I Пояснительная записка
1. Место факультатива по изучению профессиональной лексики «Росток» в системе Творческого объединения «Школа Русской Словесности «Живое Слово»: факультатив по изучению профессиональной лексики «Росток» является составной неотъемлемой частью структуры Творческого объединения «Школа Русской Словесности «Живое Слово» в составе направления «Центр Русского Языка «Русич», созданного при кабинете русского языка и литературы ГОУ СПО Строительный колледж № 26, подразделение 2, руководителем которого является преподаватель русского языка и литературы Плетёнкина Н.Д.
2. Рабочая программа факультатива «Росток» составлена в соответствии с Федеральным Компонентом Государственного стандарта общего образования по предмету «Русский язык» для средней (полной) общеобразовательной школы и в соответствии с примерной программой «Русский язык для средних специальных учебных заведений», а также учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений (базовый уровень). Работа факультатива «Росток» рассчитана в объеме 54 часа.
3.Основной постулат факультатива: «Цветами красноречия» усыпан путь ко всякой карьере». (А.П.Чехов).
4.Содержательной основой занятий факультатива является стремление научить учащихся грамотно пользоваться технической лексикой и специальной терминологией, в значительной степени улучшение качества речи, ее внутренней организованности, профессионально-речевой компетентности учащихся, заинтересованности в постижении азов выбранной профессии и, как следствие, более качественной подготовки квалифицированных специалистов.
С этой целью в программе представлена система практических занятий - творческих работ исследовательского характера, основанных на нетрадиционной форме применения лингвистических знаний в профессионально-коммуникативной деятельности студентов, совершенствования их культуры речи, помощи в усвоении технической и специальной терминологии, уважительного отношения к выбранной профессии, людям труда, более глубокому пониманию значения культуры речи для высококвалифицированного, инженерно-технического специалиста, повышения уровня не только речевой и профессиональной компетентности, но и общего повышения интеллектуального уровня гармонично развитой личности будущего специалиста.
Для достижения поставленной цели в представленной системе творческих и практических занятий и работ учащихся использована методика профессиональной направленности преподавания русского языка и литературы в СПО для внеклассной работы по русскому языку.
5.Программа предусматривает разнообразные, нетрадиционные, формы проведения как аудиторных занятий, направленных на развитие творческого потенциала учащегося, повышения их культурного и профессионально-образовательного уровней, таких, как: словесные игры, игры-экспромты, видео семинары, видео часы, практические занятия – игры со словом, «Экскурсы в Будущее», очные и заочные встречи с ветеранами производства, родителями, так и внеаудиторных, предусматривающих изучение истории колледжа, района, выпуск юмористических листовок в рубрике «Разговорчики в строю» литературной газеты «Глаголь!», участие в издании альманаха «На крыльях Пегаса», а также участие в работе Творческого Объединения «Школа Русской Словесности «Живое слово».
6.Программа опирается на обобщение и интегрирование знаний и умений по русскому языку, полученными студентами при изучении курса общеобразовательной (неполной, полной) школы, курса «Русский язык и культура речи», иностранных языков, МХК, истории, информатики, физики и др. дисциплин.
7.Цель программы факультатива: - ввести учащихся в круг основных понятий и проблем языковой стилистики – раздела науке о языке, в котором изучается «поведение» слов, форм, предложений в их взаимном переплетении и взаимодействии в повседневном речевом (бытовом), а также профессиональном общении, что является особенно актуальным на современном этапе языкового оскудения, понижения уровня языковой культуры, особенно в молодежной среде, - а также в круг общедуховных проблем общества, решение которых становится одним из условий нравственного и общенационального возрождения России.
8. В результате студенты должны: Знать: ü Роль русского языка в мировой истории, историческом, культурном наследии России, в жизни общества; ü место русского языка в мировом сообществе; ü языковые проблемы как общенациональные (духовные, нравственные) современного общества; ü языковое нормирование и особенности употребления в речи профессиональной лексики, целесообразность ее употребления в различных сферах жизни. Уметь: ü применять полученные знания на практике: при изучении специальных дисциплин, создании высказываний профессиональной направленности в устной и письменной форме; ü оценивать предложенное высказывание: анализировать особенности употребления единиц языка в устной и письменной речи с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи; ü соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях; ü владеть приемами редактирования текста (использовать возможности лексической и грамматической синонимии, устранять неоправданный повтор слов, неуместное употребление слов и выражений, стилевые особенности, использовать изобразительно-выразительные средства языка в своей профессиональной деятельности).
9.Программа факультатива ориентирована на учащихся ГОУ СПО 1 - 4 курсов различной профессиональной специфики (отделения строительных специальностей - «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Водоснабжение и вентиляция», «Ремонт и реставрация»; а также для отделений специальностей - «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Страховое дело», «Правоведение», « Профессиональное обучение» и др.) и будет интересна любому учащемуся, различного интеллектуально-образовательного уровня и степени подготовленности.
Алгоритм определения тематики и составления системы творческо - практических занятий факультатива по изучению профессиональной лексики «РОСТОК». (предварительная работа преподавателя русского языка и литературы)
1 этап.
1. Изучение программ и учебников профессионального цикла, преподаваемого в колледже (ГОУ СПО).
2. Собеседования с преподавателями спецдисциплин по составлению словаря профессиональных слов и терминов, изучаемых на этих предметах.
2 этап.
1. Составление перспективно-тематического плана факультатива.
2. Отбор конкретного материала из разных источников, учитывая цели и задачи, поставленные в программе работы факультатива.
3. Определение места материала по изучению спецтерминологии на занятии, форм и методов организации и проведении занятия, а также применение предназначенного для изучения и внедрения в практику речевого владения термина или профессионального слова.
4. Определение непосредственной цели введения лексического материала на каждое занятие (определение тематики занятий).
3 этап.
1. Составление календарно - тематического плана работы факультатива с учетом общей системы изучения профессиональной лексики и специальной терминологии.
2. Определение профессиональной направленности занятий факультатива (по отделениям).
4этап.
(с непосредственным участием студентов в работе факультатива в рамках Творческого Объединения «Школа Русской Словесности «Живое Слово»).
1. Определение единства требований к формулировкам по технической и профессиональной терминологии при создании электронных версий учебных пособий и дидактических материалов.
2. Создание базы для изучения специальных терминов и профессиональной лексики: - Составление мини - учебников и мини-справочников для использования на занятиях. - Подготовка аудио, видео, наглядного материала профессиональной направленности. - Выпуск дидактических материалов, создание презентаций, электронных пособий, программ для изучения и использования спецтерминологии на других предметах.
3.Участие в специальных выпусках литературной газеты «Глаголь!», в рубрике «Разговорчики в строю», альманаха «На крыльях Пегаса», а также в написании и составлении сценариев к фильмам, встречам ветеранами и сверстниками из других колледжей, эссе в рубрике «Есть мнение!», в редактировании материалов для Интернет-сайта колледжа, создании летописи колледжа и др. с использованием профессиональной лексики и терминологии.
Принцип распределения тем для изучения профессиональной лексики и специальной терминологии.
1.Языковая работа над публицистическими и общетехническими терминами (текстовая работа с заданиями).
2.Языковая работа над общетехническими терминами (текстовая работа с заданиями).
3.Индивидуальная языковая работа для закрепления общетехнических терминов с использованием дидактического (раздаточного) материала (карточки с заданиями).
4.Языковая работа над специальной терминологией по определенной профессии с использованием материалов компьютерной программы (коллективная работа).
5.Языковая индивидуальная работа над специальной терминологией по определенной профессии с использованием раздаточного дидактического материала.
6.Синтаксические упражнения в связи с изучением терминологии по определенной профессиональной направленности. 7.Языковая индивидуальная работа с карточками - заданиями по синтаксису на лексическом материале определенных профессий (строителей, экономистов, юристов и пр.).
8.Диктанты-миниатюры на повторение пройденного материала по определенной профессиональной тематике.
9.Диктанты с грамматическим заданием на лексическом материале по определенной профессиональной тематике.
10.Карточки-задания по орфографии на лексическом материале определенной профессиональной тематики.
11.Упражнения на развитие фонетических, орфоэпических, морфологических навыков связной речи и конструирования текста с использованием профессиональной терминологии.
12.Интонационные упражнения для развития навыков правильной артикуляции и произношения слов (дикции), с отработкой каждого компонента (просодемы) речи, ознакомление с приемами ораторского искусства.
13.Изложения и конструирование текста с профессиональной лексикой.
14.Лингвистический и стилистический анализ текста с целью выяснения причин достижения выразительности и убедительности сообщений с использованием профессиональной лексики и терминологии.
15.Задания по развитию речи с заданной ситуативной тематикой с использованием средств диалогической речи различной эмоциональной окрашенности.
16.Ортология оформления письменного текста: деловые и служебные документы из цикла «Нарочно не придумаешь» - некоторые трудности и вольности использования профессионально - деловых штампов и клише.
17.Участие в работе факультатива по русскому языку «Занимательная грамматика» - составление различного рода тестов, словесных игр: криптограмм, ребусов, чайнвордов, грамматических задач и пр. на профессиональную тематику как дидактического, так и юмористического характера для первокурсников и абитуриентов подготовительного отделения. 18.Создание базы для изучения специальных терминов и профессиональной лексики: ü Составление мини - учебников и мини-справочников для использования на занятиях как факультатива, так и учебных по русскому языку. ü Подготовка аудио, видео, наглядного материала по русскому языку профессиональной направленности. ü Выпуск дидактических материалов, создание презентаций, электронных пособий, программ для изучения профессиональной лексики и использования спецтерминологии на других предметах. ü Создание сценариев и участие в языковых (игровых) конкурсах-шоу «Поле чудес», «Кто хочет стать профессионалом?», компьютерных тестах-викторинах «Как правильно сказать по-русски?» и пр.
19.Участие в специальных выпусках литературной газеты «Глаголь!», в юмористической рубрике «Разговорчики в строю», альманаха «На крыльях Пегаса», а также: - в съемках видеофильмов о жизни колледжа; - в написании и составлении сценариев к фильмам; - встречи с ветеранами труда и сверстниками из других колледжей; - эссе в рубрике «Есть мнение!»; - в редактировании материалов для Интернет-сайта колледжа; - в создании летописи колледжа и др. с использованием профессиональной лексики и специальной терминологии.
Минимальные требования к оснащению занятий факультатива.
На занятиях факультатива по русскому языку используются печатные пособия (дидактические материалы и т.д.), репродукции картин, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства: диафильмы, видеофильмы, аудиозаписи, компьютерные программы и пр. Тематика творческих и практических занятий.
Раздел 1. «НЕ ТОЛЬКО ЧТО, НО И КАК СКАЗАТЬ»
(Языковая работа над публицистическими и общетехническими терминами)
Тема 1.1.«Как наше слово отзовется…» (Выбор языковых единиц).
Тема 1.2. «Стиль, отвечающий теме».
(Выбор манеры и стиля изложения текста).
Тема 1.3. Что же мы будем изучать?.
(Языковая работа над общетехническими терминами.)
Требования к знаниям: знать различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, правила применения профессиональной и технической терминологии, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента).
Требования к умениям: различать элементы нормированной и ненормированной речи, правильно использовать профессиональную и техническую терминологию.
Раздел 2. «…В начале было СЛОВО…»
(Из истории профессионализмов)
Тема 2.1." За 27 веков до нас … "
(закрепление общетехнических и профессиональных терминов).
Тема 2.2. "Самая молодая отрасль науки о языке "
(специальная профессиональная терминология с использованием материалов компьютерных программ).
Тема 2.3. « Герои труда – великие профессионалы».
(Языковая индивидуальная работа над специальной терминологией по определенной профессии)
Требования к знаниям: знать особенности исторического развития, имена основоположников русской стилистики, а так же имена знаменитых людей- профессионалов (по специальностям), способы применения специальной терминологии и слов-профессионализмов.
Требования к умениям: уметь применять исторические знания о профессиональной стилистике на практике: в устной и письменной речи.
Раздел 3. МАЯК В ОКЕАНЕ ЯЗЫКА
(Профессиональная лексика и функционирование языка)
Тема 3.1. «Не кочегары мы, не плотники…» (Синтаксические упражнения в связи с изучением терминологии).
Тема 3.2. «Мама-повар, что ж такого?» (Языковая индивидуальная работа с карточками-заданиями по синтаксису на лексическом материале определенных профессий)
Тема 3.3.«Милиционером - хорошо, а строителем – лучше!» (Диктанты-миниатюры на повторение пройденного материала по определенной профессиональной тематике).
