Воскресенье, 19.05.2024, 01:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Методическая разработка интегрированного урока по русскому языку и литературе, МХК, ИКТ (10 кл, 1 курс СПО)
[ Скачать с сервера (1.11 Mb) · Скачать удаленно () ] 30.10.2015, 13:33

Методическая   разработка

интегрированного урока  русского языка и литературы, мировой художественной культуры, ИКТ 

для 1 курса СПО или 10 класса общеобразовательной школы  

(2 ч.)

 Плетенкина Наталья Давыдовна

( На основе  материалов методической разработки Федориной Н.Н  kadetschool.okis.rufile/kadetschool/Zabol.doc.)

Комплексный анализ текста  [1] лирического произведения

Стихотворение «Некрасивая девочка» Николай Заболоцкий

Цели:

  • повторение изученных ранее  литературоведческих, речеведческих понятий, средств художественной изобразительности (тропы),
  • формирование орфографической и пунктуационной зоркости;
  • развитие монологической речи учащихся; совершенствование коммуникативных умений и навыков;
  • воспитание любви к поэтическому слову русского языка.

Формат урока: интегрированный ( русский язык, литература, ИКТ)

Оборудование: 

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

  • Видеоряд (презентация с музыкальным сопровождением) картин художников разных эпох и народов;
  • Видеоряд портретов поэтов и писателей разных эпох.

Ход урока.

I. Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, наличия раздаточного материала.

II. Прослушивание фонозаписи стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

III. Комплексный анализ текста лирического произведения.

1 часть. Беседа по произведению (литература, мровая художественная культура).

Слово учителя. Николай Алексеевич Заболоцкий

 

 прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание.

В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск:

он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека.

Тысячелетиями человек задавался вопросом:  Что есть красота?

  •  Видеоряд (презентация с музыкальным сопровождением) картин художников разных эпох и народов - демонстрация

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Живя в неимоверно трудных условиях, народ создавал подлинные шедевры. Тысячелетиями человечество с удивлением  и оторопью пыталось  ответить на этот вопрос. Однако понятие красоты, очень сложное, включающее в себя целый комплекс внешних и внутренних качеств человека, менялось с течением времени. Каждая историческая эпоха рождала свое представление о красоте. Оно складывалось в соответствии с климатическими условиями, политическими, экономическими и другими особенностями общественной жизни, с нравственностью, моралью, религией, с характерными приметами быта различных народов, классов я сословий.Но все  приходили к одному выводу:

Чувство красоты это очарование..., писал Ишхан Геворгян (1959), армянский писатель

  •  (демонстрация портрета)

Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного.

Когда Пико делла  Мирандола  говорил, что красота присуща «лишь вещам сотворенным», он отнимал красоту у бога и отдавал ее миру.

  • (демонстрация портрета)

Бодлер писал, что красота состоит из двух элементов — одного вечного и неизменного, не поддающегося точному определению, а другого относительного и временного, складывающегося из того, что дает данная эпоха, — мода, вкусы, страсти и господствующая мораль.

  • (демонстрация портрета)

Непременными условиями «вечной и неизменной» красоты были и остаются симметрия;

  • (Демонстрация  видеоряда картин великих мировых художников разных эпох)

 гармония — единство в многообразии; взаимное соответствие всех черт и пропорций; законченный целостный образ; чувство подлинной жизни.

Изменение эстетического идеала не исключает единого для всех главного качества в самых разных типах красоты — гармонии.

Фичино, Марсилио (1433-1499), итальянский гуманист и философ: «Красота трояка — красота душ, тел и голосов. Красота душ постигается умом; тел — воспринимается зрением; голосов — только слухом».

Как бы ни отличалась неповторимая египетская царица Нефертити от античной Венеры Милосской, прекрасная флорентийка Симонетта от таитянских красавиц Гогена или великолепные пышнотелые женщины, воспетые Рубенсом, от тренированного, спортивного типа нашей современницы — все они предполагают в своем облике определенную гармонию, такое взаимное соответствие всех черт и пропорций, которое создает законченный и целостный образ, каким его видели художники разных эпох: Огюст Роден, , (1840-1917), французский скульптор: «В искусстве прекрасно только характерное. Характер — это глубокая правда любого явления природы, все равно — прекрасно оно или безобразно».

