-педагогические предпосылки возникновения и  развития метода проектов»[14] периоды развития и становления метода проектов разделяют на 7 этапов, оставляя неизменными  первые три периода, но редактируют  хронологию, начиная с 4 этапа.

Первый этап (1590-1765 гг.) - начало проектной деятельности в архитектурных школах-мастерских Европы, результатом которой явилась  дифференциация проектных функций, осуществляемая в зависимости от уровня компетентности участников проектирования – между представляющими и осуществляющими проект на практике;

Второй этап (1765-1880 гг.) – проектирование как метод обучения, характерной чертой  которого является интеграция различных областей науки и практики, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по созданию учебного (конечного) продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках устной  или письменной формы.

Третий этап (1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования объектов и применение,  в основном,  в производственном обучении - результативная деятельность, совершаемая в специально организованных (производственных, лабораторных) условиях, и только потом в общеобразовательных школах.  Проектирование учащихся имело цель получения конкретного практического результата и его публичного предъявления.

Четвёртый этап (1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в в связи с серьезными общественными потрясениями и последовавшими за ними геополитическими изменениями, отразившимися на  социокультурных отношениях, вызванных научно-технической революцией. Синтезируя экспериментальные, эвристические, эмпирические свойства и начала наук, метод проектов явился одной  из универсальных форм   организации исследовательской деятельности, основанных на креативном потенциале учащихся,  ядро которого составляли идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи.

Пятый этап (1955-1985 гг.) – международное распространение метода проектов связано со стремлением выявления психологических и психофизиологических механизмов деятельности участников проекта, с представлением о проектировании как одном из видов социальной деятельности,  его всеобщем, целостном характере.

Шестой этап (1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования, механизмы функционирования и деятельности которой рассматриваются преимущественно с позиций теории получения и переработки информации.

Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время – пересмотр основ традиционного академического обучения и реализация метода проектов с позиций компонента образовательных систем, трансформация учебного проектирования  из педагогической практики в теоретическую сферу. (Далее см. следующий материал)

Категория: Мои файлы | Добавил: Natalia | Теги: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проект
Просмотров: 892 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: