
VIII. Литература XX века |
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр «Наследие».Час
поэзии. ·
«Верный хранитель пушкинской традиции»- стихи И.А.Бунина «Листопад», «Догорел апрельский светлый вечер…», «В степи», «Октябрьский рассвет», «Не видно птиц. Позорно чахнет…», «Могилы, ветряки, дороги и курганы…», «Плеяды», «Ночь», «Сириус»,«Кондор», «Одиночество», «Канун Купалы», «Христос воскрес! Опять с зарею…», «За все тебя, Господь, благодарю!», «Долина Иосафата», «Иерусалим»,«Поэту», "Перед закатом набежало…", "Мы встретились случайно, на углу… " Пейзажная
лирика. Родине – «усталой, робкой и печальной»,
ностальгия и философия, стремление прочесть и разгадать
сокровенные вечные законы нации, легенды, придания, притчи; раскрытие
метафоры «Родина-мать»; мотив
превосходства естественного бытия над общественной жизнью. Вечность,
единая гармония, красота, Бог, атмосфера тишины; трагедийность мотивы одиночества. Специфичность лирики Бунина - сообщения учащихся |
2ч |
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие». Философские вечера. · Творчество А.И.Куприна. Повесть «Молох»; очерки на производственные темы:
«Рельсопрокатный завод», «Юзовский завод», «В главной шахте», «В огне»,
«В недрах земных», «Недоразумение». Сообщения учащихся. Разоблачение
капитализма: описание производственных процессов и каторжный труд
рабочих-металлургов, шахтеров и ремесленников; образ иностранного капиталиста
— «жирного бельгийского буржуа», равнодушие буржуазного общества к изучению
своего отечества и своего народа; влияние идей народничества в изображении
рабочих, образ Боброва (гуманист, правдоискатель, мечтатель), роль личности в
процессе капиталистического развития;(наметились
характерные для всего последующего творчества Куприна мотивы: лейтмотив
творчества Куприна - поиски настоящего, душевно чистого человека). |
2ч |
Теоретико-литературные
понятия Своеобразие реализма начала XX века.
Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования.
Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и
Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и
новаторстве в литературе. |
|
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная: «Серебряный век русской
литературы» Стихотворения К.Д.Бальмонта, А. Ахматовой, М.Цветаевой, А. Белого, И.Ф.
Анненского, В.Я.Брюсова, Н.С.Гумилёва, И.Северянина, О.Э.Мандельштама Особенность поэзии серебряного века:
стремление
к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, литературное
экспериментирование: от Брюсова ("старшие символисты”) до Маяковского,от
Хлебникова (футуризм 1910-х г.) до особенностей поэтического языка М.
Цветаевой в 1920-х г..) |
|
Школа
русской словесности «Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория. Литературные
гостиные: ·
« Крестьянская поэзия: Николай Клюев» Продолжение традиций реалистической крестьянской поэзии
Кольцова. |
1ч |
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», творческая лаборатория. Часы поэзии. ·
« Мне снились веселые думы...» А.Блок (Три тома
лирики как путь и судьба лирического героя). 1. «Город», «Снежная маска»*, «Страшный мир» и
«Возмездие»* («Ночь, улица, фонарь, аптека. . . », «На островах»*, «О доблестях,
о подвигах, о славе. . . »). ·
«Вхожу
я в темные храмы ...» А.Блок 2. «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», , «Девушка пела в церковном хоре» «Клеопатра»*, «Соловьиный сад». и др. ·
«Россия, нищая Россия ...» - образ России в
поэзии А.А.Блока 3. «Русь», цикл «Родина»:
«На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»;
«Рассвет», «Осенняя воля». Сопровождение:
видеоэкскурсия в Шахматово - работа уч-ся - творческая лаборатория Принципы
циклизации поэтических книг Блока. Блок
о поэте и его назначении —Использование литературной традиции в создании
поэтических символов. Россия в творчестве Блока. Основные
мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность,
положение между Востоком и Западом, женский облик) —). Куликовская битва —
"символическое событие русской истории”. |
3ч |
Школа русской словесности «Живое слово», Школа
изящной словесности, центр
«Наследие». Тема: «Встреча
с В.В.Маяковским» - пешеходная экскурсия к памятнику В.В.Маяковского ст. м
Маяковская; наблюдения об атмосфере вокруг и сочинение
-эссе о личных впечатлениях проведенной личной экскурсии . Цель: дать ответ на вопрос: «В.В.Маяковский написал: «Я
знаю силу слов, я знаю слов набат, Они не те, которым рукоплещут ложи....» Почему?» |
д/з |
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературный
праздник: ·
Автобусная экскурсия на родину С.Есенина с. Константиново. ·
Участие в литературном Есенинском празднике ·
Посещение музея С.Есенина, дома — музея и др. |
8ч |
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие». Литературно-музыкальная гостиная: ·
С.Есенин
«Голубая Русь» Блоковские
мотивы в ранней поэзии С. Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и
гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина
(«Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия
деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий
богомолец я смотрю твои поля. . . », «Отговорила роща золотая. . . »).
Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и
другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»).
Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни», «Песнь
о хлебе», «Я иду долиной…»). |
2ч |
Школа русской словесности
«Живое слово», Школа изящной словесности, центр «Наследие», экспериментальная
студия «Земляки», творческая
лаборатория. ·
Выпуск сборника работ учащихся о литературном
празднике в Константинове с видео и фото приложением. Литературный отчет —
репортаж, очерк о литературном Есенинском празднике, с приложением видео,
фото материалов |
2ч |
Школа русской словесности
«Живое слово»,студия «Наследие», экспериментальная студия «Земляки», центр «Наследие», творческая лаборатория.