  • (Демонстрация  видео ряда портретной галереи поэтов, композиторов, художников  разных эпох)

Поэты, писатели,  стремились познать и словесно - образно выразить, что заключает в себе понятие «красота».

Гоголь, Николай Васильевич (1809-1852), русский писатель: Родник поэзии есть красота

По их мнению,  это,  прежде всего, красота души, ее чистота, способность к состраданию. Ханс Кристиан Андерсен(1805-1875), датский сказочник и поэт, писал: «Ради красоты и потерпеть не грех», Фридрих Ницше, (1844-1900), немецкий философ утверждал, что голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

Музыканты, композиторы на языке музыки по-своему представляли образ красоты:

Кристоф Виллибальд Глюк,(1714 —1787) — австрийский композитор, писал: «Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства», 

Михаил Иванович Глинка (1804-1857), русский композитор писал: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой»,

  • ( Демонстрация видеоряда портретов великих музыкантов, композиторов с музыкальным сопровождением отрывков их произведений)

Соловьёв, Владимир Сергеевич (1853-1900), русский философ, богослов, поэт утверждал: «…русский человек все-таки идет по пути красоты, потому что Бог есть красота».

Эта афористическая строка становится главной темой многих поэтов.

Умение искренне радоваться чужому счастью – вот истинная красота, красота души:

Не ищи красоты, а ищи доброты, гласит народная мудрость

 

И неважным становится внешняя красота. «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение», -  утверждал Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) — немецкий поэт, драматург .

  • (Демонстрация портрета)

 По мысли  русского писателя Гончарова Ивана Александровича (1812-1891), Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.

  • (Демонстрация портрета)

Антон Павлович Чехов (1860-1904), русский писатель, драматург писал:

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

  • (Демонстрация портрета)

Стихотворение «Некрасивая девочка» создано   Николаем  Заболоцким  в 1948 году.  В основе этого произведения – увиденная автором сцена из обычной жизни, главной героиней которой является обычная московская девочка.  

  • (Демонстрация видеозаписи декламации стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»)

Природа не наделила эту девочку  красотой, которой могут похвастаться дети в ее возрасте,   среди своих сверстников «она напоминает лягушонка».

  Вопрос   обучающимся:

- Описывая внешность этой девочки, какие средства художественной выразительности использует автор?

 Предполагаемые ответы:

- автор не использует гиперболы, а пытается максимально точно и правдиво передать то, что увидел:

  • у девочки «рот длинен»,
  •  «зубки кривы»,
  • ее рыжие локоны в беспорядке рассыпаны по плечам,
  • ее «черты лица остры и некрасивы»,
  •  одета незнакомка в «худую рубашонку».

Вопрос   обучающимся:

- что привлекает автора в облике  девочки? 

Предполагаемые ответы:

  • совсем не это привлекает в девочке автора. Местные мальчишки, которым родители подарили велосипеды, тут же забывают о своей подружке и самозабвенно «гоняют по двору»;
  • Конечно, в такой ситуации любая девчонка должна обидеться, спрятав за этим чувством свою зависть;
  •  героиня стихотворения Николая Заблоцкого совсем другая: она бегает за своими друзьями по пятам, и «чужая радость так же, как своя, томит ее и вон из сердца рвется».

Вопрос   обучающимся:

- чем вызвано у автора «неприкрытое удивление и любопытство»? Только ли поведением  девочки?

Предполагаемые ответы:

  • чувства и эмоции этого маленького «лягушонка»;
  • они  настолько чистые и искренние, что вызывают  у автора «неприкрытое удивление и любопытство»;
  • автор  осознает, что этадевоска  еще не знает о таких понятия, как ненависть, зависть, злость и разочарование.
  • счастье своих друзей она воспринимает через мир внутренних ощущений;
  • ее мир - чистый и   гармоничный;
  • в ее душе «так живо все, что у других мертво», что в глазах поэта эта некрасивая и неуклюжая девочка превращается в само совершенство.

