О методе проектов существует немало научных работ,
диссертационных исследований, статей, разработок учителей, дипломных работ,
проведен не один научно-методический семинар, в сентябре 2005 года создано Педагогическое
Сообщество Учителей Проектного Обучения и пр. Но чтобы понять сущность
проектирования в образовательной сфере, необходимо обратиться к истории проектирования. Е.С. Полат, ссылаясь на аналитическую работу М. Нолла (Michael Knoll),
в которой он опровергает сложившееся мнение о
методе проектов как американском педагогическом детище, относит возникновение этого метода к XVI веку, во времена Римской архитектурной школы, в которой понятие
«проект» применялось для обозначения эскизов, планов. Действительно, понятие
«проект» происходит от латинского projectus – буквально – брошенный
вперед. В англо-русском словаре мы находим пояснения к слову Project: 1. 1) бросать (тень, луч
света и т.п.; 2) выбрасывать, выпускать (снаряд); 3)refl.: to p.oneself into перен.. –
перенестись (в будущее
и т.п.); 4.проектировать: составлять план, проект, обдумывать план; 5)
выдаваться, выступать; 2.1) проект,
план; 2) новостройка; осуществляемое строительство.
Интересно, в русском языке слово «проект»
закрепилось с тем же значением, что и латинском, но было заимствовано в Петровскую эпоху из немецкого: ПРОЕ́КТ,
а, м. [нем. Projekt < лат. Prōjectus
выступающий, выдающийся вперед].1.Разработанный план
сооружения, устройства чего-н.П. здания. Согласно проекту. Проекта́нт —тот, кто составляет
п., автор проекта. Прое́ктный —относящийся к проекту, проектам.2.Предварительный договора.||Ср. эскиз.3.Замысел, план (в 3-м знач.).В
проекте предполагалась поездка на юг.||Ср. прожект (в 1-м знач.).
В Большом иллюстрированном словаре В.И. Даля мы находим
утверждение, что заимствование произошло из французского языка: Проект м. Прожект франц. – план,
предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело и самое
изложенье его на письме или в чертеже.
В современном русском языке значение этого слова слегка
изменилось, приобрело некоторую вариативность. Так, в Словаре русского языка
С.И.Ожегова значится: Проект, а, м. 1.
Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. П.здания,
моста. П. реконструкции улицы. Дипломный п.(в техническом вузе).2.
Предварительный текст какого-н. документа.
П. резолюции.3.Замысел, план. Заманчивый
п. В проекте была экскурсия в горы.//прил. Проектный,-ая,-ое (к1 знач.).
В электронной версии свободной энциклопедии «Википедия» понятие «проект»
расширяется: Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий,
выдающийся вперёд) — 1.согласно новому стандарту ISO 21500
(стандарт по управлению проектами на базе модели PMBOK- (Project
Management Body of Knowledge)
представляет собой сумму профессиональных знаний по управлению проектами)
- уникальный набор процессов,
состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной
датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует
получения результатов, соответствующих определённым заранее требованиям, в том
числе ограничения на получения результатов, таких как время, деньги и ресурсы.
Определение ISO 21500 существенно расширяет
область применения методик управления проектами, так как понятие проекта трактуется более широко, чем в PMBOK или ГОСТах. Следует отметить, что в
силу положений Статьи 7 Гражданского Кодекса Российской Федерации при разночтениях в
определениях используется именно международный стандарт.
2.Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи,
направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая
включает:
·
проведение
управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе
использования, в том числе, принципов и методов управления проектом, являющегося частью системы менеджмента предприятия,
универсальной для решения разных производственных задач;
·
решение
специализированной задачи:
o
разработка
продукции для заказчика.
Продуктами проекта могут быть:
§ результаты маркетинговых исследований
(маркетинг),
§ проектно-конструкторская документация
(управление проектированием).
Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для
создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а
также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на
основе которых он был разработан.
(Обратим
внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и
научно-технической деятельности отличаются (курсив мой)),
§ технологическая документация (управление производством),
§ программное обеспечение (управление проектами), и т. д.;
§ решение внутренних производственных задач:
§ повышение качества продукции (управление качеством),
§ повышение эффективности организации
труда (управление персоналом),
§ оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент), др.
Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или
в портфель проектов для более эффективного управления.
Портфель проектов может состоять из программ.
