Понедельник, 20.01.2025, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Творческое объединение

 
"Живое слово"

Главное меню

Дополнительное меню

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Плетенкина Н.Д.(Москва) "СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СПО"
  
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Изучая сложившуюся современную ситуацию в обществе ряд ученых отмечают ее уникальность том, что естественно-научная парадигма познания действительности сменилась новой, гуманитарной (1). Эта ситуация смены парадигм - следствие цивилизационных процессов: научно-технический прогресс, изменивший представле­ния человека о его возможностях и его месте в мире, уступил место новой эпохе познания человека самим человеком как центральной фигуры мироздания, которая оказалась наименее изучена. поэтому «объект» (вещественный мир) уступает место «субъекту» (человеку обществу, цивилизации). Этот переход предсказывали и описывали многие ученые. Так, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Д.И. Менделе­ев, К.Э. Циолковский и др. утверждали объективность и закономер­ность смены эпох: эпохи НТР гуманитарной эпохой, которая учит видеть и понимать мир, прежде всего, через человека. Мир, завися­щий от человека, изменяется под влиянием человека через реализа­цию человеческих возможностей и потребностей. Новая гуманитарная цивилизация обещает иметь более ловеческое лицо, обосновывая это тем, что общество подошло к такому рубежу своего научно-технического и индустриально-экологического бытия, что стало балансировать на грани самоуни­чтожения. Поэтому призывы ученых, таких как И.А. Ильин Л П Карсавин, К. Леви-Строс и др., устроить современную, постин­дустриальную цивилизацию именно человеческой обоснованны т.к. современный этап общественного развития выдвигает новые требования к развитию Человека и перемещает его, со всеми его проблемами, в центр общественного внимания и интереса. Это радикально меняет и менталитет человека, и общества в целом, т.к. происходит становление цивилизации нового типа гу­манитарной, ориентированной на общество нового типа, гуманитарного, требующей от общества воспитания и становления человека новой формации - гуманитария. Это требование коренным образом меняет не только перспективу общественного развития, но и статус и содержание образования, оно становится гуманитарным, ориентированным на новые гума­нистические идеалы. Развитие гуманистических идей способство­вало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания, ориентируясь не только на развитие в нем отдельных свойств и качеств, полезных для обще­ства, но и на воспитание человека как творческой личности, спо­собной к творчеству в любом виде деятельности. Гуманистическая позиция требует от педагога отношения к ре­бенку как к главной ценности в педагогическом процессе; воспи­тание становится уже целенаправленным процессом гуманитарного развития человека. Только воспитание способно превратить челове­ка из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение имеет важное значение. Оно знакомит с ценностями, которые усваивают­ся только в процессе воспитания, что ведет к созданию личностно-субьективного смысла обучения (2). Современная педагогика такой процесс характеризует как обучающее воспитание и воспитываю­щее обучение, а процесс воспитания творческой личности в новых условиях строится на условиях творческого образования, т.е. с по­зиций креативной педагогики, когда учащиеся не только предпола­гают свою долю творчества, но и «погружены» в творчество совер­шенствования условий бытия, в самосовершенствование, используя свои творческие способности и наклонности, руководствуясь посту­латом Сократа: «Если хочешь изменить мир - измени себя». Поэтому особое значение приобретает организация филологи­ческого пространства в среднем образовательном учреждении раз­личной профессиональной направленности как целостной системы углубленного филологического образования. Основываясь на фор­мировании свободного владения культурными, духовными, истори­ческими, в том числе и языковыми ценностями во всех видах рече­вой деятельности, создание творческого объединения по изучению русской словесности в условиях СПО стало не только реальным, но и необходимым шагом для сохранения языковых ценностей, их дальнейшего развития, а также обогащения интеллекта молодого поколения русскоговорящих слоев населения, развития интереса в познании и усвоении богатств наследия русского языка. Создавая творческое объединение «Школа русской словес- сти», я использовала опыт уроков-мастерских, основанных П. Коленом, описанный М.В. Амфилохиевой (3), который был мною успешно апробирован в практике элективного курса в старшей общеобразовательной школе в 10 классе (2004-2005 гг.), который затем органически перерос в Творческую лабораторию «Живое слово " в стенах ГОУ СПО Строительный колледж № 26, подразделение 2, где не только был позитивно воспринят коллегами и студентами, но и успешно применен (2005-2007 гт). Цель объединения: · оживить интерес учащихся к слову и словесности, привлечь интерес учащихся к литературе как к искусству слова; развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; · уметь проявлять коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию и излагать текст в разной стилевой принадлежности; · формирование эстетического вкуса как ориентира самостоя­тельной читательской деятельности (расширение кругозора) учащихся; · развитие творческих способностей каждого учащегося, де-низом которых должен стать тезис «Способны все!» Задачи объединения:
1.Научить и приобщить учащихся:
-мыслить творчески и раскованно; - самостоятельно выстраивать свое понимание авторской идеи;
- творчески участвовать в выстраивании своего знания, в реа лизации своего умения и использовать данный материал в
новом аспекте.
2. Научить главному: - каждый человек - индивидуум, он интересен тем, что он не­повторим, интересен своей непохожестью, своим индивиду­альным умением, - где вместе, сообща, познавая себя через познание друпмм происходит познание идеи, приобретение навыков и умений овладевания культурой устной и письменной речи, а значит, и обретение любви к слову, к русскому языку, чувства слова.. и языка, чувства патриотизма, Основной алгоритм творческого объединения «Школа русской словесности «Живое Слово»: - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, - рефлексии (самоанализа), сопоставления старых знании со своими новыми открытиями и социализациями. Используя этот алгоритм в работе курса в форме творческий лаборатории, каждому учащемуся предоставляется возможность задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных языковых задач, обрести навыки владения разнообразными видами письменных работ, творческих заданий, найти и использовать исторический материал, переработать и через свое открытие нового помочь совершить открытие другому человеку. Творческое объединение «Школа русской словесности «Живое Слово» служит не только необходимым базовым курсом для обуче­ния учащихся, желающих повысить уровень культуры речи, рече­вых умений и навыков владения нормами русского литературного языка, но также продолжить обучение как в сфере гуманитарного профиля, филология, лингвистика, история, юриспруденция, жур­налистика, так и в строительстве, экономике и др. Этот курс является актуальным в период перехода школьников на профильное обучение, т.е. продолжает обучение в образова­тельных учреждениях НПО, СПО, т.к. имеет возможность решать] основные задачи программ профильного обучения - содержание программы курса располагает достаточным объемом теоретического материала и практических занятий не только сугубо языко­вых, но и различного рода других сведений из других источников' различных наук, связанных одной тематикой. Основные умения и навыки - Проблематизация - выделение основной проблемы и подпроблем. (Вид и тема источника, содержание основных проблем.) - Установление цели деятельности. (Характер материала; цели И задачи автора, проблематика материала.) Составление плана содержательной деятельности. (Струк­турный состав источника; части, фрагменты, триада-тезис,доказательство, вывод.) - Выделение опорных слов и словосочетаний, информативных центров, классифицирование информации с точки зрения ее функциональности и стилевой принадлежности. - Поиск и выявление лексических и фразеологических недоче­тов (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значения слова, неуместное употребление иноязычных слов, незнание фразеологических оборотов и т.д.), авторских «особенностей», средств выразительности, работа со словом (смысловой точности слова, фразы и пр.). - Предупреждение или исправление лексических и фразеоло­гических ошибок в исходном материале (правильность упо­требления грамматических форм всех частей речи). Использование исследовательских операций и их реализа­ция в главах и параграфах (предупреждение лексических и стилистических ошибок - отработка навыков синтаксиче­ской синонимии конструкций - выбор наиболее характер­ных черт, соответствующих данному стилю, трансформация простых предложений в сложные и наоборот и пр.). - Мотивированность и аргументированность авторской пози­ции и ее выявление при отсутствии. - Наличие апелляций на другие источники и убедительность их использования (работа с источниками, словари, справоч­ная литература и пр.). - Практическая работа-сочинение на рассматриваемую тему с использованием полученных знаний и умений. - Рефлексия - самоанализ движения собственной, индивиду­альной мысли. Основные виды деятельности: 1. Эвристическая (частично-поисковая); 2. Исследовательская; 3. Репродуктивная; 4. Продуктивная; 5. Коммуникативная: 6. Творческая; 7. Рефлексивная. Все эти виды деятельности реализуются в ходе выполнении программы курса. Включенный в программу материал предназначен для различных категорий (групп) учащихся, т.к. содержит методику и практику интенсивного обучения и развития ребенка творческому восприятию, культуре речевого общения в устной и письменной формах, дает возможность использовать модульный принцип построения программы, что способствует использованию новых возможностей для применения интеграции «сквозных» тем. Методика творческого объединения «Школа русской словесности «Живое Слово» регламентирует участие учителя, преподавате­ля в качестве старшего сотрудника и использует принцип наставничества и содружества. Структура одного занятия курса содержит этапы 1 этап: «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого учащегося. Этот этап включает обращение к ассоциативному и образному мышлению, работу с авторским словом: подбор ассоциаций, размышление над специфичностью текста. 