Вопрос   обучающимся: Однако Николай Заболоцкий понимает, что очень скоро иллюзорный и по-детски наивный мир, в котором живет эта некрасивая девочка, будет разрушен жестокостью людей. Причем, именно тех, кого она добровольно впустит в свое сердце, считая самими близкими, надежными и преданными друзьями. Почему  автор с сожалением отмечает, что ему бы очень не хотелось, чтобы однажды героиня его стихотворения вдруг осознала, что «посреди подруг она всего лишь бедная дурнушка»?

Предполагаемые ответы:

  • потому, что для кого-то первостепенное значение имеет внешность, другие же, наоборот, ценят душевные качества и поступки людей;
  •  наш мир устроен так, что людям с непривлекательными чертами лица и нескладной фигурой намного сложнее, чем красавцам, доказать, что они действительно достойны любви и уважения.

Вопрос   обучающимсякак вы думаете: чему хочет верить поэт?

 Предполагаемые ответы:

  • поэт хочет верить, что в человеческом мире сердце не является игрушкой, которую можно безжалостно сломать;
  • что даже если это произойдет, автор очень надеется на то, что тот «чистый пламень», который горит в душе этой некрасивой девчушки, «всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень»;
  • Николай Заболоцкий осознает, что его героине будет очень сложно стать счастливой в этом жестоком и бескомпромиссном мире, но он видит, что «младенческая грация души уже сквозит в ее движенье».
  • что в ее окружении найдутся люди, которые смогут оценить эти качества по достоинству.

Вопрос   обучающимся: в финале стихотворения автор вновь задается вопросом, что же есть человеческая красота, и что важнее — сосуд, в котором пустота» или же «огонь, мерцающий в сосуде»?  Как вы думаете, какой ответ на него поэт ожидает?

Предполагаемые ответы:

  • поэт предлагает самостоятельно найти каждому человеку и определиться, что для него важнее – внешняя привлекательность или же душевная чистота, которая способная сделать этот мир чуточку ярче, светлее и счастливее.
  • Ответ можно найти, обратившись к народной мудрости: снаружи красота, внутри пустота;
  • Красота до вечера, а доброта навек.

 

Заключительное слово преподавателя: конечно, вопрос о том, что представляет собой истинная  человеческая красота, является философским, но народ сам давно на него ответил:  красиво то, что сердцу мило, Именно этому аспекту человеческих взаимоотношений посвящено стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, поэт приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

 

2 часть. Работа с текстом стихотворения (русский язык, ИКТ)

Текст проецируется на экране (по слайдно):

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1.Среди других играющих детей
Она напом…нает л…гушонка.
Заправле(н, нн)а в трусы худая рубаш..нка
Колеч(?)ки рыжеватые кудрей
Ра..сыпа(н, нн)ы рот длинен зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы.


2.Двум мальчуганам сверс(?)никам её
Отцы купили по в..лосипеду.
Сегодня мальчики не т..ропясь к обеду
Г..няют по двору забывши про неё.


3.Она(ж) за ними бегает по следу.
Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвётся
И девочка л..кует и смеёт(?)ся
Охваче(н, нн)ая счастьем бытия.


4.Н.. тени зависти, н.. умысла худого
Ещё н.. знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!


5.И не хочу я думать наблюдая
Что будет день когда она рыдая
Увид..т с ужасом что посреди подруг
Она всего лиш.. бедная дурнушка!

 


6.Мне верить хочет(?)ся что сердце не игрушка
Сломать его едва (ли) можно вдруг!
Мне верить хочется что чистый этот пламень
Который в глубине её горит
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!


7.И пусть черты её нехороши
И нечем ей пр..льстить вообр..женье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она в котором пустота
Или огонь м..рцающий в сосуде?

Вопросы и задания:

  • (Коллективная письменная работа с текстом на экране)

1. Определите стиль текста и докажите принадлежность данному стилю речи.

2. Какова тема данного текста?

3. Определите основную мысль. В каком предложении она выражена (6, 11, 13)?

4. Найдите контекстуальные синонимы к слову «красота» (12-13).

5. Какие тропы использовал автор для усиления художественной выразительности (2, 8, 11,12)?

6. Найдите контекстуальные антонимы (10-13).

7. В каком предложении однородные члены предложения помогают создать художественный образ, передать авторское отношение к герою?