Работа любой организации
включает в себя два вида деятельности: это обычные работы - процессы и проекты.
Оба этих вида взаимодействуют между собой, пересекаются и, имея общие
черты, могут частично совпадать. Но процессы и проекты имеют значительные
отличия: процессы постоянны, их особенность - цикличность, в то время, как
проекты - это уникальное и временное, их особенность - определение начала проекта и окончания,
т.е. временная работа, направленная на создание
уникальных продуктов или услуг, которые заканчиваются по достижении цели
проекта. Проекты могут быть реализованы во всех отраслях, и
это качество придает им свою специфику
как на терминологическом, процессном, так и на
технологическом уровнях. Главное отличие проекта от программы заключается
в том, что программы сочетают в себе элементы операций и содержат как операционную деятельность в течение
длительного времени, н-р, создание электронного журнала или дневника – это
проект, а поддержка, наполнение его содержания -цикличная деятельность - процессность
(не путать с процессуальной деятельностью
(юридическая терминология) (курсив мой)), - операционная деятельность. Тоже
самое, что и с издательской деятельностью: издание или выпуск журнала, альманаха в течение года, несколько номеров - это
программа, а выпуск пилотного номера, единичный экземпляр, - это проект.
Эта специализация позволяет разделить проекты
по типам, имеющие общие подходы.
Выделяют 6 основных типов проектов:
· Организационные проекты - совершенствование управления предприятием, организация
культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение политической кампаний.
· ИТ - проекты – применение
информационных технологий; разработка или внедрение новой или модифицированной
информационной системы;
- Проекты ПИР / НИОКР разработка или проектирование инновационных
бизнес-процессов для проектных
институтов и конструкторских бюро.
- Проекты ТОиР - технического
обслуживания и ремонта основных фондов.
- Строительные
проекты.
Для многих из них
характерно наличие большого количества участников, находящихся на разных
уровнях управления, перед каждым из которых стоят специфические задачи.
Постепенно понятие «проект»
стало использоваться и в педагогическом значении, как самостоятельно выполненное
учащимися конкурсное задание, а метод обучения получил название как «метод
проектов». Как установили исследователи, проектирование в образовании имеет
свои особенности: различны сферы, уровни применения и каждые из этих сфер и
уровней идентичны:
§ региональное проектирование, результатом будет
программа развития системы образования в
каком – либо регионе, городе, районе. Н-р, в Москве программа «Столичное образование -5»;
§ проектирование инновационной и экспериментальной
деятельности педагогического коллектива одного образовательного учреждения с
целью создания экспериментальной или инновационной площадки на базе этого ОУ,
результат – программа инновационной или экспериментальной деятельности;
§ проектирование отдельных занятий с заранее
определенными конкретными предполагаемыми результатами, которые должны будут
достичь в результате проведения отдельных или группы занятий с учащимися
конкретной возрастной группы. Для чего составляется УМК, УТП, пишутся поурочные
сценарии или составляется план.
Во всех
перечисленных примерах проектирование осуществляет педагог.
Цель данного вида проектирования - развитие образования.
Результат – проект. «Проектирование в этих сферах логически завершается этапом
осуществления спроектированной программы, как говорят, - осуществлением
проекта. …по законам поступательного
развития чего-либо затем необходимым становится этап рефлексии, анализа
полученного при осуществлении результата и коррекция целей и задач, то есть перепроектирование»
Другая сфера применения проектирования связана
с учебно –воспитательным процессом, а метод проектов используется как учебное
средство. Это направление - учебное
проектирование, которое осуществляется всеми участниками
учебного процесса: учениками, педагогами, родителями. Основной принцип –
взаимодействие; основной результат - произошедшие изменения в развитии и
формировании ребенка в процессе осуществления проекта. Главный этап учебного
проектирования - презентация проекта - очное выступление учащегося с
представлением его результатов, достигнутых в процессе проектирования (рефлексия
индивидуальная и коллективная). Осуществление проекта и перепроектирование, как
правило, не требуется
Существует другие виды учебного проектирования, цель которых -
решение социально значимых проблем, и тогда этапы осуществления и
перепроектирования необходимы. Это такие проекты, как: экологические, музейные,
экономические, технологические, целью которых является формирование
духовно-нравственной, гражданской позиции,
адаптации в социуме, самоутверждения учащихся, привлечение внимания к
проблемам семьи и детства, поддержка ветеранов и инвалидов, обращения в
СМИ, создание общественного резонанса и пр.
Понятие
«ученическое
проектирование» - это процесс или результат ученической, детской, деятельности,
независимой от педагогических целей и задач, возникший вне какой-либо
педагогической системы, вне какого-либо образовательного учреждения, вне
учебного проектирования, но имеющий форму проекта. Этот проект может возникнуть
в каком-либо кружке, клубе системы
дополнительного образования. «Понятие «ученическое проектирование»
используется, если рассматривается проектная или какая- либо другая
деятельность детей, результаты их работы в рамках проекта, проявление различных
форм самостоятельности и компетентности. Учебное проектирование и ученическое
проектирование так же различаются, как обучение и учение».
Разобравшись
в терминологии и значении понятий, можно обратиться к долгой истории
возникновения и развития метода проектов в образовании.
Хронологию истории возникновения педагогического
проектирования исследователи представляют по-разному. Так, большая часть
авторов, в том числе и М.А.Ступницкая в работе «Что такое учебный проект?»,
утверждают, что «Метод проектов возник еще в
20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем» , хотя
С.Е.Полат в своей работе «Метод проектов: история вопроса» ссылается на исторические исследования М. Нолла
(Michael Knoll)и условно разделяет историческое возникновение и развитие
проектирования на пять этапов:
· 1590-1765: начало проектной
деятельности в архитектурных школах (мастерских) Италии и Европы.
· 1765-1880: использование проекта в
качестве метода обучения в систематической педагогической практике и его
«переселение» на американский континент.
· 1880-1915: использование метода
проектов в производственном обучении и в общеобразовательных школах.
· 1915-1965: переосмысление метода
проектов и его «переселение» с американского континента обратно в Европу.
· 1965 — по настоящее время: новое
«открытие» метода проектов, третья волна его международного распространения.
Другие исследователи, н-р, И.В. Рудоманенко, Л.В. Рудоманенко в статье
«Историко-культурные и психолого-педагогические предпосылки возникновения
и развития метода проектов»
периоды развития и становления метода проектов разделяют на 7 этапов,
оставляя неизменными первые три периода,
но редактируют хронологию, начиная с 4
этапа.
(1590-1765 гг.) - начало проектной деятельности в архитектурных школах-мастерских Европы,
результатом которой явилась дифференциация
проектных функций, осуществляемая в зависимости от уровня компетентности
участников проектирования – между представляющими и осуществляющими проект на
практике;
(1765-1880 гг.)
– проектирование как метод обучения,
характерной чертой которого является
интеграция различных областей науки и практики, специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по созданию учебного
(конечного) продукта, состоящего из объекта труда и его представления в рамках
устной или письменной формы.
Третий этап (1880-1915 гг.) – формирование системного проектирования
объектов и применение, в основном, в производственном обучении - результативная деятельность,
совершаемая в специально организованных (производственных, лабораторных)
условиях, и только потом в общеобразовательных школах. Проектирование учащихся имело цель получения
конкретного практического результата и его публичного предъявления.
(1915-1955 гг.) – переосмысление метода проектов в в
связи с серьезными общественными потрясениями и последовавшими за ними геополитическими
изменениями, отразившимися на социокультурных
отношениях, вызванных научно-технической революцией. Синтезируя
экспериментальные, эвристические, эмпирические свойства и начала наук, метод
проектов явился одной из универсальных форм организации исследовательской деятельности,
основанных на креативном потенциале учащихся, ядро которого составляли идеи американского
философа и педагога Дж. Дьюи.
Пятый этап (1955-1985
гг.) – международное
распространение метода проектов связано со стремлением выявления
психологических и психофизиологических механизмов деятельности участников
проекта, с представлением о проектировании как одном из видов социальной деятельности,
его всеобщем, целостном характере.
(1985-2002 гг.) – новое «открытие» технологии проектирования,
механизмы функционирования и деятельности которой рассматриваются
преимущественно с позиций теории получения и переработки информации.
Седьмой этап – с 2002 года по настоящее время – пересмотр основ
традиционного академического обучения и реализация метода проектов с позиций
компонента образовательных систем, трансформация учебного проектирования из педагогической практики в теоретическую
сферу. (Далее см. следующий материал)
|