Тема 3.4. «Столяру хорошо, а инженеру - лучше!» (Карточки-задания по орфографии на лексическом материале определенной профессиональной тематики.)
Требования к знаниям: знать способы словообразования, лексические и фразеологические единицы языка.
Требования к умениям: уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Раздел 4. «…намотай себе на ус...»
(Работа по развитию речи, ознакомление с приемами ораторским искусством)
Тема 4.1. «Изъясняться простым, точным словом» (Упражнения на развитие фонетических, орфоэпических, морфологических навыков связной речи и конструирования текста с использованием профессиональной терминологии).
Тема 4.2. «Тесно сливая идею с формой…» (Интонационные упражнения для развития навыков правильно артикуляции, и произношения слов (дикции), с отработкой каждого компонента (просодемы) речи, ознакомление с приемами ораторского искусства).
Тема 4.3. «Сквозь магический кристалл…» (Изложения и конструирование текста с профессиональной лексикой)
Тема 4.4. «Раз – словечко, два – словечко…» (Лингвистический и стилистический анализ текста с целью выяснения причин достижения выразительности и убедительности сообщений с использованием профессиональной лексики и терминологии). Требования к знаниям: знать лексические и фразеологические единицы языка, средства выразительности, знать проблематику построения ораторских текстов и особенности поведения оратора при произнесении публичной речи, а также об использовании разнообразных форм языкового воздействия на слушателей.
Требования к умениям: уметь применять на практике знания о лексических и фразеологических единицах языка, средствах выразительности, проблематике построения ораторских текстов и особенностях поведения оратора при произнесении публичной речи, учитывая особенности аудитории. Уметь пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике, использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях.
Раздел 5. ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ
(Что такое профессиональный язык?)
Тема 5.1. «Быть всем понятным…». Профессиональный язык в системе национального языка (Задания по развитию речи с заданной ситуативной тематикой с использованием средств диалогической речи различной эмоциональной окрашенности). Тема 5.2. «Чтобы быстрее и лучше понимать друг друга….». Общеобязательность языковых и литературных норм. (Ортология оформления письменного текста: деловые и служебные документы из цикла «Нарочно не придумаешь» - некоторые трудности и вольности использования профессионально - деловых штампов и клише.
Тема 5.3. «Слово, написанное и сказанное…». Система стилей литературного языка. (Участие в работе факультатива по русскому языку «Занимательная грамматика» - составление различного рода тестов, словесных игр: криптограмм, ребусов, чайнвордов, грамматических задач и пр. на профессиональную тематику как дидактического, так и юмористического характера для первокурсников и абитуриентов подготовительного отделения).
Тема 5.4. «Конь и трепетная лань…» (Участие в специальных выпусках литературной газеты «Глаголь!», в юмористической рубрике «Разговорчики в строю», альманаха «На крыльях Пегаса».)
Требования к знаниям: знать особенности просторечия, его взаимодействие и соотношение с литературным языком, стилистическую структуру, органическую связь лексико-фразеологического состава русского литературного языка, процессы, протекающие в современном литературном языке, а также специфику происхождения слов.
Требования к умениям: уметь пользоваться синтаксическими средствами при создании текстов различной стилевой принадлежности; редактировать тексты как собственного сочинения, так и тексты других авторов., стремиться к умелому использованию языковых элементов различных лингвистических уровней.
Раздел 6. «СЛОВА ЖИВУТ, ТЕКУТ ИЗ УСТ В УСТА…»
Тема 6.1. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь…» (Создание базы для изучения специальных терминов и профессиональной лексики: -составление мини - учебников и мини-справочников для использования на занятиях по русскому языку как факультативных, так и учебных).
Тема 6.2. «Твоими бы устами, да мед пить….» (написание и составление сценариев к фильмам, встречам с ветеранами производства и сверстниками из других колледжей, эссе в рубрике «Есть мнение!», в редактировании материалов для Интернет-сайта колледжа, в создании летописи колледжа.)
Тема 6.3. « Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» (Написание сценариев и участие в языковых (игровых) конкурсах-шоу «Поле чудес», «Кто хочет стать профессионалом?», компьютерных тестах-викторинах «Как правильно сказать по-русски?» и пр.) Требования к знаниям: иметь представление о социально-стилистическом расслоении современного русского языка, особенностях устной и книжной речи, выборе языковых средств, конструктивных особенностях, эмоциональной сфере лексико-фразеологического уровня, а также принципах построения ораторской профессиональной речи, ее эмоционального воздействия на аудиторию.
Требования к умениям: уметь различать тексты по их стилевой принадлежности, анализировать речь сточки зрения ее нормированности, уместности и целесообразности; уметь продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
Раздел 7. «Еще раз о птичках…» (Так зачем же все это простому смертному надо?).
Тема 7.1. «…все работы хороши – выбирай на вкус!» (В. Маяковский). (Выпуск дидактических материалов, создание презентаций, электронных пособий, программ для изучения профессиональной лексики и использования спецтерминологии на других предметах.)
ГОУ СПО Строительный колледж №26, Подразделение №2
Перспективный план распределения тематической и практической нагрузки
работы факультатива по изучению профессиональной лексики и терминологии русского языка «РОСТОК»
на 2007-2008 учебный год.
№ |
Темы |
лекции |
Практ\р |
всего |
1.« НЕ ТОЛЬКО ЧТО, НО И КАК СКАЗАТЬ» |
Тема 1.1.«Как наше слово отзовется…» |
3
|
4 |
7 |
|
Тема 1.2. «Стиль, отвечающий теме». |
|
|
|
|
Тема 1.3 «Что же мы будем изучать?» |
|
|
|
2.«…В начале было СЛОВО…» |
Тема 2.1.«За 27 веков до нас» |
3
|
6 |
9 |
|
Тема 2.2.Самая молодая отрасль науки о языке. |
|
|
|
|
Тема 2.3. «Герои труда – великие профессионалы». |
|
|
|
3.МАЯК В ОКЕАНЕ ЯЗЫКА |
Тема 3.1. «Не кочегары мы, не плотники…» |
|
|
|
3.МАЯК В ОКЕАНЕ ЯЗЫКА |
Тема 3.2.«Мама-повар, что ж такого?» |
3
|
6 |
9 |
|
Тема 3.3. «Милиционером - хорошо,
а строителем – лучше!» |
|
|
|
4.«…намотай себе на ус...» |
Тема 4.1. «Изъясняться простым, точным словом» |
4 |
6
|
10 |
|
Тема 4.2. «Тесно сливая идею с формой…» |
4 |
6
|
10 |
|
Тема 4.3. «Сквозь магический кристалл…» |
|
|
|
|
Тема 4.4. «Раз – словечко, два – словечко…» |
|
|
|
5.«Единство в многообразии» |
Тема 5.1. «Быть всем понятным…» |
|
|
|
|
Тема 5.2. «Чтобы быстрее и лучше понимать друг друга….» |
|
|
|
|
Тема 5.3. «Слово, написанное и сказанное…» |
|
|
|
|
Тема 5.4. «Конь и трепетная лань…» |
|
|
|
6.«Слова живут, текут из
уст в уста…» |
Тема 6.1. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь…» |
3
|
4 |
7 |
|
Тема 6.2. «Твоими бы устами, да мед пить….» |
|
|
|
|
Тема 6.3. «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» |
|
|
|
7.«Еще раз о птичках…» |
Тема 7.1.«…все работы хороши – выбирай на вкус!» (В. Маяковский). |
1 |
1
|
2 |
|
|
|
|
|
|
Всего часов: |
21
|
33
|
54 |
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
1. Ю.А.Бельчиков. Стилистика и культура речи. 2 –е изд, исправленное и дополненное. М. Изд-во УРАО, 2002г.
2. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов на Дону «Феникс», 2006г., учебник для СПО.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса общеобразовательное учреждение, М. 2004г.
4. Черкасова М.Н. Культура речи. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2006г., учебник для СПО.
5. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. – СПб, 2004г. Учебник для СПО.
6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Учебник для ВУЗов. М. – 1988год.
7. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М. – 1997год.
8. Горбачевич К.С. Нормы совр. рус. яз., лит. М. – 1989год.
9. Ковтунова И.И. современный рус. яз., порядок слов и акт. Членение. М. – 1976год.
10. Культура русской речи./под ред. проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000год.
11. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. - М., 2006г.
12. Русский язык и культура речи: Учебное пособие/ под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М., 2002г.
13. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997г.
14. Словари русского языка (орфоэпический, толковый, фразеологический, словообразовательный, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов).
|