2 этап: работа с «исходным материалом» и «погружение» и него: работа со схемами, моделями, иллюстрациями и пр. Глав­ное - учащийся проводит «деконструкцию» текста, т.е. проводит работу со словом, фразой с постепенной «реконструкцией», созда­нием нового текста, с использованием «разобранных деталей». 3 этап: «социализация» - чтение своей работы, соотнося с ва­риантами других учащихся по принципу взаимообогащения, само­коррекции и доработки материала, 4 этап: кульминация творчества учащихся - «разрыв» (индиви­
дуальная проработка). Проверка на неожиданность и новшество.
Создание информационного запроса. Работа со справочной, анно-
тационной литературой. 5 этап: обмен мнениями и новыми познаниями - поиск главно­го в новом материале, 6 этап: творческий - создание текста с использованием всех по­
лученных знаний во время аудирования. 7 этап: заключительный - «рефлексорный» - самоанализ: каче­ство погружений в материал, работы с ним, рефлексии, сопоставления старых знаний с новыми открытиями и социализация - чте­ние и выпуск новой работы в свет - публикация в литературной газете, альманахе колледжа, на выставке и пр. Таким образом, структура программы предусматривает не только теоретическое изучение, но и исследовательскую и практи­ческую часть, которые между собой не только взаимосвязаны, но и .пополняют друг друга. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каж­дом занятии при активном взаимодействии всего коллектива уча­щихся и выполнении индивидуальных заданий. Использование таких форм работы, как выставки, газета, сред­ства информационных технологий (помещение работ на веб-
страницах студенческого Интернет-сайта) и пр. служит дополни­
тельным стимулом и вносит положительную мотивацию в творче­
скую деятельность учащихся. Материал программы курса «Живое Слово» распределен с учетом достаточности для качественного получения результатов и устранения возможных недочетов. Последовательность получения знаний, запланированных по программе курса, позволяет быстро восстановить забытые знания получение новых знаний, т.к. опирается на пройденный материал, Итогом обучения в творческом объединении «Школа русской словесности «Живое Слово» является практическое применение полученных знаний в различных сферах обучения, таких как: соз­дание рефератов, конспектов, сочинений, изложений с творческим заданием, составление заметок и статей, редактирование газетных материалов, докладов, исследований и пр., а также в проектной деятельности с применением современных информационных тех­нологий. Эта творческая лаборатория, незаметно для нас самих, посте-
пенно переросла в творческое объединение - «Школа русской сло­весности «Живое слово». С изменением (развитием направлений) структуры объединения изменился не только статус объединения, но и содержание. Так общая программа творческого объединения стала более емкой -возникла острая необходимость создать для каждого направлении свою программу; каждое направление имеет свои цели работы, расширяя и углубляя общую (глобальную) цель всего объедине­ния. 2007—2008 учебный год творческое объединение «Школа рус­ской словесности «Живое слово» приступило к работе не только в обновленном составе (влились свежие, молодые силы - перво­курсники), но и с новой структурой и содержанием целей, задач, перспектив. Результатом обновления явилось рождение редакции литера­турной газеты и выпуск первого номера альманаха «На крыльях Пегаса», в котором были опубликованы не только лирические про­изведения учащихся колледжа, роман «Хроники Москвы» - произ­ведение учащегося, над судьбой которого задумывались классный руководитель, администрация колледжа, но и музыкальное прило­жение: 4 сборника песен учащегося-барда Ивана Князева, заняв­шего 1 место в городском конкурсе бардовской песни.
Литература
 1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. Метод. Пособие. - СПб.: Паритет, 2003. 2. Бельчиков Ю.А.. Стилистика и культура речи. 2-е изд, исправ­ленное и дополненное. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
3. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебник для СПО.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. Культура русской речи. - М., 2000.
5. Иванов Д. «Компетентности и компетентностный подход в со­временном образовании». Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2007.
6. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. 3-е изда­
ние.-М.: АСАДЕМ1А, 2005.
7. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: На­родное образование, 2002. - С.58-60.
8. СолганикГ.Я. Стилистика текста.-М., 1997.


Источник: http://Автор:Плетёнкина Н.Д.
Категория: Мои статьи | Добавил: Natalia (20.06.2012) | Автор: Наталья E W
Просмотров: 838 | Комментарии: 2 | Теги: гуманитарная, статус, парадигма, изменение содержания, человек новой формации, постиндустриальная цивилизация, естественоначная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: