СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Изучая сложившуюся современную ситуацию в обществе ряд ученых отмечают ее уникальность том, что естественно-научная парадигма познания действительности сменилась новой, гуманитарной (1). Эта ситуация смены парадигм - следствие цивилизационных процессов: научно-технический прогресс, изменивший представления человека о его возможностях и его месте в мире, уступил место новой эпохе познания человека самим человеком как центральной фигуры мироздания, которая оказалась наименее изучена. поэтому «объект» (вещественный мир) уступает место «субъекту» (человеку обществу, цивилизации). Этот переход предсказывали и описывали многие ученые. Так, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский и др. утверждали объективность и закономерность смены эпох: эпохи НТР гуманитарной эпохой, которая учит видеть и понимать мир, прежде всего, через человека. Мир, зависящий от человека, изменяется под влиянием человека через реализацию человеческих возможностей и потребностей. Новая гуманитарная цивилизация обещает иметь более ловеческое лицо, обосновывая это тем, что общество подошло к такому рубежу своего научно-технического и индустриально-экологического бытия, что стало балансировать на грани самоуничтожения. Поэтому призывы ученых, таких как И.А. Ильин Л П Карсавин, К. Леви-Строс и др., устроить современную, постиндустриальную цивилизацию именно человеческой обоснованны т.к. современный этап общественного развития выдвигает новые требования к развитию Человека и перемещает его, со всеми его проблемами, в центр общественного внимания и интереса. Это радикально меняет и менталитет человека, и общества в целом, т.к. происходит становление цивилизации нового типа гуманитарной, ориентированной на общество нового типа, гуманитарного, требующей от общества воспитания и становления человека новой формации - гуманитария. Это требование коренным образом меняет не только перспективу общественного развития, но и статус и содержание образования, оно становится гуманитарным, ориентированным на новые гуманистические идеалы. Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания, ориентируясь не только на развитие в нем отдельных свойств и качеств, полезных для общества, но и на воспитание человека как творческой личности, способной к творчеству в любом виде деятельности. Гуманистическая позиция требует от педагога отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе; воспитание становится уже целенаправленным процессом гуманитарного развития человека. Только воспитание способно превратить человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение имеет важное значение. Оно знакомит с ценностями, которые усваиваются только в процессе воспитания, что ведет к созданию личностно-субьективного смысла обучения (2). Современная педагогика такой процесс характеризует как обучающее воспитание и воспитывающее обучение, а процесс воспитания творческой личности в новых условиях строится на условиях творческого образования, т.е. с позиций креативной педагогики, когда учащиеся не только предполагают свою долю творчества, но и «погружены» в творчество совершенствования условий бытия, в самосовершенствование, используя свои творческие способности и наклонности, руководствуясь постулатом Сократа: «Если хочешь изменить мир - измени себя». Поэтому особое значение приобретает организация филологического пространства в среднем образовательном учреждении различной профессиональной направленности как целостной системы углубленного филологического образования. Основываясь на формировании свободного владения культурными, духовными, историческими, в том числе и языковыми ценностями во всех видах речевой деятельности, создание творческого объединения по изучению русской словесности в условиях СПО стало не только реальным, но и необходимым шагом для сохранения языковых ценностей, их дальнейшего развития, а также обогащения интеллекта молодого поколения русскоговорящих слоев населения, развития интереса в познании и усвоении богатств наследия русского языка. Создавая творческое объединение «Школа русской словес- сти», я использовала опыт уроков-мастерских, основанных П. Коленом, описанный М.В. Амфилохиевой (3), который был мною успешно апробирован в практике элективного курса в старшей общеобразовательной школе в 10 классе (2004-2005 гг.), который затем органически перерос в Творческую лабораторию «Живое слово " в стенах ГОУ СПО Строительный колледж № 26, подразделение 2, где не только был позитивно воспринят коллегами и студентами, но и успешно применен (2005-2007 гт). Цель объединения: · оживить интерес учащихся к слову и словесности, привлечь интерес учащихся к литературе как к искусству слова; развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; · уметь проявлять коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию и излагать текст в разной стилевой принадлежности; · формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности (расширение кругозора) учащихся; · развитие творческих способностей каждого учащегося, де-низом которых должен стать тезис «Способны все!» Задачи объединения: 1.Научить и приобщить учащихся: -мыслить творчески и раскованно; - самостоятельно выстраивать свое понимание авторской идеи; - творчески участвовать в выстраивании своего знания, в реа лизации своего умения и использовать данный материал в новом аспекте. 2. Научить главному: - каждый человек - индивидуум, он интересен тем, что он неповторим, интересен своей непохожестью, своим индивидуальным умением, - где вместе, сообща, познавая себя через познание друпмм происходит познание идеи, приобретение навыков и умений овладевания культурой устной и письменной речи, а значит, и обретение любви к слову, к русскому языку, чувства слова.. и языка, чувства патриотизма, Основной алгоритм творческого объединения «Школа русской словесности «Живое Слово»: - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, - рефлексии (самоанализа), сопоставления старых знании со своими новыми открытиями и социализациями. Используя этот алгоритм в работе курса в форме творческий лаборатории, каждому учащемуся предоставляется возможность задуматься, блеснуть эрудицией и смекалкой при решении трудных и забавных языковых задач, обрести навыки владения разнообразными видами письменных работ, творческих заданий, найти и использовать исторический материал, переработать и через свое открытие нового помочь совершить открытие другому человеку. Творческое объединение «Школа русской словесности «Живое Слово» служит не только необходимым базовым курсом для обучения учащихся, желающих повысить уровень культуры речи, речевых умений и навыков владения нормами русского литературного языка, но также продолжить обучение как в сфере гуманитарного профиля, филология, лингвистика, история, юриспруденция, журналистика, так и в строительстве, экономике и др. Этот курс является актуальным в период перехода школьников на профильное обучение, т.е. продолжает обучение в образовательных учреждениях НПО, СПО, т.к. имеет возможность решать] основные задачи программ профильного обучения - содержание программы курса располагает достаточным объемом теоретического материала и практических занятий не только сугубо языковых, но и различного рода других сведений из других источников' различных наук, связанных одной тематикой. Основные умения и навыки - Проблематизация - выделение основной проблемы и подпроблем. (Вид и тема источника, содержание основных проблем.) - Установление цели деятельности. (Характер материала; цели И задачи автора, проблематика материала.) Составление плана содержательной деятельности. (Структурный состав источника; части, фрагменты, триада-тезис,доказательство, вывод.) - Выделение опорных слов и словосочетаний, информативных центров, классифицирование информации с точки зрения ее функциональности и стилевой принадлежности. - Поиск и выявление лексических и фразеологических недочетов (неправильное употребление слов, смешение паронимов, незнание точного значения слова, неуместное употребление иноязычных слов, незнание фразеологических оборотов и т.д.), авторских «особенностей», средств выразительности, работа со словом (смысловой точности слова, фразы и пр.). - Предупреждение или исправление лексических и фразеологических ошибок в исходном материале (правильность употребления грамматических форм всех частей речи). Использование исследовательских операций и их реализация в главах и параграфах (предупреждение лексических и стилистических ошибок - отработка навыков синтаксической синонимии конструкций - выбор наиболее характерных черт, соответствующих данному стилю, трансформация простых предложений в сложные и наоборот и пр.). - Мотивированность и аргументированность авторской позиции и ее выявление при отсутствии. - Наличие апелляций на другие источники и убедительность их использования (работа с источниками, словари, справочная литература и пр.). - Практическая работа-сочинение на рассматриваемую тему с использованием полученных знаний и умений. - Рефлексия - самоанализ движения собственной, индивидуальной мысли. Основные виды деятельности: 1. Эвристическая (частично-поисковая); 2. Исследовательская; 3. Репродуктивная; 4. Продуктивная; 5. Коммуникативная: 6. Творческая; 7. Рефлексивная. Все эти виды деятельности реализуются в ходе выполнении программы курса. Включенный в программу материал предназначен для различных категорий (групп) учащихся, т.к. содержит методику и практику интенсивного обучения и развития ребенка творческому восприятию, культуре речевого общения в устной и письменной формах, дает возможность использовать модульный принцип построения программы, что способствует использованию новых возможностей для применения интеграции «сквозных» тем. Методика творческого объединения «Школа русской словесности «Живое Слово» регламентирует участие учителя, преподавателя в качестве старшего сотрудника и использует принцип наставничества и содружества. Структура одного занятия курса содержит этапы 1 этап: «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого учащегося. Этот этап включает обращение к ассоциативному и образному мышлению, работу с авторским словом: подбор ассоциаций, размышление над специфичностью текста. 2 этап: работа с «исходным материалом» и «погружение» и него: работа со схемами, моделями, иллюстрациями и пр. Главное - учащийся проводит «деконструкцию» текста, т.е. проводит работу со словом, фразой с постепенной «реконструкцией», созданием нового текста, с использованием «разобранных деталей». 3 этап: «социализация» - чтение своей работы, соотнося с вариантами других учащихся по принципу взаимообогащения, самокоррекции и доработки материала, 4 этап: кульминация творчества учащихся - «разрыв» (индиви дуальная проработка). Проверка на неожиданность и новшество. Создание информационного запроса. Работа со справочной, анно- тационной литературой. 5 этап: обмен мнениями и новыми познаниями - поиск главного в новом материале, 6 этап: творческий - создание текста с использованием всех по лученных знаний во время аудирования. 7 этап: заключительный - «рефлексорный» - самоанализ: качество погружений в материал, работы с ним, рефлексии, сопоставления старых знаний с новыми открытиями и социализация - чтение и выпуск новой работы в свет - публикация в литературной газете, альманахе колледжа, на выставке и пр. Таким образом, структура программы предусматривает не только теоретическое изучение, но и исследовательскую и практическую часть, которые между собой не только взаимосвязаны, но и .пополняют друг друга. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каждом занятии при активном взаимодействии всего коллектива учащихся и выполнении индивидуальных заданий. Использование таких форм работы, как выставки, газета, средства информационных технологий (помещение работ на веб- страницах студенческого Интернет-сайта) и пр. служит дополни тельным стимулом и вносит положительную мотивацию в творче скую деятельность учащихся. Материал программы курса «Живое Слово» распределен с учетом достаточности для качественного получения результатов и устранения возможных недочетов. Последовательность получения знаний, запланированных по программе курса, позволяет быстро восстановить забытые знания получение новых знаний, т.к. опирается на пройденный материал, Итогом обучения в творческом объединении «Школа русской словесности «Живое Слово» является практическое применение полученных знаний в различных сферах обучения, таких как: создание рефератов, конспектов, сочинений, изложений с творческим заданием, составление заметок и статей, редактирование газетных материалов, докладов, исследований и пр., а также в проектной деятельности с применением современных информационных технологий. Эта творческая лаборатория, незаметно для нас самих, посте- пенно переросла в творческое объединение - «Школа русской словесности «Живое слово». С изменением (развитием направлений) структуры объединения изменился не только статус объединения, но и содержание. Так общая программа творческого объединения стала более емкой -возникла острая необходимость создать для каждого направлении свою программу; каждое направление имеет свои цели работы, расширяя и углубляя общую (глобальную) цель всего объединения. 2007—2008 учебный год творческое объединение «Школа русской словесности «Живое слово» приступило к работе не только в обновленном составе (влились свежие, молодые силы - первокурсники), но и с новой структурой и содержанием целей, задач, перспектив. Результатом обновления явилось рождение редакции литературной газеты и выпуск первого номера альманаха «На крыльях Пегаса», в котором были опубликованы не только лирические произведения учащихся колледжа, роман «Хроники Москвы» - произведение учащегося, над судьбой которого задумывались классный руководитель, администрация колледжа, но и музыкальное приложение: 4 сборника песен учащегося-барда Ивана Князева, занявшего 1 место в городском конкурсе бардовской песни.
Литература
1. Амфилохиева М.В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы. Метод. Пособие. - СПб.: Паритет, 2003. 2. Бельчиков Ю.А.. Стилистика и культура речи. 2-е изд, исправленное и дополненное. - М.: Изд-во УРАО, 2002.
3. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебник для СПО.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
4. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. Культура русской речи. - М., 2000.
5. Иванов Д. «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании». Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Выпуск 6 (12). - М.: Чистые пруды, 2007.
6. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. 3-е изда ние.-М.: АСАДЕМ1А, 2005.
7. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - С.58-60.
8. СолганикГ.Я. Стилистика текста.-М., 1997.
Источник: http://Автор:Плетёнкина Н.Д. |