
Новая информационная модель обучения позволяет не только решить проблему соотношения информационного потока и объема сведений, который ученик может охватить, осмыслить и усвоить, но и сформировать способности учащегося к ориентированию в информационном пространстве и управлению информационным потоком, т.к. в современном обществе требуется человек, способный заниматься информационной деятельностью. Так работа, связанная с поиском необходимой информации, приводит к использованию Интернет-ресурсов, электронных библиотек, электронных каталогов, что в свою очередь способствует формированию не только навыков беглого чтения, но и формирует особые навыки работы с большими массивами разнородного текста и составлением текста нового формата - гипертекста. (См.таблицу №2)
С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию, ключевым звеном которой является развитие способностей эффективной смысловой обработки информации и способности рождать новые идеи, представляющие ценность для общества и для духовного развития самого человека. Возможность ускоренного получения необходимой информации способствует расширению потенциальных возможностей учащегося, формирует основы информационной культуры учащегося. (См.таблицу №3) [3.8.]
ИК навыки учащегося в новой информационной модели обучения:
Таблица 3
1. Организационные: |
· определение стратегия самообразования: планирование, перспективность, самоконтроль, корректировка, оценка; |
· оформление записей лекций: тема, план, библиографический список; |
2. Информационные: |
· работа с научной и учебной информацией: поиск, оценка, отбор, аналитико-синтетическая переработка, сохранение и использование, передача; выбор источников информации в зависимости от аспекта изучения проблемы; |
· определение релевантности и перспективности содержания информации; |
· комплексное использование источников информации (Интернет, теле- и радиопередачи, научная и учебная литература, периодическая печать и др.). |
3. Библиографические: |
· систематическое использование библиографических пособий и каталогов; |
· использование электронного каталога и МБА (межбиблиотечного абонемента); |
· ведение регистрации научной, учебной и др. литературы по отдельным проблемам на основе правил научной библиографии и др. |
4. Учебные: |
· конспектирование, тезирование, реферирование; |
· аналитико-синтетическая переработка текста, хранение и использование восприятие излагаемой информации (слушание); |
5. Работа с аппаратом книги: |
· ознакомление с книгой в целом ( автор, введение, содержание, заключение, иллюстрации, аннотации); |
· определение структуры книги; |
· быстрое, сосредоточенное чтение с карандашом в руках, с ведением записей; |
· привлечение дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники и т.д.); |
6. Понимание текста: |
· тезирование, конспектирование; |
· определение основной мысли текста, аргументации автора; |
· краткое изложение текста и цитация; |
· соблюдение правил оформления конспекта (название работы, фамилия автора, год и место издания, правильное цитирование со ссылкой на страницу работы, статьи); |
· фиксирование в конспекте дополнительных материалов изиз других источников. |
7. Использование Интернет- ресурсов: |
· Оформление запроса, |
· Использование ключевых слов; |
· поиск нужных адресов в Интернет; |
· обработка информации и т.д. |
Самое важное – это эффективное использование ИК средств в учебном процессе. Сегодня ученые выделяют следующие методические модели использования ИКТ в учебном процессе:
1. «Модель изучения» – модель, предназначенная для изучения компьютера, программных интерфейсов: освоение инструментария. Модель
имеет вспомогательное значение для реализации других моделей.
2. «Модель существования»: ориентированность на использование программных сред, реализующих искусственные методы моделирования
или создания виртуальной реальности.
3. «Модель управления собственной информацией»: накопление учащимся материалов, требующих особого внимания в организации хранения
и обновления.
4. «Модель управления технологическим процессом»: при компьютеризированном управлении физико-химическими лабораторными
исследованиями.
5. «Модель творчества»: нетрадиционное, то есть творческое или, как сейчас принято говорить, креативное решение поставленных задач
(с высокой степенью владения ИК средствами).
6. «Модель общения»: реализация дистанционного обучения в информационно-образовательной среде (ИОС).
7. «Модель просмотра» и «модель добывания информации»: самостоятельным поиском материалов с использованием средств Internet,
электронных энциклопедий, электронных каталогов и т.п.
8. «Модель опосредованного взаимодействия» – непосредственное общение с компьютером участников учебного процесса не требуется, хотя
полученная информация и определяет учебную деятельность[2]..
Литература:
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х т. Т1. /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. М.: Педагогика,1981. С. 373
- Философские проблемы образования в информационном обществе / http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/41728/
- Фомичев В.А., Фомичева О.С. /Новые теория и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном обществе http://ifets.ieee.org/russian/depository/v4_i2/html/1.html]
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект-пресс, 2004. С.373
- Цифровые и образовательные ресурсы в школе: методика использования //Филология: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008. с.7