·
« В городе Тарусе — петухи и гуси...» Видео
экскурсия в г. Тарусу Дом-музей М.И.Цветаевой, по Оке (к камню М.И.Цветаевой) ·
Час
поэзии «Исповедальный
мир поэзии М.И.Цветаевой» (прослушивание песен на стихи М.Цветаевой: «По улице моей который год...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...» и
др.) ·
Час поэзии: Анна Ахматова « Не тайны и не печали...» (Многоликость
лирической героини конкретность образов, "дневниковость” и психологизм ранней
лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью. . . ».) (сопровождение: видео ряд, музыка) |
1ч 1ч 1ч |
Школа
русской словесности «Живое слово», центр «Наследие»,
творческая лаборатория. ·
Б.Пастернак. «Доктор Живаго» Многоплановость романа: о революции, о поколении, об
истории (Просмотр ключевых эпизодов
фильма по роману и беседа). ·
Час поэзии: «Стихотворения
доктора Живаго» Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака ( чтение стихотворений и прослушивание песен на стихи Б.Пастернака: «Свеча горела на столе, свеча горела» и др.) Соотношение
прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла
стихотворений Юрия Живаго. |
2ч 2ч |
Историко- и теоретико-литературные понятия: развитие представлений о литературном направлении и
течении.Модернизм. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм,
имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление
представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах
поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О
лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме
лирики, о влиянии музыки на поэзию. |
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория · М.Шолохов «Тихий Дон » Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману - эпопее и беседа. |
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ
ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ ("новый человек”, "новый быт”, "новый язык”) ·
Е. И. Замятин. «Мы».
Образ Единого Государства в романе.
Представление современности и её перспектив в образе обезличенного
механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах
"идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема
творчества в романе. Значение литературных реминисценций. |
|
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие», творческая
лаборатория. Сатирическое и трагедийное в изображении
1920–1930-х годов
· М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» Просмотр ключевых эпизодов фильма по роману и беседа Философский
релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени,
пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и
злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских
глав. ·
М. Булгаков «Собачье сердце» Булгаков
об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная
традиция как средство создания сатирических образов. Просмотр фильма по повести и беседа |
2ч 2ч |
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие», творческая
лаборатория.
·
А.
Н. Толстой*. «Пётр Первый» - (социальный заказ)
Изображение времени Петра в
идеологических, политических и нравственных параллелях с реальностью
советского времени 1920–1930-х годов
(Просмотр
ключевых эпизодов фильма, беседа)
|
2ч |
Историко-
и теоретико-литературные понятия Утопия и антиутопия. Понятия
"положительный герой”, "отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире,
сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения
стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого
приёма в поэме А. Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца
1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об
актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о
традициях и новаторстве. |
|
Школа русской словесности «Живое
слово», центр «Наследие»,Экспериментальная
студия «Земляки» . Тема «Человек и война»
·
Автобусная экскурсия в музей Битвы
под Москвой г. Зеленоград, на линию обороны (Панфиловский проспект), Курган Славы (на месте деревни Матушкино). · А.Бек «Волоколамское шоссе» (сообщения
учащихся) · К.Воробьев «Убиты под Москвой» сочинение — размышление
(эссе) от прочитанного произведения, и впечатлений от увиденного в
Зеленограде, с привлечением семейной хроники. · Заочная встреча — переписка с уч-ся ПТУ № 26 им. А. Мерзлова, г. Михайлов, Рязанской обл. ·
«Битва
под Москвой. Освобождение.» фоторепортаж
с места событий. ·
Час
письма Чтение и анализ сочинений учащихся |
6ч д/з д/з 1ч 1ч |
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие», творческая лаборатория ·
А.И.Солженицына «В круге первом» Жизненный путь Глеба
Нержина, математика, принявшего решение
вновь погрузиться в кошмар ГУЛАга, но не изменить своей совести. Просмотр эпизодов фильма по
роману и беседа по теме: «Человек и власть» |
|
Школа русской словесности
«Живое слово», центр
«Наследие»,Экспериментальная студия «Земляки», творческая лаборатория
совместно с библиотекой колледжа: · Устный журнал « Дежурный по апрелю»(Б.Окуджава) Романтический мир песен Окуджавы. Идеалы любви, дружбы, верности, благородства,
памяти. Значение песен Окуджавы в советском и современном российском обществе. Окуджава
и молодое поколение. Постмодернизм: |
4ч |
Литература:
1.
Государственный стандарт образования по «Литературе»
для основной школы (базовый уровень)
- Государственный стандарт образования по «Литературе» для средней школы (базовый уровень)
- Государственный стандарт образования по «Литературе» для средней школы (профильный уровень)
- Государственный стандарт образования по «Литературе» для средних специальных учебных заведений
- Федеральный Компонент Государственного стандарта общего образования по предмету «Литература» для средней (полной) общеобразовательной школы
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе: базовый уровень
- Примерная программа среднего (полного) общего образования по литературе. Профильный уровень. 10-11 классы. Абелюк Е.С.,.Блюмина З.А, Поливанов К.М.
- Примерная программа «Для средних специальных учебных заведений по предмету «Литература» Москва 2003 год