ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
литературно-критическая статья.
1.Условное название эпизода (или глава, или сами его обозначаем – в названии заключена идея микротекста).
2.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения. Соотнесенность с предшествующими и последующими эпизодами текста.
3.Эмоциональный пафос эпизода: героический (казнь Тараса), драматический ( «Горе от ума»), трагический («Гроза»), сатирический («Господа Головлевы»), комический («Ревизор»), сентиментальный, романтический. Выявить эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому: утверждающее, отрицающее что-либо, оправдывающее, возвышающее, ироничное и т.д.
4.Содержательная функция эпизода: характерологическая (главы из «Мертвых душ»), психологическая, изображающая новый поворот в развитии сюжета, оценочная.
5.композиция эпизода.
6.Лексико-семантические особенности (как построены диалоги, монологи и т.п.).
7.Мини-сюжет эпизода (события, которые происходят в этом эпизоде).
8.Мини-конфликт эпизода (поведение действующих лиц, чувства, мысли, переживания, взаимоотношения героев)
9.Авторские оценки изображенных персонажей: прямые (внесюжетные элементы: реплики, вставки, философские рассуждения, авторские отступления. Образ автора или прямое обращение к читателю), косвенные ( сюжетные элементы :персонаж-рупор авторских идей, интерьер, портрет, пейзаж, худ. деталь, говорящие фамилии, литературные реминисценции).
10.Проблематика эпизода: нравственная, гражданская, философская, социальная, психологическая, социально-психологическая, утопическая, эстетическая.
11.Художественное время (Бахтин). Соотнесенность с историческим временем и несоотнесенность. Мифологическое время, утопическое, историческое. Сюжетное или замкнутое. Объективное и субъективное.
12.Худ. пространство: реальное и условное, ограниченное и безграничное.
13.Пейзаж в эпизоде: фантастический (вымышленный), символический и т.д.
14.Интерьер в эпизоде как средство характеристики персонажа (социальный статус героя, вещи говорят о хозяине, образованности его, сфере интересов и взглядах персонажа).
15.Портрет: описание (Пушкин), сравнение (Толстой «Война и мир»), психологический портрет (Толстой, Лермонтов – внутренний мир через облик).
16.Речевая характеристика (обязательна, если эпизод драматический!).
17.Выбор лексики (архаизмы, диалектизмы, церковнославянизмы).
18.Средства худ. изобразительности (как работают детали в эпизоде).
19.Худ. функция цвета и звука в произведении.
20.Роль эпизода в развитии идеи произведения
|