8. Найдите в тексте анафору (единоначатие)? Какую авторскую мысль она выражает? Согласны ли вы с автором?

  • Задания   на компьютере или задания   -  карточки  

1. Выпишите из текста:

1) слова с проверяемыми безударными гласными;

2)слова с непроверяемыми безударными гласными.

2. Объясните написание «н» и «нн» в кратких и полных страдательных причастиях (2,6). В каких случаях полные причастия пишутся с двумя буквами «н»?

   Объясните написание частиц в предложениях 5, 6, 7, 9, 10?

3. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, состоящее из 5 частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждой части.

4. Укажите предложение с последовательным подчинением. Определите виды придаточных. Расставьте запятые.

5. Найдите предложения с однородным подчинением. Расставьте запятые, укажите вид придаточных.

6. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, расставьте знаки препинания.

7. Из предложения 6 выпишите словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание).

Выпишите все остальные слова с пропущенными буквами и подберите по два-три примера на данную орфограмму.

  • Индивидуальные задания - карточки

1. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор гласных:

вообр..женье, напом…нает, л…гушонка, в..лосипеду, т..ропясь, г..няют, т..мит, л..кует, м..рцающий.

2. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание «н» и «нн» в кратких и полных страдательных причастиях (2, 6). В каких случаях полные причастия пишутся с двумя буквами «н»?

1. Заправле(н, нн)а, ра..сыпа(н, нн)ы, охваче(н, нн)ая счастьем.

2. Отправле..ая, правле..ая мастером, просыпа..ый, охваче..а восторгом, отсканирова..ый текст.

3. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание частиц:

1. Н.. тени зависти, н.. умысла худого
Ещё н.. знает это существо.

2. Она(ж) за ними бегает по следу.
Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвётся

3. Лиш.., едва (ли).

4. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждой части.

Заправле(н, нн)а в трусы худая рубаш..нка
Колеч(?)ки рыжеватые кудрей
Ра..сыпа(н, нн)ы рот длинен зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы.

5. Расставьте запятые, определите вид подчинения:

И не хочу я думать наблюдая
Что будет день когда она рыдая
Увид..т с ужасом что посреди подруг
Она всего лиш.. бедная дурнушка!

6. Расставьте запятые, определите вид подчинения:

Мне верить хочет(?)ся что сердце не игрушка
Сломать его едва (ли) можно вдруг!И пусть черты её нехороши
И нечем ей пр..льстить вообр..женье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.

7. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами:

Сегодня мальчики не т..ропясь к обеду
Г..няют по двору забывши про неё.

Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвёт
И девочка л..кует и смеёт(?)ся
Охваче(н, нн)ая счастьем бытия.

Сосуд она в котором пустота
Или огонь м..рцающий в сосуде?

IV. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.

(Все задания выполняются  в тетради и после урока сдаются на проверку.)

Домашнее задание:  выучить стихотворение наизусть и подготовиться к декламации; написать мини-сочинение  (эссе) по теме  урока, привлекая источники:

  1. Эссе на книгу: «Разное» — Заболоцкий Н.А.

Заболоцкий ("Некрасивая девочка")

Источник: http://www.library-gaidara.ru/rus/essay/5945.htm

  1. Сайт о Н.Заболоцком:

           http://www.allsoch.ru/sochineniya/3065

  1. http://www.allsoch.ru/zabolotckij/ne_pozvolyaj_dushe_lenitsya/sochineniya/

             Темы сочинений по произведению «Не позволяй душе лениться Заболоцкого»

«Не позволяй душе лениться» (1)«Не позволяй душе лениться» (2)

«Не позволяй душе лениться…» (Поэзия)

Не позволяй душе лениться (поэзия Николая Заболоцкого)

Как вы понимаете название и смысл стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

 

[1] По материалам  методической разработки Федориной Н.Н.   kadetschool.okis.rufile/kadetschool/Zabol.doc.)

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Betania | Теги: jkjwrbq? ltdjxrf? ytrhfcbdfz, Rjvgktrcysq fyfkbp ? ntrcnf? Pf
Просмотров: 2413 | Загрузок: 244 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: